Женщины-ученые в истории

В 17 веке действительно было много гениев, притом и среди женщин! Как ни открою в библиотеках старинные источники Академия Google, где я теперь по своей инициативе работаю - вспахивая "культурные слои" веков - так снова и снова чем дальше от  19 и даже 18 веков в век 17-ый тем больше Благородных Дам-Авторесс! Даже среди ученых Дам. Математики. Физики. Медики...Не только романистки и поэтессы. Это мистика. Значит нам лгали про темные века невежества и про угнетение женщин во все века.

 Угнетение, по-видимому, началось как раз ближе к нашему времени! Очень мало авторесс в 18, еще меньше в 19 в, единицы и то несущественно, как правило, вроде Софьи Ковалевской, которая если пристально взглянуть, ничего великого не написала ни в научной, ни в литературной части. Но ее выставили как первую женщину-математика в истории, что совершеннейшая неправда даже с точки зрения давно-общедоступных трудов по истории математики и вообще науки.

Были и Мария Аньези("локон Аньези", одна из функций в высшей математике так романтично называется и входит в курс высшей математики для ВУЗов).

И Ада Лавлейс, первая предтеча нашего информационного общества(труды по программированию в математике впервые в истории принадлежат ее перу, дочери лорда Байрона).

А у одной из выдающихся женщин-математиков 18в. было что-то около 10 детей к тому же и первая женщина-профессор математики. Правда, это звание ей было присвоено по ее выдающимся работам, она не преподавала, и не была отягощена необходимостью добывать хлеб насущный для своей большой семьи, принадлежа к итальянским патрициям. И написала она в разы поболее и значительнее нескольких статей Софьи Ковалевской, у которой(Софьи К.) был лишь один ребенок и она рано овдовела, но отнюдь не бедствовала и не была третируема, как женщина-ученый, а напротив, ей было впервые в истории 19 века присвоено звание профессора Стокгольмского университета. А написала мало, наверное, потому, что запуталась в финансовых делах, которые убили и ее мужа, Владимира Ковалевского(суицид из-за банкротства). Деньги, необходимость искать их, беспокойство из-за них - уничтожают свободный творческий дух.

Если же мы заглянем в 17 век, о чем случайно узнала читая Гегеля, то встретим толпы женщин-авторов разнообразнейшей литературы, и притом продуктивных и количественно, авторесс полных собраний сочинений, и притом в разных сферах от одной дамы, то есть универсалок, от романов, стихов, эссе до научных и философских трактатов и эпистоляриев, политической публицистики... И это 1600-е годы! По всей Европе. И англичанки, и француженки, а вот русские дамы надо еще смотреть. Хотя..во времена царствования Елизаветы Петровны...Может быть. А Екатерина Дашкова? Президент Академии наук при Ломоносове. Вряд ли Дашкова была бы единичным явлением, наверняка, мы знаем не всю правду о своем прошлом.

Выходит, 18 век это еще блестящее Барокко, а вот 19-ый уже рококо, нисхождение мирового духа, гения народов, а положение женщин становится унизительным и загнанным в рамки кирхен, кухен. Ученость для женщины уже категорически не приветствуется и третируется всеми способами:от уничижительных прозвищ "синий чулок" и якобы мужеподобные женщины, которые просто не нашли "счастья в личной жизни", и поэтому занимаются богопротивными для женщины умственными занятиями, до общественного неприятия и, может быть, скрытой зависти, к этим всё более редким женщинам, наделённым настолько мощным творческим огнем, что удерживать его в рамки начертанного "кирхен-кухен" не в их силах и естестве. Да и местами поменены причина и следствие: не творчество - потому что не такая личная жизнь, как хотелось бы, а наоборот:внутренний творческий дух не находит понимания у большинства мужчин, ибо большинство мужчин всё-таки существа примитивныой природы, что бы они о себе важно не полагали, но жизнь показывает иное, женщины более утонченные духовно существа, но редко им предоставляется свобода развития, а мужчины их эксплуатируют. Если редким женщинам удавалось вырваться их этой матрицы, то они  превосходили даже самых даровитых мужчин. А сейчас это тоже так:несмотря на большое количество женщин со степеням кандидатов наук - единицы среди них могут хотя бы поддержать беседу по их же специальности(лично проверено). Выдающийся талант это всегда эсклюзив, редкость...

