Некоторые аспекты гражданской войны в 1917 1920 гг

. Некоторые аспекты гражданской войны в 1917 — 1920 гг. (по воспоминаниям современников) часть 1
 (Автор: Троценко Дмитрий Николаевич) Гражданская война - одна из самых черных страниц истории России XX в., разделившая жителей некогда единого государства на два противоборствующих лагеря. Поэтому изучение столь сложного периода российской истории необходимо начинать с анализа источников личного происхождения. Именно в них мы можем обнаружить интересные и «жизненные» описания всех нюансов, связанных с трагичной войной. Вот как их описывает Максимилиан Волошин: «Одни выносят на плакатах / Свой бред о буржуазном зле, / О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле... / В других весь цвет, вся гниль империй, / Все золото, весь тлен идей, / Блеск всех великих фетишей / И всех научных суеверий. / Одни идут освобождать / Москву и вновь сковать Россию, / Другие, разнуздав стихию, / хотят весь мир пересоздать» [1, с. 34]. В каждом уголке бывшей Российской империи братоубийственная война протекала по своему сценарию и со своей спецификой. В казачьих землях она проходила в крайне своеобразном виде и формах. Сама сущность кубанского казачества противоречива: оно складывалось из разрозненных групп, разных по своему культурному и ментальному содержанию. Весь период Гражданской войны наблюдался следующий антагонизм: линейцы и черноморцы. А если добавить непреодолимые противоречия между казаками и иногородними, то ситуация еще более усложнится. И все это в итоге привело к трудной и трагической развязке в 1918-1920 гг. Война на Кубани сильно изменила жизнь в казачьих станицах: «Старики держались стойко, но распропагандированная на фронтах молодежь, ринувшись к своим станицам, несла с собой дух разложения и в казаке, в распоясанной защитного цвета гимнастерке, уже нельзя было узнать недавнего лихого джигита и природного стрелка-пластуна» [2, с. 5]. Главная проблема Гражданской войны - это отсутствие у неё четких границ. Под границами мы понимаем в данном случае разделение воюющих на две группы: «свои» и «враги». Кто в братоубийственной войне является «своим», это очень серьезный и неоднозначный вопрос. Так в своих воспоминаниях Д.Е. Скобцов приводит очень страшный эпизод времен граж-данской войны: «Дядя из «белых» выехал в степь вместе с «красным» племянником, - последний (племянник) вернулся домой живым и торжествующим, а бездыханного дядю привезли на повозке сами лошади, хорошо знавшие дорогу к дому. У дяди смертельная рана в затылок от пули из револьвера племянника. Из родных убитого никто и заикнуться не посмел о расследовании этого дела» [3, с. 144]. Такие убийства, как в прочем и другие проявления жестокости и насилия, стали нормой. Участники Гражданской войны массово, описывая свое боевое прошлое, упоминают о тех, или иных преступлениях, зачастую не осуждая их, а наоборот, представляя себя на месте преступника. Насилие по отношению к женщинам так же считалось чем-то само собой разумеющимся. Нельзя не отметить и тот факт, что революция и Гражданская война на Юге России была осложнена страшной схваткой за землю и власть между казаками и иногородними. Бывший батрак И.П. Выростков оставил любопытные свидетельства по этому поводу: «В наше время таких условий не было, иногородние в одной школе с козачатами учиться не могли, как не может негр в США учится с белым. Для иногородних в станице была единственная цирковно-приходская школа, да и та не для всех. Вот почему среди иногороднего населения в станице 90% было безграмотных» [4, л. 63]. Крестьянин А.П. Легкий удачно показывает отношения между этими двумя враждующими группировками: «Население Кубани воспитывалось враждебно к иногородним, а лиц, замеченных в революционной деятельности, называли антихристами, богопродавцами, бунтовщиками и зорко следили за появлением, по ихнему, подозрительных личностей». [5, с. 243] Но и среди казачества не было единства: оно делилось по имущественным и идеологическим составляющим. Вот как описывает процесс возвращения жителей Кубани с Первой мировой войны Ф.И. Марушко: «С фронтов военных сражений с Германией и Турцией возвращались фронтовики: казаки и солдаты (иногородние). Пластуны пешим ходом шли от станции Албаши до станицы в полуизношенном обветшалом обмундировании и в истоптанной, дырявой обуви с пустой сумкой за спиной и изможденным видом. Кавалеристы были более подтянутыми, в казачьем обмундировании сносного вида, в начищенных сапогах без дыр, восседали на пошатывающихся потупившихся строевых конях с впалыми боками и притороченными к седлу полупустыми сумками...» [6, л. 24]. Уже по этим строкам четко прослеживается неоднородность казачества. Но куда более страшным для кубанских казаков стало деление по идеологическому принципу. Выделились две противоборствующие группировки: линейцы (прорусски настроенные) и черноморцы (самостийцы). Именно борьба между ними сказала решающее значение в поражении Добровольческой армии, и белого движения в целом. Продолжение следует


Рецензии