История 71. Про женщин-командиров на флоте

История 71. Про женщин-командиров на флоте

Не подумайте , я ничего плохого не имею против женщин: менеджеров, владеющих кафе, ресторанами и даже, к примеру, работающими директором завода, как это вы должны помнить из известного всем фильма. В общем, женщина-командир может быть на любом предприятии, но, по моему личному, но очень твёрдому убеждению, не капитаном дальнего плавания. Нет, ум у дошедшей до капитанского мостика дамы я оспаривать не стану, это нехорошо. Всем известна капитан траулера Анна Щетинина. Если мне память не изменяет, ей ещё было присвоено звание Героя соцтруда. Абсолютно уверен, что заслуженно!

Разговор не о них. Я на простом примере попытаюсь вам доказать, что женщина на мостике - это нонсенс и вот по какой причине…

…Впрочем, причина будет следствием и к ним ещё надо как-то плавно подобраться.

Итак. После набора достаточного плавательного ценза я получил диплом Штурмана Малого Плавания и был направлен «на обкатку» на морской спасательный буксир (МСБ) «Строгий». Коротко его называли «Спасателем» и он имел на это полное право ! Но в данный момент он никого не спасал, а стоял себе в Рижском морском рыбном порту в ожидании большого ремонта и выходить в море отнюдь не собирался. Старпом корпел над ремонтными ведомостями в черновом виде, а я с утра и до позднего вечера перепечатывал все на машинке, используя один единственный палец. Почему один? Глупый вопрос! А где взять ещё девять, если никто нас не учил машинописи в мореходке! Спасибо и за один, который я вполне себе обкатал, на «Строгом», создав благотворную почву для второго пальца на всё своё светлое морское будущее.

Мы несли суточные вахты по очереди: старпом, 2-й штурман (женщина) и я. Они оба были рижанами, а у меня - ни кола, ни двора. По этой причине они частенько уезжали вечером домой, оставляя меня за бдящего-вахту несущего. В принципе, я не возражал, потому что ремонтных ведомостей было очень много и за день я физически не успевал их обработать. А тут ещё перешвартовки…

Судно в отстое, значит оно подключено к береговому источнику питания, дизель-генераторы либо разобраны, либо просто остановлены в целях экономии дизельного топлива. А порт жил полной жизнью и очень часто занятый нами причал требовался для другого судна по той или иной причине. Вот тогда и начиналось для меня самое интересное! Диспетчер порта предупреждал нас за пару часов о перешвартовке к другому причалу или к борту какого-нибудь судна, потом приходил лоцман и один буксир и они перетаскивали нас на новое место. Очень  часто это случалось ночью, а присутствие на мостике вахтенного штурмана было обязательно, поэтому глаза у меня были перманентно красными, как у кролика-альбиноса.

Мои обязанности заключались в том, чтобы осуществлять связь между мостиком и носовой и кормовой швартовными группами. Спасатель - судно небольшое и при отсутствии на борту электроэнергии мы вполне обходились собственными глотками, общаясь на полноценном флотском сленге, который, в основном, нёсся в мою сторону, особенно от боцмана. Надо сказать, что на спасателях экипаж держался чуть ли не десятилетиями и каждый мнил себя чуть ли не богом, ну, или королём. Я не мнил себя ни кем, потому что был сопливым штурманёнком и не особенно по этому поводу заморачивался. Но швартовки проходили всегда идеально, благодаря лоцману, экипажу и, наверное, немножко мне.

Второй штурман, вернее, вторая штурманиха была из местных. Звали её Тайга. Не ТайгА, а ТАйга. В латышском языке подавляющее количество слов имеет ударение на первый слог. Тайга на мой взгляд была совсем ветхой старухой, ей было лет сорок пять или что-то около того.

Одним солнечным утром она приняла вахту, а я завалился спать, потому что ночью было две проверки – портнадзор и пожарники. Они часто по ночам приходили в надежде на то, что им нальют. Мы всегда дежурную бутылку на мостике держали. Не нальёшь – составят акт пунктов на десять, замучаешься исправлять замечания. В общем, по этой уважительной причине я рухнул в койку и отключился.

