Блок жёсткого модуля

Модульной школы А.А. Ратушного
Архитектор В.И. Степанов
ЦНИИЭП Школ
Москва, 1989

Наиболее концентрированное выражение педагогической технологии в архитектурной форме!

Трёхэтажный блок жёсткого модуля включает в себя пять рекреаций по четыре кабинета-лаборатории в каждой для пяти параллелей модульной односменной двухпоточной школы второй ступени (пятые, шестые, седьмые, восьмые, девятые классы).
В одной параллели восемь классов по 24-36 детей.
У каждого класса «своя» изолированная от других параллелей рекреация.
Это по сути «микрошкола одной параллели» на восемь классных групп с одним воспитателем на четыре класса. Воспитатель первого потока и воспитатель второго потока.
Жёсткое стабильное расписание занятий все пять лет второй ступени: СЕМЯ!
Четыре 35-минутных урока в день.
Четыре модульных «предметных» группы преподавателей.
Дети ходят в школу без портфелей и сумок.
Рейтинг-система обеспечивает «обучение только на пять»
В этом блоке нет ничего лишнего!
Даст Бог и я постараюсь описать подробно всю эту структуру со стабильным расписанием занятий и стабильным работающим учеником. Ядро общеобразовательной школы второй ступени.

Пояснительная записка.

Главная ошибка архитектурных поисков зданий общеобразовательных школ – стремление совмещать несовместимое. И это в державе где о трепетной лани всё уже давным-давно сказано!
, Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Полтава» в 1829 году просветил восхищённых читателей:
«В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумствам дань...»
Увы! Классика у нас нередко читают по диагонали не понимая, КТО это пишет и КОМУ.
Другой классик (Хемингуэй) тоже уже давненько разъяснил: не спрашивай КОМУ?
Потому как это обращено непосредственно к ТЕБЕ!
Правда там было как-то иначе и вроде про колокол, но суть именно такая!
Понятно, что здание с бассейном, легкоатлетическим двухсотметровым манежем, баскетбольным залом и тренировочным силовым залом и ковром татами представляется далёким от спорта людям весьма замечательной идеей. В сочетании с идеей ЦК КПСС об односменной общеобразовательной школе – центре жизни в спальном микрорайоне эта мешанина породила массу «решений» и «вариантов», но…
Наступила эпоха гаджетов с непостижимой библиотекой в кармане дошкольницы, эра мотороллеров летящих со скоростью 60 километров в час по тротуару, эра пищевых добавок с труднопереводимыми названиями и мы все оказались в позе главной героини всё того же Александра Сергеевича у разбитого корыта нереализованных идей.
Отрезвление идёт медленно и риски цивилизационной катастрофы огромны!
Между тем компактные блоки, удерживающие сердцевину образовательной системы становятся точками опоры, которых всем нам сейчас так остро не хватает.
Вот почему не надо жалеть времени на «повторение пройденного».
В январе 1989 года СССР обладал самой мощной прорывной образовательной технологией в мире! Апробировал и готовился внедрять. И тогда англосаксы свернули державе шею.


Рецензии