Прогресс
Связка ключей, электронная рулетка, телефон. Карманный гигрометр. Еще одна рулетка, но уже механическая. Карандаш из Леруа Мерлен, вернее, замусоленный огрызок от него. Видавший виды блокнот. Документы и карточки. Про карандаш точно есть история, но она слишком специфична, про ремонт квартиры. Оставлю ее на другой раз. Поэтому продолжаю перебирать вещи, лезу в бумажник и достаю из потайного кармашка однодолларовую купюру. Вроде нашел подходящий предмет для рассказа. Понятно же, что я далеко не Сэм Уолтон, и моя история про доллар обречена на вторичность изложения, даже не будучи написанной. Но я все же рискну.
Ранней весной 1992 года я уволился с огромного государственного предприятия. Не то, чтобы там меня сильно эксплуатировали, работа мне нравилась. Но зарплаты катастрофически не хватало даже на еду. Не говоря уж про покупку одежды, что в двадцать два года было уж совсем ни в какие ворота. Денег хватало на пару раз пригласить девушку в кооперативное кафе, а потом долгая печальная диета до аванса. И попытка завязать новое знакомство. Самое смешное в этой истории было то, что фабрика производила бумажные банкноты. В нашем цеху делали сторублевки, в основном. Я голодал, сидя на паллетах с миллиардами и слушая грохот печатной машины.
Короче, я уволился, а в последующие пару дней судорожного поиска источника пропитания пришла идея продать книги из домашней библиотеки. Звучит пафосно, а на самом деле я открыл старый книжный шкаф, выбрал книги поприличней (бабушкины всевозможные словари и прочую заумь) и, сложив их в старый чемодан, поехал к книжному магазину «Прогресс», что на Садовом Кольце, рядом с метро «Парк Культуры». Там, среди бесцветных книжных барыг в вельветовых кепках, я нашел свое пристанище на несколько месяцев, пока искал нормальную работу.
Итогом первого дня был шок. И эйфория. За полдня я смог продать на сумму, в несколько раз превышающую мою прежнюю зарплату. Да, я понимал, что это оборот, а не прибыль. Что я продаю то, что никогда, ни за какие деньги не смогу купить снова (но все же купил, и не раз), но в этот день я будто ухватил путеводную нить. На следующий день сделал себе складной столик, подсмотрев его конструкцию у других, более удачливых торговцев. Через пару дней понял, где брать словари (и учебники, и другие нужные мне книги), на которых я решил специализироваться.
Я их покупал у тех, кто уезжал из страны навсегда. Писал в газете «Из Рук В Руки», что куплю дороже, чем кто-либо еще, старательно заполняя бланки объявлений. И покупал, не жалея самоуничтожающихся деревянных банкнот. Продающие и уезжающие посмеивались про себя, но большинство прекрасно понимало, что через неделю или две на те деньги, что я им отдал за бесценные книги, которые уже никто и никогда не напечатает, можно будет купить лишь мороженое.
Тогда еще не было интернета, поэтому почти у каждого образованного человека были словари и богато изданные альбомы по живописи. Чихая от пыли, я рыл тоннели в чужих библиотеках. Мой выбор книг был скорее интуитивным, я отбирал нужные книги подобно игроку в рулетку. Ставя на красивое и необычное. Параллельно своему букинистическому движу я успел поработать охранником и лепщиком пельменей по нескольку дней, в пекарне научился замешивать и выпекать булки, жарить котлеты и делать из них гамбургеры. На неделю уехал в Грузию в отчаянной попытке стать менеджером по туризму. Но ни одна работа не могла сравниться с торговлей словарями у «Прогресса».
Ближе к концу лета мне удалось устроиться в строительную компанию. Я стал заниматься тем, в чем хоть немного разбирался, получая за это нормальную зарплату. Чемодан и самодельный столик выбросил на помойку, будто избавляясь от ненужного, тревожащего опыта. А однодолларовую купюру, полученную мной в первые дни торговли, я храню до сих пор. Да, еще осталась с тех времен книга с репродукциями картин художника Фернана Леже, но на венгерском языке. Но с красивой обложкой.
Свидетельство о публикации №223101201173