Неисправимый романтик Франк Дюваль

Есть музыкальные исполнители, чья известность совершенно не коррелирует с их вкладом в музыкальную культуру. Например, шумные участники группы «Секс пистолз» Сид Вишес и Джонни Роттен вошли в историю, но в реальности музыкальный выхлоп от их деятельности был почти нулевой. Есть немало достойных музыкантов, которым слушатели и пресса воздали по заслугам, но не так уж редко встречаются выдающиеся деятели музыкальной индустрии, которые не получили должного общественного признания.

Одной из таких фигур является немецкий композитор и исполнитель Франк Дюваль (Frank Duval). Если говорить о странах бывшего СССР, то на рубеже 80-х-90-х Дюваль был широко известным исполнителем, но в узких кругах. В пору всеобщего увлечения советской молодежью европейской поп-музыкой, мода на которую пришла в середине 80-х годов, Дюваль обретался где-то во втором, а может и третьем эшелоне звезд европейской эстрады (в первом у нас были Modern talking, Bad boys blue, C.C.Catch, Sandra, Scorpions).

Быть может, он был более популярен в родной Германии и немецкоязычных странах? Действительно, в первой половине 80-х его альбомы и синглы регулярно попадали в хит-парады, но Франк не сумел стать большой звездой и в Европе. В Германии, Австрии и ряде стран северной Европы он был весьма известным исполнителем, а во Франции, Италии и англоязычных странах про него знать не знали.
 
Я понимаю, почему немец, поющий на английском, не получил признания в Британии, США и других англоязычных странах. Для европейских исполнителей это обычное дело. Меня удивляет другое. В первую очередь Дюваль не певец, а композитор, на счету которого множество инструментальных шедевров, понятных в любой стране. Но, несмотря на массу запоминающихся композиций, вполне сравнимых с самыми популярными мелодиями итальянца Эннио Морриконе и мировым хитом «The Lonely Shepherd» Джеймса Ласта, мелодии Дюваля не сделали его мировой знаменитостью.
 
Я – давний почитатель творчества Франка Дюваля, с тридцатилетним стажем. Для меня он не просто один из самых выдающихся композиторов 20 века – автор «Love», «Todesengel», «Dream-Machine» и «It was Love», но и настоящий король романтики.
 
Здесь следует оговориться, что я использую термин «романтика» в его современном понимании, как мечтательно-созерцательное отношение к жизни, связанное с идеализацией реальности. Романтик живет мечтами, стараясь не обращать внимания на грубую реальность нашей жизни. Если говорить о музыке, то романтика очень тесно связана с любовной тематикой. Песни о любви – это самая значительная часть той музыки, которую мы считаем романтичной.

Не секрет, что о любви поют во всем мире. Практически нет такого исполнителя, который не обращался бы к этой теме, а у многих она – главная в их творчестве. В позднем СССР общепризнанными звездами этого жанра были Элтон Джон, Стив Уандер, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Хулио Иглесиас, Демис Руссос, Крис де Бург, Тото Кутуньо…

На фоне таких заслуженных людей выделиться нелегко. А стать настоящим королем романтики (пусть и в моих глазах) - тем более. Задача еще более усложняется, если ты немец, родившийся в Третьем рейхе. И она представляется вовсе невозможной, если у тебя нет голоса, а тебе надо, чтобы тебя заметили на фоне Иглесиаса и Руссоса..

С чем у нас ассоциируется Третий рейх? - Со свастикой, факельными ночными шествиями, монументальной имперской архитектурой, зигой, «Барбароссой», идиотскими усиками, «тиграми» и «фоке-вульфами». Романтика и Третий рейх – понятия несовместимые. Да и не только в рейхе дело. Германцы в принципе с романтикой не дружат. Они дружат с маршевой музыкой, металлом и индастриалом.

