Институты и ментальные качества в новой истории

    
     - М. Шульгин, - 2023.
 
     В данной работе пойдем от общего к частному и закончим выводами социально-политического характера
      
     Исторический процесс формирования институтов можно отразить схемой: вначале складываются примитивные отношения между людьми (Рутины). Постоянство отношений формируется под действием устоявшихся традиций и ценностей, и закрепляется в национальном характере (Менталитете). В пределах сообщества в зависимости от уровня знаний и навыков разных людей, формируются различные Ментальные программы. В сложившемся обществе возникают доминирующие устойчивые неписанные способы взаимодействия, которые по мере становления государства оформляются в Институты (законы, нормы, правила).

     /Рутины - Менталитет - Ментальные модели и программы - Институты/

     Рутины

     Как известно, значительная часть экономической деятельности человека связана с другими людьми, между которыми складываются отношенческие рутины. Именно благодаря им снижаются транзакционные издержки поиска информации, издержки в ходе принятия решений и координации [3].
     Рутины – это способ комплексного хранения знаний (knowledge) и навыков (skills), которые требуются человеку для его деятельности. В этой системе навыки призваны снижать издержки. Необходимость выработки навыков для реализации имеющихся знаний обуславливает эволюционный характер формирования и изменения рутин.
     Процесс приспособления к новым условиям, выраженный в поиске новых стратегий поведения, в освоении и закреплении их в качестве рутин, зависит от природы знаний. Чем менее явно знание, тем труднее приспособиться к новым условиям. Инерция и консерватизм рутин закрепляется менталитетом, который является весьма устойчивым образованием (В. Радаев. Социология рынков).

     Ментальные модели

     Как известно, экономика состоит из технологий, действий, рынков, финансовых институтов и заводов – все они реальны и материальны, но всеми ими управляют представления и знания [1]. В соответствии со знаниями и представлениями у потребителей формируются те или иные ментальные модели, через призму которых он оценивает полезность приобретений или финансовых вложений. Люди быстро усваивают основные настроения в экономике и, следуя им, сохраняют эмоциональное равновесие, расходуя при этом минимум когнитивных и душевных усилий.
     При взаимодействии друг с другом определенным образом, между участниками экономических отношений складываются гласно и негласно закрепленные правила и обязанности. Иерархические структуры этих правил в конечном счете и образуют ментальные модели (подход выработанный институциональной экономикой). Такие модели создают формат для одинакового восприятия и интерпретации реальности участниками отношений и служат основой любых совместных действий [1].
     Общие ментальные модели складываются, а затем и изменяются постепенно под воздействием механизмов научения - опыта (биологического, социального, индивидуально-психологического, профессионального, поведенческого опыта), но продолжительность действия этих механизмов существенно различается.
     Сегодня разработаны модели общего правила поведения в группе. Так, выявлено, что доля индивидов, отклоняющихся от общих правил поведения в группе, постепенно уменьшается – это является результатом социализации – экономической и биологической борьбы (научения, приспособления, выживания). И происходит это тем быстрее, чем заметнее разница выигрыша между традиционным поведением индивида и желательным поведением в группе [2].
     Таким образом, со временем все оставшиеся члены группы должны перейти на модель, приносящую большую выгоду от их поведения. Но этого не происходит по причине ограниченной рациональности людей – они или совершают непреднамеренные ошибки в поведении, либо не способны соблюдать правила. При этом некоторая часть группы всегда будет нарушать правила преднамеренно, для реализации своих личных интересов (проявлять оппортунизм). На специфику экономического поведения большое воздействие оказывает культура и ментальные программы.

     Ментальные программы

     Люди, стремясь занять достойное место в обществе, со временем вырабатывают свою стратегию поведения, которая просматривается через алгоритм ментальных программ.
     Один из самых известных специалистов по вопросам культуры G. Hofstede (1990 г.) предполагал, что во многом поведение человека зависит от его ментальных программ (человек «запрограммирован» на их реализацию).
      Под ментальными программами Г. Хофстеде [5] понимает «образы размышлений, чувств и действий» и выделяет три уровня таких программ: человеческую природу, культуру и индивидуальность.   
     Для человеческой природы (нижний уровень программ) – характерны схожие для всех индивидов программы. Они наследуются генетически программой выживания и являются неотъемлемой частью каждого человека.
      На среднем уровне находятся программы, характерные для любой конкретной группы людей и формируются путем социально-профессионального обучения. Модели этого уровня Г. Хофстеде называет культурой и отмечает, что наибольший интерес для экономического анализа представляет именно этот уровень [Там же].