Проснулся от того, что боцман изо всей силы трясёт меня за плечо:
- Третий, б.., вставай, б.., и дуй на мостик, ёпрст!!!

Спросонья не мог врубиться в ситуацию, но «дракон» практически на руках поднял меня по двум трапам и впихнул (в одних «семейных») на мостик. На мостике громко орали. Орал лоцман. Орала Тайга. К ним присоединился боцман. А я стоял и хлопал глазами, пытаясь вникнуть в корень вопроса, в глубь проблемы, и желая срочно спуститься в каюту и одеть треники. Не дали!

Когда страсти немного улеглись, боцман предложил мне дублировать команды лоцмана и руководить действиями швартовщиков. Я был немало удивлён и даже смущён, а Тайга демонстративно уселась на капитанский стул и, сказав очень длинную матерную фразу, надолго замолкла.

«Строгий» с ошвартованным к нему буксиром тихо лежал в дрейфе метрах в пятидесяти от нужного причала. Я окончательно проснулся и предложил лоцману вести судно на швартовку. Мы очень быстро ошвартовались и я завалился спать до обеда. Знаете ли, проспать обед при наличии отсутствия денежной массы в кошельке – это преступление против самого себя, а ведь я не преступник!

На обеде я обратился к боцману:
-Валентин, а что это было? На кой хрен ты меня поднял с кровати, если на мостике штурман была?

Из боцмана к обеду пар тоже вышел и он уже не сверкал свирепо глазами:
-Понимаешь, Витёк, ну не можем мы нормально работать, если нами командует баба! Я в таких штормах побывал, что тебе ещё и не снилось, я под воду к днищам и винтам аварийных судов сотни раз спускался… Мужская это работа, запомни, сынок! А тут как услышим с мостика визг, а не нормальный рык, так и руки даже задницу почесать отказываются, а не то, что швартовы травить-выбирать.

Такая вот история и такой вот сюжет. Я согласен с боцманом. Есть такие профессии, которые по определению не должны выполнять женщины. Пусть они на меня не обижаются, красавицы штурманихи, коих в сегодняшнее время вполне достаточно на морских торговых судах.

Но это моё мнение.
Личное.

12 октября 2023 года
Рига


Рецензии
Спасибо за повествование... Не знаю, на работе не сталкивался в своей сорокалетней практике с работой женщин комсостава, но один забавный случай из молодости 3 помощника командира земснаряда помню... Как-то ночью стоял на вахте близ Ростова-на-Дону и слышал переговоры по рации о расхождении двух сухогрузов. Мужчина издевался над женщиой штурманов теплохода проекта "Шестая пятилетка" с названием "Чечерск", специально называя его с ударением на первый слог "ЧЕчерск, прошу расхождение левыми бортам", на что вполне командный женский голос отвечал "Не ЧЕчерск, а ЧечЕрск" громко и немного злясь... Потом днем у командира спрашивал о женщине за штурвалом и он сказал, что уже года три слышит её голос в рации и издевки мужиков над ней, коверкая название судна... Вот такая история... Помню её прекрасно, а было это в далёком 1986, первая моя навигация в командном составе...

Станислав Климов   15.10.2023 09:58     Заявить о нарушении
Ну что же... У литовцев была плавбаза "Винцас Капсукас", так ее почти все штурмана по незнанию вызывали на связь "Капсукис". Штурмана плавбазы очень злились на такое непотребство :) Но ведь не со зла!
С теплом
ВР

Виктор Румянцев   15.10.2023 11:47   Заявить о нарушении
Виктор, а может быть, перевод какой нибудь непотребный был с прибалтийсого... С улыбочкой...
Просто я служил на флоте с одним эстонцем и он мне говорил, что у них одну букву неправильно поставь и амба... Какое нито непотребство..

Станислав Климов   15.10.2023 11:57   Заявить о нарушении
Нет. Тут всё правильно и штурмана обижались по делу:

Капсу́кас:

Псевдоним литовского коммунистического деятеля Винцаса Мицкявичюса-Капсукаса.
Название литовского города Мариямполе в 1955—1990 годах.

Попал под осенний ливень с ветром. Сохну :)

Виктор Румянцев   15.10.2023 13:41   Заявить о нарушении