Франк Дюваль увидел свет в столице Третьего рейха 22 ноября 1940 года, в начале Второй мировой войны. Звали его тогда Франк Уве Патц (Дюваль – это псевдоним, который он взял, когда начал петь в дуэте с сестрой Иной-Марией Дюваль). Формально он из семьи породистых немцев, но несколько столетий назад его предки были французскими гугенотами, которые эмигрировали в Германию. Вероятно, именно хорошая наследственность позволила Дювалю в будущем стать неисправимым романтиком среди марширующих тевтонов.

Родиться в Берлине в начале войны было не самым правильным решением, поскольку через несколько лет город оказался в руинах. Но Франк выжил и после войны продолжил жить в родном Берлине – в той его части, которая обращена к западу. Там он и начал свою многогранную творческую карьеру.

Еще подростком Дюваль стал играть в театре, с 1958 по 1962 год он пел в дуэте с младшей сестрой (их дуэт «Мария и Франко Дюваль» выпустил более десятка синглов, которые вряд ли понравятся поклонникам музыки Дюваля), снимался в кино, играл на сцене в мюзиклах, а позднее стал писать музыку для радиопостановок и ряда немецких исполнителей (включая свою первую жену - актрису и певицу Карин Хюбнер).

Фундамент для успеха на международном уровне композитор Дюваль заложил в 1970-е, когда он занимался сочинением музыки для популярных западногерманских криминальных сериалов: «Tatort» («Место преступления»), «Der Alte» («Старик» или «Инспектор Кресс») и «Derrick».  Именно композиции из 2-х последних сериалов вошли в первый сольный альбом Франка, который назывался очень просто и скромно: «Die Schonsten melodien aus Derrick und der Alte» («Самые красивые мелодии из сериалов «Деррик» и «Старик»). 7 композиций на диске – это мелодии из «Деррика», 4 – из «Старика». На первой пластинке Дюваля только инструментальные композиции, но они настолько хороши, что слова здесь излишни.

Выделю 3 шедевра: «Love» (композиция выходила ранее в виде сингла в 1977 году) – это мелодия из сериала «Деррик», эпизод № 38 «Inkasso» (1977); «Todesengel» («Деррик», эпизод № 64 «Todesengel» (1979); «Me to you» (снова «Деррик», эпизод № 40 «Der Fotograf», 1978).


Альбом с мелодиями, которыми бы мог гордиться сам Морриконе, в мире музыки остался практически незамеченным (кстати, у самого Эннио в тот период был длительный творческий кризис, и он ничего подобного написать не мог). Диск издавался только в Германии, но даже там не попал в чарты. Лишь в холодной Норвегии пластинка засветилась в хит-параде на пару недель. Лучше был принят сингл Дюваля с композицией  «Todesengel», который все-таки заметили в  Германии, а в Швейцарии он достиг 1-го места в хит-параде.

Второй альбом «Angel of Mine» Дюваль выпустил в 1981 году. На нем уже были песни в его исполнении, но встречались и чисто инструментальные композиции. В дальнейшем все его альбомы будут компилироваться по такому же принципу.

Наиболее популярной песней со второй пластинки стала одноименная «Angel of Mine» («Мой ангел») из саундтрека к очередному эпизоду сериала «Деррик». Содержание песни формально является обращением к ангелу за помощью. Но кто этот ангел?

Парень в белом и с крыльями? Не уверен. Под ангелом можно понимать и женщину. Тем более, что текст написан дамой сердца Дюваля – Калиной Малойер, его второй женой, которая сочинила тексты на английском для всех песен альбома. Калина родилась в Словакии (ориентировочно во время войны или сразу после нее), имя у нее имеет славянские корни, но, судя по всему, она из немецкой семьи, поскольку свое детство провела в Мюнхене. Вполне вероятно, ее родители бежали в Западную Германию после Второй мировой войны, когда несколько миллионов немцев были изгнаны из вновь образованной Чехословакии. 

