Стояние Зои

Бабка опять била поклоны перед иконами.
— Старая, а все туда же. Ей бы тихонько носочки вязать, а она каждый день молится, ведь все акафисты наизусть знает. Перечислит родственников и близких, да так жалостливо, аж за сердце берет, а ведь родители мои партийные, а я –комсомолка. — так думала Зоя, наблюдая за тихим шепотом бабы Ани
— Бабуличка, уж сколько раз тебе говорили, что «религия — опиум для народа», а ты все молишься и молишься.
Тихий шепот прекратился, и тёплые родные руки погладили ее по головке с веселыми тонкими косичками, на конце которых были маленькие бантики.
— Покушала что ли, Зоя. Учись хорошо, все запоминай, нас- то учить некому было. А ты у меня отличница, вырастишь поступишь в институт, получишь профессию, а главное — человеком будь хорошим, вот чему Бог нас учит.-баба Аня каждый день наставляла свою кровиночку, да все хорошему.
— Атавизм-это религия, нужно отучаться от глупостей. Тебе мама с папой сколько раз говорили, да и великий Ленин учит…
— Будя, будя. Еще слово какое нашла «атавизм», это любовь, которая каждого согреет, а без нее замерзнешь или станешь соляным столбом.
Зоя засмеялась громко и звонко.
— Эх, еще и сказок своих начиталась. Все в мире наука теперь объясняет: и откуда дождь, а не Илья Пророк пописал, и Николай, твой любимый, Чудотворец- все выдумка.
— Что ты, Зоюшка, побойся Бога, как тебе он помог, когда болела ты этой зимою.
— Таблетки –пенициллин, вот, что мне помогло. Все бабуля, убежала я, приду вечером с девочками, танцевать будем под наш граммофон. И не говори, когда вернешься, что опять на службу пошла в соседнюю деревню.
День пролетел весело и быстро, ведь сегодня танцы. Соберутся все парочки нашего класса, даже Колька придет домой к Зое.
— Сначала, конечно, обсудим насущные комсомольские проблемы, а потом ….Зоя мечтательно представила, как ее платье с комсомольским значком на груди прижмется к Кольке-лучшему комсоргу в мире.
Нужно было все подготовить к встрече Нового года. Зоя быстро прибралась, приготовила простые, но вкусные угощения, нарядила маленькую зеленую елочку.
— Тоже атавизм, конечно, но для настроения нужно, -думала, надевая большую звезду на макушку деревца, девушка и радостно напевала все комсомольские песни, что знала, а знала она их много. Так незаметно пробежало время, и шумная толпа одноклассников, топая в коридоре, чтобы очистить валенки от снега и предупредить хозяйку, что они уже готовы постучаться, ввалились в маленькую комнатку Зои.
Веселые и нарядные они быстро решили свои комсомольские вопросы: опять необходимо было взять шефство над стариками, помочь им с водой, натаскать из колодца, и дровами, что любезно предоставил деревообрабатывающий завод, осталось лишь нарубить и раздать. И главное –помощь арабским братьям, нужно собрать по копеечке со всех комсомольцев нашего района, как сказал Дима: «Нельзя, чтобы наши братья голодали» Все единогласно согласились и с веселой песней комсомольцы направились к праздничному столу.
За едой обсуждали школьную жизнь и романы, как ни высока была общественная сознательность, но парочки стали появляться все чаще в старших классах, особенно после школы они весело обнимались, завораживая Зою непонятными и новыми для нее чувствами, а тут еще и Колька со своими черными глазами. Девочка украдкой поглядывала на комсорга, мечтая, что сегодня хотя бы один танец она потанцует с ним.
Наконец граммофон завели и его тонкая иголка медленно поползла по пластинке, шурша и издавая чудесные мелодии. Популярные певцы пели, заставляя молодежь плясать то быстро и весело, то медленно и плавно. Наконец объявили медленный танец. Мгновенно все выбрали себе пару, и закружились в вальсе, слегка касаясь друг друга руками. Только Зоя осталась совсем одна. Ее руки и губы дрожали, когда она увидела, как Коля решительно подошел к ее подруге, и они закружились в танце.