     Уровень экономической культуры

     В экономической культуре выделяется три уровня – массовая экономическая культура, экономическая культура лиц, принимающих решения на уровне организаций, и теоретическая экономическая культура ученых экономистов [1].
     На уровне массовой экономической культуры явные знания как элемент культуры практически не оказывают влияния на экономическое поведение, которое обусловлено, в первую очередь, ценностями и навыками. В моменты кризисов социального сознания и резких изменений экономического устройства, когда происходит трансформация ценностей, имитация успешного поведения удачливых агентов может стать причиной массового поведения в обществе. Но, не обладая знаниями и навыками рыночных отношений, это поведение в массе своей становится неэффективным (например, участие в финансовых пирамидах, игра на финансовом рынке).
     На самом высоком уровне находятся ментальные программы, специфические для конкретного индивида. Они определяют его индивидуальность, отличают его от других. Частично эти программы наследуются генетически, частично формируются путем обучения.

      Заключение

      Экономическую культуру определяют господствующие ценности и компетенции, поскольку именно они задают вектор деятельности человека. И именно от их характера зависит, какие навыки и знания будет накапливать человек и каким образом будет ими распоряжаться.
      Отметим, что одни ценности могут способствовать экономическому росту (материальные ценности потребления, предпринимательства, контроля, труда, хорошо работающих на благосостояние традиций), а влияние других – способно сдерживать этот рост (это касается заявленных  ценностей рыночной демократии и  либерализма - свободы, равенства, братства), когда массы людей увлекаются ими, а большинство совокупного богатства страны попадает в руки крупных бизнесов и чиновников разного уровня.
      Свобода ограничивается частичным самовыражением претендующим на творческость людей; равенство выступает ширмой для депутатов и произвола неких судей, чиновников и начальников; а  братство - ограничивается отношениями людей равных по должности, званию и доходам. Причем люди всегда делятся на своих и чужих.
      В кризисные годы нехватка материальных средств и острая неудовлетворенность их распределением и несправедливым присвоением, негативно сказалась на настроении, здоровье и потребительском поведении индивидов в обществе. Привело к резкому спаду экономики и снижению рождаемости.
      Но как только в обществе произошла некая стабильность в доходах, ментальные качества тут же взяли свое, и экономическое поведение русского человека стало весьма опознаваемым [4]. Русски люди вновь начали жить на широкую ногу, мало сберегать и влезать в долги (брать потребительские кредиты).
      Отсутствие явных знаний и опыта взаимодействия в рыночных условиях, привело к спаду в экономике 1990-х гг. и разочарованию многих людей в рынке. Выиграли только чиновники, бандиты и воры, а честные предприниматели и бюджетные работники проиграли. Это настроение в обществе ощущается и сегодня, и даже обострилось в условиях СВО.
       Неприятие рынка люди испытывают вследствие резких колебаний доллара, в результате несправедливых судебных решений и произвола начальников. Действия Центробанка и решение судов также некому оспорить, некому пожаловаться. Российские чиновники стали большими демократами, либералами и рыночниками, чем западные. Они всячески отстаивают рыночный механизм и бюрократически выдерживают букву закона.
      В критические моменты жизни страны, первостепенно важной становится позиция человека по отношению к власти, которая формируется воспитанием в семье; под действием массовой культуры и влиянием значимых людей; зависит от принадлежности к партии и движениям.
      Гражданская позиция выражается в следующем - быть гражданином (православным или мусульманином) и патриотом своей страны
      - либо оставаться либералом, приверженцем к глобальной культуре свободного от ответственности гражданина мира - жить там, где легче и лучше.

   Литература

1. Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юдкевич М. Курс институциональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 440 с.
2. Раай В. Экономика и психология. Экономическая наука и родственные дисциплины. Панорама экономической мысли конца 2002. – Т.2
3. Радаев В. Социология рынков. М.МГУ ВШЭ, 2003.
4. Шульгин М.В. Менталитет, ценности и ментальные программы в экономическом поведении: Вестник ИрГТУ,
 № 2.Иркутск, 2010.
5. Г. Хофстеде. Культуры и организации. 2001: сайт lse2010.narod.ru


Рецензии