Калина – не просто автор текстов и домохозяйка. Она считается музой Дюваля. Все его достижения как композитора относятся к «периоду Малойер». Вполне резонно предположить, что под ангелом Калина имела в виду себя и именно к ней обращается Дюваль: «ангел мой, помоги мне летать, помоги мне прикоснуться к небу, помоги мне найти мою жизнь, ангел мой, покажи мне свет…». И она помогла и показала. Некоторые женщины это могут. Но не все. Да чего греха таить – мало кто, к сожалению…

Помимо «Angel of Mine», на альбоме выделяются  2 инструментальные композиции: «Autumn Dreams» и «Song of Theben».

Вторую пластинку Дюваля уже заметили в Западной Германии (она достигала 22 позиции в чартах), а в Австрии и Норвегии Дювалю удалось занять 1-е место в национальных хит-парадах. Но главный успех выпал на долю сингла, на котором были записаны «Angel of Mine» и «Song of Theben». Сингл достиг 1-го места в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии, 2-го в Бельгии. Это был почти общеевропейский успех, который, к сожалению, не распространился на средиземноморские страны. Как я понимаю, виной тому исключительно местечковое издание диска. Его печатали только в Германии. Из зарубежных музыкальных издательств лишь японцы заинтересовались музыкой Дюваля, и в 1982 году выпустили сингл «Angel of Mine».

Как бы то ни было, но в Германии и ряде соседних стран Дюваль стал звездой и до середины 80-х все его пластинки пользовались спросом в северной Европе. На родине наиболее успешными были сборник «Face to face» (1982) с парой новых песен и оригинальный альбом «If I could fly away» («Если бы мог улететь», 1983). Первый достиг в немецких чартах 7-й позиции, а вторая пластинка добиралась до 3-го места.

Сингл «Give me your Love» (1983) с песней со второго диска стал № 1 в Австрии и № 2 в Германии (эта песня прозвучала в немецком сериале «Наши лучшие годы»). Но меня эта композиция не сильно впечатляет. Для Дюваля это проходная песня.  В музыкальном плане на диске «If I could fly away» интереснее десятиминутная «Back to Eternity».

Чтобы понимать, каков был уровень популярности Дюваля на родине в начале 80-х, уместно сравнить его достижения в хит-парадах с теми, которые были на счету других хорошо известных в СССР/России исполнителей и групп. Дебютировавший чуть позднее  Modern Talking был явно популярнее Дюваля и продержался на звездном небосклоне дольше, Сандра и Фалько были звездами примерно того же уровня, что и Франк, а вот C.C.Catch и Bad boys blue несколько уступали Дювалю по тиражам пластинок и синглов.

Тем большую загадку для меня представляет дальнейшая музыкальная карьера Дюваля. К середине 80-х он вполне раскрутился как музыкальный исполнитель, его знали не только в Германии, но и ряде стран Европы, но когда Франк начинает выпускать свои лучшие альбомы, его дела на рынке начинают идти все хуже и хуже!   
 
В музыкальном плане диск «Living like a Cry» (1984) – настоящий шедевр. Такие вещи как «Alaya», «Dream-Machine» и «Time for Angels» можно слушать бесконечно. Но странное дело, европейские слушатели, которые еще недавно раскупали «Angel of Mine» как горячие пирожки, отнеслись к пластинке прохладно. Чуть лучше альбома пошел в Германии сингл «Ways» (возможно, потому что он ранее прозвучал в сериале «Деррик», эпизод № 106 (1983).

Следующий альбом «Time for Lovers» (1985) оказался ничуть не хуже предыдущего (на нем были шедевры «Lord», «Out of seasons», «It was Love», «Time for Lovers»), но публика фыркнула, не стала к нему прислушиваться и переключилась на «братца Луи» сладкоголосого Томаса Андерса…

В 1986 году Дюваль выпустил на пластинке саундтрек «Bitte last die Blumen leben» к одноименному немецкому фильму. На диске есть 2 песни («Lovers will survice» и «Liebe und Tod», исполняемые Франком вместе с женой.


Лучшая композиция с альбома – «I believe in you»: https://music.yandex.ru/album/20895224/track/99857818

Это последний релиз Дюваля, который оказался в чартах! Дальше – как отрезало.