 Ученик и собеседник д-ра Гегеля, Виктор Кузен(не кузен, а фамилия такая), первый обратил внимания на это, написав книгу "о гениальных дамах 17 века". О чем я прочла во французской Википедии, смотря кто этот Виктор Кузен, и так и узнала, пошла по Википедии смотреть этих дам-писательниц 17 века, и до сих пор удивляюсь...Вот прямо сейчас наткнулась на труды Мари Фуке, супруги мэра Парижа последней трети 17 века(до 1700), автора медико-хирургических трудов(так на обложке!), патронессы госпиталей для бедняков, вложившей свои большие средства на создание сети благотворительных и медицинских учреждений для бедноты. То есть не только писательница, притом научный писатель, но и руководитель учреждений, и учредитель их, и финансировала из своих средств, а не по дозволению супруга, как нам рассказывали, что в те времена даже богатые женщины не имели права расходовать средства без разрешения мужа. Так как им ничего своего не принадлежало, будучи аналогом движимого имущества мужей. Но если приглядется, то замечаем и укрепляемся во мнении:что были, были времена прекрасных и притом образованных, а иногда и талантливых Дам — и достойных их благородных и учёных, воспитанных Мужчин.

Масса научно-медицинских, просто научных и общественно-политичеких лекций 1700-х гг. начинается со слов:

 Леди и Джентльмены!

 А нам рассказывали... А оказывается докладчики читали лекции перед аудиториями, в которых сидели и дамы. Первое удивление началось у меня, еще читая опять же Гегеля, его письма, в которых неожиданно много для философа приземлённых материй(кормить семью кто будет, ясно, поэтому все время вопрос о курсах лекций и соответственных им жалований и окладов), в которых он не раз упоминает, что возможно есть ставка для чтения курса лекций по философии "для дам".

Конечно, было бы аберраццией - иллюзорным - полагать, что это был Золотой век, как он описан в былинах и каких-нибудь Ведах. Да нет. Это был век аристократической культуры для избранных, горстки...Иначе зачем бы нужны были такие, как Мадам Фуке, благотворительницы, открывавшей на свои средства лечебницы для бедняков Парижа. Сам этот факт яснее ясного показывает общественное устройство, основанное на социальном неравенстве, расслоении, богатом меньшинстве и громадном бедном и беднейшем большинстве. И так из века в век, и ничего не изменилось и ныне, в веке 21, хотя и появилось немало новшеств для помощи по хозяйству и развлечении (СМИ, интернет), но по-прежнему, жизнь полна тягот, множества забот, рано старящих, превращающих жизнь в череду постоянной борьбы за выживание. А ведь это несправедливо, социум должен быть устроен иначе.

 --------------------------

 Вот отрывок из предисловия: OBRAS MEDICO-CHIRURGICAS MADAMA FOUQUET.

 "В вышеупомянутом столетии во Франции жила матрона по имени мадам Фуке, жена президента Парижа и бабушка того месье Бель-Айла, который был пленником в Лондоне в 1745 году и в настоящее время ему суждено стать главнокомандующим французской армией. в Италии. Эта дама, воспламененная пылкой благотворительностью к бедным и несчастным больным, и решившая, что она не могла бы более благородно и более заинтересованно использовать богатство, которые Господь вложил в ее руки, чем тратить их в помощь бедным..."(Из предисловия к Медико-Хирургическоим трудам Мадам Мари Фуке).

 Оригинальный текст:

Vivi; en Francia en el sobredicho siglo una matrona llamada Madama Fouquet, mujer que fu; de un Presidente de Paris, y abuela de aquel Monsieur Belle Isle que estuvo prisionero en Londres el a;o de 1745 y al presente destinado ; comandar en jefe el ej;rcito franc;s en la Italia. Esta se;ora, inflamada de una ardiente caridad para con los pobres y miserables enfermos, y juzgando que no podia hacer ni mas noble ni mas interesado empleo de los caudales y bienes de fortuna que el Se;or tan largamente habia depositado en sus manos, que el espenderlos en alivio y socorro de los pobrecitos y curacion de sus males, form; el designio santo de diligenciar y adquirir por cualquier precio (aunque fuese el mas escesivo) aquellos secretos y arcanos mas seguros y ciertos de la medicina que no pocas personas m;dicas y no m;dicas suelen ocultar, ; para hacer granger;a de ellos ; para figurar una especie de vanidad, gala y ostentaci;n de sus rec;nditas curiosidades, ; ya tambien (si son de la facultad) para acreditar en el arte su pericia).


12.10.2023 16:37



https://zera-cherkesov.livejournal.com/584830.html


Рецензии