Библейское основание Русского самоуправления
Продолжая тему народного (основанного на древнерусских традициях) самоуправления, которой историки стали уделять внимание еще с начала 90-х годов, и на которой сейчас делает особый акцент депутат и общественный деятель Сергей Викторович Забурниягин, со своей стороны хотелось бы, обратившись к книге «Исход» Библии, дать более глубокое обоснование этому вопросу.
Осветить отраженные в Библии принципы народного самоуправления необходимо: во-первых, по той причине, чтобы в самом начале поставить барьер на пути перерождения системы народовластия, и тем самым не позволить ей превратиться в новую, теперь уже выборную бюрократию, как это случалось (в ряде случаев) в годы реформ императора Александра II. Во-вторых, что особо важно, обращение, как к библейским, так и народным принципам самоуправления, позволит сохранять принцип обратной связи между депутатами и избирателями, без которого гражданское общество не может существовать.
Для выполнения этих важных для народного самоуправления принципов крайне необходимо соблюдение трёх, освященных, как Библией, так и старорусской традицией правил:
1) Правило установленное тестем Моисея Иофором для народа Израиля.
2) Традиция Земского устроения на Руси, утвержденной благодаря деяниям Царя Иоанна Грозного.
3) Узаконенная императором Николаем Первым (по проекту министра госимуществ П.Д. Киселева) система выборных от крестьян в селах, волостях и уездах.
Расшифровка этих трех позиций состоит в следующем:
1) Правила данные Иофором Моисею изложены в Книге «Исход» Библии:
«Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром» (Исх. 18; 17-23).
Именно этот принцип (изначально иафетический, т.е. – арийский, так как Иофор являлся потомком праотца Иафета) неукоснительно соблюдался не только в Израиле, но и у всех народов живших по принципам военной демократии, у кочевых народов, а также у славян и русских людей. Более того, и поныне соблюдается у казаков.
2) Правила Земского устроения, основание которому заложили, как «Судебник» Царя Ивана Грозного 1550 года, так и Стоглавый собор 1551 года. При этом, Царь Иоанн не вносил здесь особых новшеств, так как земства на Руси работали по тем же самым библейским принципам, о которых сказано в книге «Исход».
Иерархия же в Земствах была такова:
Десятники-сотники-сельские старосты – в селах.
Земские целовальники – в волостях и уездах.
Земские старосты – в посадах.
Земские головы, выборные из числа аристократов, управляли городами.
Различие состояло в том, что деление на десятки и сотни на Руси происходило не по головам (т.е. – душам), как это было в Израиле, а по дворам. Поэтому, один десятник избирался от десяти дворов, сотник от ста дворов. Целовальник избирался от волости. По причине чего, уездная земская власть состояла из 3-х – 6-ти целовальников, в зависимости от числа волостей в уезде. В посаде избирался земский староста, из числа зажиточных людей. В селах – сельский староста. Городом управлял земский голова.
Характерно, что из всех избранных начальников жалованье платили начиная от уездных целовальников и выше. Остальные же чины, от десятника до сельского (либо земского в посаде) старосты исполняли свои обязанности на общественных началах, то есть – безплатно. Получали жалованье и губные старосты, которые ведали разбойными делами.
Самый важный аспект в этом вопросе заключался в том, что избранные народом нижние чины, никуда после своего избрания не уходили, но оставались на своих местах в течение выборного срока (2-3 года), безвозмездно исполняя свои обязанности.
Именно это, нижнее звено управленцев и поддерживало активную связь с целовальниками, губными старостами и Земскими приказами, которые возглавляли (опять-таки выборные из числа аристократии) бояре. Поэтому, если возникала необходимость отозвать от должности уездного целовальника, то его переизбрание происходило в течение короткого времени. И если Земский приказ утверждал это решение выборщиков, то целовальник слагал свои полномочия.
Отсюда следует вывод: такой принцип работы нижних звеньев необходимо внедрять и в наше время. Ибо, когда люди болеют душой о народном самоуправлении, и при этом работают безкорыстно, то именно такой принцип не позволит высшим начальникам забюрократизироваться. Тем более, что при нынешних средствах связи, иерархия – тысяцкие-сотники-пятидесятники-десятники, сможет в течение короткого времени оповестить весь народ о необходимости переизбрания нерадивых депутатов на уровне, как микрорайона, так города, области, и даже страны.
3) Подобный принцип сельского самоуправление был введен императором Николаем Первым, по проекту министра госимуществ П.Д. Киселева, в отношении государственных крестьян.
Отличие от времени Ивана Грозного состояло в том, что десятники избирались сельским сходом от двадцати дворов, а сотники от двухсот дворов. Управление в волостях и уездах, для государственных крестьян, при Николае Первом, являлось также выборным.
Из всего сказанного выше, может быть такой вывод: В отношении современной системы выборов по образцу Земств, деление на десятников-пятидесятников-сотских-тысяцких, должно происходить не строго по количеству выборщиков, но по дворам в сельской местности, а в городах – по квартирам, домам и кварталам.
В этом случае выстраивается простая иерархия:
Десятники – старшие подъездов;
Пятидесятники (сотники) – председатели комитетов многоквартирных домов;
Тысяцкие – председатели квартальных комитетов;
Темники – председатели микрорайонов в городах, и волостей в сельской местности. Они находятся на зарплате, имеют в своем штате секретаря, бухгалтера и т.д.
Земские головы управляют уездами, округами в больших городах и т.д., вплоть до областных центров и регионов. Они избираются из числа выбранных народом нижних чинов. Они же формируют аппарат управления: это уровни – уездного, областного, регионального, федерального правительства. Формируют бюджет, следят за налогами, за системой земских школ, больниц, судов, органов правопорядка, и т.д. Исполняют решение Земской Думы, соответственно – от уровня уезда до всероссийского. Ко всему, из числа руководителей нижнего (безкорыстно работающего) звена управленцев избираются ревизионные комиссии для контроля за работой находящихся на зарплате руководителей.
Самое же важное здесь состоит в том, что наличие работающего на общественных началах нижнего звена управленцев (от десятников до тысяцких) создаст действующую систему обратной связи и не позволит высшим земским начальникам поставить барьер между собой и народом.
В противном случае, если нижнему звену выборных не уделить должного внимания, то дело народного самоуправление, более того - дело создания в России гражданского общества, очень скоро приведет к обратному результату, как это и происходило, в ряде случаев, в годы реформ императора Александра II. По слову С.Ф. Шарапова – тогда было создана новая бюрократия, такая же далекая от народных чаяний, как и прежняя, но только бюрократия эта была выборная.
Для того, чтобы ничего подобного не могло случиться в будущем, выборная народная власть должна основываться на евангельских, библейских, и древнерусских традициях, о чем сказано в предложенном докладе.
(Доклад прочитан на конференции в гор. Калязин, 9 октября 2023 года)
Свидетельство о публикации №223101201703