Следующая пластинка «When you were mine» (1987) явно уступает его альбомам «Living like a Cry» и «Time for Lovers», но ведь заглавная песня, спетая Дювалем и Малойер – это чудо чудное и диво дивное! Хит всех времен и народов:

https://music.yandex.ru/album/19072603/track/94206798

Но темные тевтонские люди слушать эту пластинку не стали.

На рубеже десятилетий Дюваля ожидал новый творческий взлет, который воплотился  в 2-х альбомах.

В 1989 году у него вышел диск «Touch my Soul» («Прикоснись к моей душе»: https://music.yandex.ru/album/21509817 ) с одноименной песней - одной из самых известных у Франка на просторах бывшего СССР. Это песня о любви, но посвящена она самому известному индийскому гуру того времени и сверхуспешному бизнесмену Сатье Саи Баба. Помимо главного хита, на альбоме были весьма запоминающиеся «Children of our Time», «Help me» и «Life will go on».

Через два года Дюваль выпустил еще один отличный диск – «Solitude» («Одиночество»). По-моему, он лучший у Дюваля, хотя по-хорошему на это звание могут претендовать еще минимум 3-4 пластинки. На «Solitude», что ни композиция, то хит: «Lonesome Ways», «Hey man», «Behind her smile she Cries», «Machine man», «Living my way»…

К сожалению, когда Дюваль достиг вершины своего творчества, европейцы совсем забыли про него. Правильно сказал евангельский Иисус, что нет пророка в своем отечестве! Зато в это время его полюбили мы. Примерно в 1987-1988 годах записи Дюваля стали активно расходится по Союзу. Мне кажется, немалую популярность его песен можно объяснить не только великолепными мелодиями автора, но и простыми текстами, которые хотя бы на уровне названия понимали все, вне зависимости от знания английского языка. Что немаловажно, мы любили Дюваля абсолютно бескорыстно - иными словами, он ни получил от нас ни копейки. В позднем СССР, где к авторским правам относились как к чему-то абстрактному, альбомы и кассеты Франка выпускали исключительно пиратским способом.

Через 3 года простоя, Франк издал свой новый альбом «Vision» (1994) с просто божественной «Now weve met again», исполненной на пару с супругой. В целом диск получился на хорошем дювалевском уровне, хотя в нем всего 5 полноценных композиций. Основное настроение – минорное.
 
Нельзя не обратить внимания на этом альбоме на 30-минутную (!) сюиту с названием «Anathanathos» (как я понимаю, в переводе с древнегреческого это означает «Бессмертие»). Это самая медитативная композиция в творчестве Дюваля. Лучшая ее часть начинается на отметке в 17.18, когда Калина начинает произносить мантру на английском: «Angels, Believe in angels» (Ангелы, Верь в ангелов), а через несколько минут ей начинает помогать Дюваль со своей мантрой. И так до самого конца композиции. В это время оторваться от нее невозможно, поскольку музыка оказывает по-настоящему гипнотическое воздействие. Хошь не хошь, а приходится верить в ангелов…

С середины 90-х Дюваль прекратил активную музыкальную деятельность. Его жена увлеклась живописью, а он - компьютерной графикой. В начале следующего тысячелетия любители современной живописи могли видеть результаты их творчества на выставке в Ростоке в 2002 году. В следующие 25 лет он периодически выпускал пластинки, но в основном это были сборники старых вещей, иногда дополненные новыми песнями и мелодиями, написанными за последние годы. 


В 2001 году был издан трехдисковый альбом «Spuren»: https://music.yandex.ru/album/19072603

В нем 9 новых композиций, которые в России выпустили отдельным диском. Получился новый оригинальный альбом Дюваля. В целом слушать можно, но вещей на все времена нет. В 2017 году у Франка вышел сборник новых и старых композиций «My star». Пожалуй, к интересным я бы отнес только инструментал «Eurydice» («Эвридика»), ноги которого растут на самом деле из начала 80-х, когда эта мелодия выходила на пластинке продюсерского проекта Дюваля «Орфей» (1983). 

