Третий еврейский храм - главная причина конфликтов

Арабо-израильский конфликт был бы давным-давно решен к полному взаимному удовлетворению всех сторон, если бы эти стороны руководствовались только политическими, экономическими, финансовыми или иными житейскими интересами. Но главным интересом сторон в этом конфликте является религиозный. Евреи хотят построить «Третий храм» на том месте, где были построены Первый и Второй, и от которых осталась лишь одна Стена Плача. Но арабы не могут им позволить это сделать, так как сегодня на этом месте стоит третья по значимости святыня мусульманского мира – мечеть Аль-Акса, а также Масджид Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). Купол Скалы является мусульманским святилищем, построенным над Камнем Основания – местом, где располагалась Святая святых Иерусалимского храма.

Евреи хотят построить «Третий храм» на том месте, где были построены Первый и Второй, и от которых осталась лишь одна Стена Плача.

https://up.tsargrad.tv/uploads/.jpg
Схематическое изображение главных святынь христианства, иудаизма и ислама на Храмовой Горе в Иерусалиме
Именно за эти святыни и идет война между евреями и мусульманами, которая не может быть остановлена никакими переговорами и никакими дипломатическими усилиями. Она может быть завершена только окончательной военной победой одной из сторон.

Пока Израильское государство на официальном уровне не ставит вопрос о строительстве «Третьего храма», эта тема активно продвигается на уровне общественных организаций. Таких, например, как «Нееманей хар ха-байт» (Ревнители Храмовой горы), или «Движение за возведение Храма». Существует также и «Махон ха-Микдаш» (Институт Храма), сотрудники которого работают над воссозданием утвари и одежд священников, необходимых для храмового служения. Также они занимаются поиском потомков древних коэнов (священников) и левитов, которые могли бы в будущем совершать службы в Третьем храме, если он будет построен.

Многие раввины (как древние, так и современные) считают, что ничто не может освободить еврейский народ от обязанности возведения Храма. Мнения разделяются лишь в деталях: должны ли евреи построить Третий храм до пришествия «Машиаха» (ожидаемый иудеями мессия, он же антихрист для христиан), или же этот самый Машиах сам построит храм, когда придет на землю? Сторонники последней точки зрения заявляют, что строительство храма Машиахом и будет доказательством его мессианства.

В любом случае с каждым новым обострением арабо-израильского конфликта разговоры о перспективах строительства Третьего Храма возобновляются с новой силой. Разного рода аналитики начинают строить предположения о том, будет или не будет он построен, и если будет, то когда.

В 2000 году известный советский и российский дипломат, Президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов рассказывал, что на переговорах между президентом США Биллом Клинтоном, премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и лидером Палестинской автономии Ясиром Арафатом в Кэмп-Дэвиде Арафату предложили решить окончательно палестинский вопрос самым выгодным для палестинцев образом. Взамен от Арафата требовалось лишь дать согласие на следующие действия: подвести под мусульманские святыни на Храмовой горе мощный железобетонный фундамент и поднять их на определенную высоту от земли. Это дало бы возможность построить «Третий храм» без разрушения мечети Аль-Акса и Купола Скалы. Арафат ответил категорическим отказом, после чего началась так называемая «Вторая палестинская интифада».

В каком храме воцарится антихрист?
В христианстве распространено мнение, что восстановление Иерусалимского храма является одним из признаков пришествия антихриста, поскольку именно в этом храме он должен воцариться. Сторонники этого мнения полагают, что на это указывают слова апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,3-4).

Идет ли здесь речь об Иерусалимском храме или о каком-то другом?

Многие святые отцы полагают, что святой апостол Павел имел в виду именно Иерусалимский храм.

«В церкви же Божией – не нашей, но древней – иудейской» (преподобный Иоанн Дамаскин).

«"Якоже ему сести в церкви Божией". В какой же церкви? В разрушенном храме иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся. Почему сие мы говорим? Да не подумает о нас кто-либо, что мы льстим себе. Если он придет к иудеям под именем Христа, и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему; то, чтобы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном» (святитель Кирилл Иерусалимский).

В христианстве распространено мнение, что восстановление Иерусалимского храма является одним из признаков пришествия антихриста, поскольку именно в этом храме он должен воцариться.

Но это не единственная точка зрения. Например, преподобный Ефрем Сирин говорит, что здесь имеется ввиду Церковь Христова, т.е. православный храм: «Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, - но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог».

Блаженный Августин вообще признавался в том, что нет возможности определить, какой храм станет местом восседания антихриста: «Но неизвестно, в каком сядет он храме Божием: на развалинах ли того храма, который был построен царем Соломоном (см.: 3 Цар. 6:1-38) или в церкви. Ибо храма какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы храмом Божиим».

Большинство же святых отцов допускали, что антихрист может воссесть как в Иерусалимском храме, так и в христианских храмах.

«Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит всем поклоняться себе вместо Бога. И будет восседать в храме Божием – не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах» (святитель Иоанн Златоуст).

«Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: в храме, во всяком храме Божием» (блаженный Феофилакт Болгарский).

Святитель Феофан Затворник, суммируя мнения святых отцов, писал: «Будет же где-нибудь центральное место действования антихриста, и будет конечно определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того Места и разумеет Апостол. В этом храме и воссядет он, как бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом».

В связи с нынешним обострением арабо-израильского конфликта греческое информационное агентство «Vimaorthodoxias» разместило на своем сайте цитату недавно прославенного в лике святых преподобного Паисия Святогорца: «Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Ее разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который, как говорят, находился на ее месте. В восстановленном храме сионисты в конце концов провозгласят антихриста Мессией. Я слышал, что евреи уже готовятся к возведению храма Соломона».

Все медленно, но уверенно идет к тому, что «Третий храм» все же будет построен, несмотря на сопротивление всего мусульманского мира.

Эти слова подтверждаются всем ходом событий на Ближнем Востоке, начиная с восстановления Израиля как государства в 1948 г. Действительно, все медленно, но уверенно идет к тому, что «Третий храм» все же будет построен, несмотря на сопротивление всего мусульманского мира. Однако, учитывая то, что святые отцы не имеют полного согласия по этому вопросу, нельзя всецело полагаться на точку зрения преподобного Паисия и других отцов, высказывавших аналогичное мнение, поскольку это может таить в себе серьезную опасность. Заключается она в том, что пока мы будем ждать восстановления Иерусалимского храма и полагать, что без этого антихрист не придет на землю, он вполне может прийти и воссесть в совсем ином месте. Иными словами, мы можем его попросту «проморгать».

Поэтому необходимо обращать внимание не только на то, в каком храме воссядет антихрист, но и на весь комплекс пророчеств, связанных с наступлением последних времен. А самое главное – следует помнить, что апостол Павел, писавший Солунянам, что антихрист «в храме Божием сядет он, как Бог», писал также и о том, что каждый христианин является храмом Божиим: «Не знаете ли, что тела; ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19). А пустить или не пустить антихриста в этот храм, – зависит только от каждого из нас.


Рецензии