В связи с затуханием творческой активности моего героя нельзя пройти мимо следующего вопроса: почему с середины 90-х музыка стала лишь хобби Дюваля? Достаточно успешный композитор и исполнитель в 54 года фактически ушел на пенсию. Что случилось?...

Я думаю здесь комплекс причин. Их как минимум три. Во-первых, человек банально устал. Не менее 15 лет подряд (1977-1991) он занимался музыкой, музыкой и еще раз музыкой: сочинял, пел, записывал, выпускал альбомы. Музыки в его жизни было слишком много.

Второе, что следует учитывать: 50 лет для композитора – это солидный возраст. Весьма немногие выдающиеся поп-композиторы после 50 могли работать на том же уровне, что и 10-15 лет назад. Чаще всего эстрадный композитор выдает на гора запоминающиеся мелодии весьма ограниченный промежуток времени, редко превышающий десять лет. Способность сочинять красивые мелодии как приходит достаточно внезапно, так и уходит быстро. Такие уникумы как Эннио Морриконе встречаются раз в 100 лет. У Морриконе было 2 плодотворных периода: с 1963-го по 1975 год  и 1980 – 1987 годы. Суммарно это составляет около 20 лет. Это очень много для композитора. Но после 60 лет даже Эннио уже не создал ничего сравнимого со своими ранними шедеврами.   

Франк Дюваль смог поддерживать контакт со своей Музой более 15 лет. Но всему рано или поздно приходит конец.

И третье немаловажное обстоятельство, которое надо учитывать: зачем и дальше выпускать новые альбомы? С 1986 года диски Дюваля продавались откровенно плохо.

Как исполнитель он, по сути, вышел в тираж даже в родной Германии. Любому музыканту было бы обидно на месте Франка: ты выдаешь отличные альбомы -  один за другим, а слушатели воротят нос! При таких обстоятельствах уход музыканта из бизнеса вполне логичен. Если работа надоела и не приносит больших денег, а ты успел кое-что отложить  на безбедную старость, то почему бы не заняться другими делами, помимо музыки? Тем более, что если ты живешь на Канарах, на небольшом острове Пальма, где вся обстановка располагает к тому, чтобы не работать, а думать о вечном, загорая у собственного бассейна… На остров Пальма Дюваль с женой переселились в 1988 году и прожили там 30 лет, после чего не стали возвращаться в Германию, а переехали в соседнее Марокко. 

К удивлению поклонников Дюваля (которые, похоже, остались в основном в странах бывшего СССР), в 2021 году, когда ему было 80 лет, вышел новый оригинальный альбом музыканта «Lonesome fighter» (+ оригинальный DVD)!
 
Правда, не все ярые поклонники музыканта оценили подвиг ветерана. На русскоязычном форуме, посвященном Дювалю, появились злобные выпады против маэстро: то этим критикам звук не нравится на некоторых треках, то голос у приглашенной певицы, то новый клип… По этому поводу можно сказать только одно. Альбом выпустил человек, которому восемьдесят лет! При этом «дедушка» Дюваль не просто сочинил все песни, спел в большинстве из них и записал альбом, но и снялся в 2-х клипах, который сам же поставил. И по этим клипам хорошо видно, что и на девятом десятке Франк выглядит таким же техасским ковбоем, каким мы его знали в 80-е.

Новый альбом, разумеется, не отнесешь к лучшим вещам музыканта, но это диск, который вполне можно послушать - и не один раз, что уже здорово. «Om mani padme hum», «Wherever you are» и «Yesterday Goodbye» - достойные композиции, невзирая на возраст исполнителя.

А хит «Stranger in this World» и вовсе заставляет вспомнить о старом добром Дювале из старых добрых 80-х, когда можно было быть романтиком и мечтать о чем-то прекрасном под великолепные мелодии Франка Дюваля. Сейчас романтиком быть нельзя.

Под конец остановлюсь на музыке Дюваля. По-моему, он как автор-исполнитель настолько индивидуален, что его трудно причислить к какому-то конкретному направлению, хотя в самом общем плане он один ярких представителей электронной музыки 70-80-х. Во многом уникальность его музыке придает то обстоятельство, что он в первую очередь композитор. В его случае сначала была мелодия, а не слово.

В те годы сходную электронную музыку создавали итальянец Джорджо Мородер, французы Жан-Мишель Жарр и Дидье Маруани (Space), грек Вангелис… Несмотря на определенные попытки некоторых из них запеть, никто из них так и не стал полноценным вокалистом, в отличие от Дюваля. Но сам Франк перевоплотившись в певца, в душе по-прежнему оставался композитором. В его песенных композициях мелодия всегда была на первом плане. Тексты у него вторичны, они простые и короткие, хотя композиция может длиться минут 5-8. Любую из его песен легко представить без слов, и потеряют они от этого немного.

В результате смены своего амплуа Дюваль ушел от сопоставления своей музыки с чистыми композиторами, и одновременно сумел сохранить дистанцию с огромным количеством групп и проектов в стилях евро-диско и итало-диско (Falco, Fancy), появившихся в 80-е, хотя эксперименты с такой музыкой у него были.

Дювалю удалось сохранить индивидуальность за счет нахождения своей собственной ниши в рамках электронной музыки. Он прошел мимо искушения «выйти в открытый космос», что было свойственно французским электронщикам (Жарру, Маруани и группе Rockets), не увлекся танцевальными ритмами (тем самым не вступив на скользкий путь евро-диско) и не заинтересовался «музыкой для секса», которую придумал Джорджо Мородер, и продвигали такие люди как Cerrone. Франк выбрал свою дорогу, сосредоточившись на неторопливой, чаще минорной, электронной «музыке для души».

Эта «фирменная» музыка Дюваля, в основном, нужна нам в 3-х состояниях, в которых время от времени оказывается практически каждый человек. Два из них непосредственно связаны с романтической тематикой, что и позволило мне назвать Дюваля королем романтики.

Первое состояние – эйфории. В него мы впадаем, когда влюблены, а объект нашей влюбленности вроде бы отвечает взаимностью. Для этого периода, который можно назвать острой фазой любви, когда не ясно, перейдет ли она в хроническую или болезнь отступит, Дюваль сочинил несколько выдающихся духоподъемных мелодий, здорово поддерживающих состояние эйфории у больного: «Love» (1977), «Todesengel» (1979), «Autumn Dreams» (1981), «Touch my Soul» (1989)…

Второе состояние у нас наступает, когда любовь не выдержала испытания жизнью, в результате объект любви покинул субъекта. Иными словами, все плохо. В такой ситуации хочется упасть на кровать и не вставать. Здесь идеально подойдет печальный Дюваль, который не беспросветно мрачен, а все-таки дарит некоторую надежду: «Song of Theben» (1979), «Dream-Machine» (1984), «It was Love» (1985), «Out of seasons» (1985), «I believe in you» (1986), «When you were mine» (1987), «When he left her»  (1987), «Life will go on» (1989), «Behind her smile she Cries» (1991, «Lonesome Ways» (1991)…

И наконец, о третьем нашем состоянии – самом приятном. Мы, бывшие совки – люди труда, поэтому главное занятие для многих из нас – ничегонеделанье. И это занятие отлично идет под соответствующую медитативную музыку Дюваля. Он как человек, увлеченный Индией и всем индийским, написал много мелодий, весьма подходящих для медитации в нашем ее понимании: «Alaya» (1984), «Time for Angels» (1984), «Lord» (1985), «Give me vision» (1994), «Anathanathos» (1994), «La Rosa» (2000), «Far away from Home» (2001), «Du bist der Berg» (2001), «Don’t close your eyes» (2021), «Wherever you are» (2021)…

И напоследок маленький факт. Хотя советская грамзапись и телевидение проигнорировали Ф.Дюваля, одна его мелодия попала на наше телевидение контрабандой, с помощью эстонской певицы Анны Вески, которая спела на эстонском языке песню «Останься или уходи» на музыку Франка.


Рецензии