Боль разочарования сменилась злобой
— Где твои помощники, бабушка, почему твой Николай не помогает, когда он нужен. Так пусть и танцует тогда со мной вместо парня. Зоя быстро схватила икону и начала кружиться в танце, не отрывая от святого взгляда, пока не произошло что-то странное.
    Ребята сразу не заметили, что Зоя вдруг остановилась, как вкопанная, и не могла пошевелиться.
 Более того она стала словно столб посреди танцующих. А потом дикий крик подруги: «Помогите, что это…»
Зоя будто заледенела, будто время остановилось, только сердце ее билось тихо-тихо, и переносило девочку в другой неизвестный для нее мир.
Картины жизни святого медленно текли перед глазами Зои, сменяя друг друга ровно 128 дней до Святой Пасхи:
,,, Вот маленький мальчик, что родился около 260 года в городе Патаре Ликийской области, бежит навстречу своим родителям, благочестивому Феофану и Нонне, давших обет посвятить единственного ребенка Богу.Да и как по другому, когда чудеса начались сразу после рождения дитя. Мать исцелилась от всех болезней, а новорожденный младенец во время крещения сам простоял на ногах три часа
 Красивого темнокожего юношу его дядя епископ Патарский Николай посвящает в чтецы, а затем возводит в сан священника.Правильный и богоугодный Николай становится архиереем уже в возрасте 35-40 лет.
Зоя чувствует холод своего тела, постоянные мольбы бабушки не давали ей покоя. Жалко, старая совсем, а все просит, на коленях стоит да молитвы шепчет.Только слышно: «Зоюшке помоги, Господи…»
… Новое видение закрывает ее от боли этого мира. Крепкий мужчина, невысокого роста, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей смотрит на нее и улыбается: «Все хорошо будет, Зоя, держись.Знаешь, однажды патариарха, отца трех дочерей, нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать их честью, чтобы появились деньги и можно было выдать девушек замуж. Вдруг кто-то через окно бросил три мешочка с золотом и освободил семейство от духовной гибели.
Зоя молчала, ведь губы ее были скованы, но она знала, что от этой беды семью спас святитель Николай.
… Картина бушующего моря немного освежила девушку, она словно глоток воды испила. Вдруг огромный корабль показался вдалеке. Море кидало его из стороны в сторону, того гляди перевернет или размажет о скалы. Вот тут-то, спасая судно, матрос разбивается насмерть, да и остальным выжить не представляется возможным, когда вдруг появляется святой паломник Николай, идущий в Иерусалим. По его молитве успокаивается разбушевавшееся море, и воскресает корабельщик.
Зоя потихоньку успокаивалась, ее душа спокойно слушала слова молитвы, и все дальше уходили и ее любовь, и все комсомольские проблемы. Кажется, она умирала.

Вдруг кто-то дал ей оплеуху, нет, ни Зое, а епископу перед императором Константином. За то, что Арий нес ересь и отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых был бесстрашный борец за правду — Николай Чудотворец.
 — А он молодец, -подумала Зоя, смелый. Я вот всегда боялась за бабушку заступаться, а ведь она меня воспитала.
… Перед глазами возникла старая церквушка, где маленький человечек, с бегающими глазами, и вороватыми руками ставит святому Николаю свечи и просил помощи в своем лихом деле. Да только удача отвернулась от него и, убегая от преследователей, он увидел труп лошади в лужи гноя, на которой ползали черви. В страхе вор забрался в гниющее чрево. Преследователи ушли. А вору явился святитель Николай: «Как тебе здесь?» «Я едва жив от смрада!» — ответил несчастный. На что святой сказал: «Вот так мне смердят твои свечи».
 Зоя чувствовала себя в мертвом теле, как вор в лошади, тошно ей было и совестно постоянно смотреть на то, как за ее жизнь борются лишь два человека: бабушка и святитель Николай, остальные давно поставили на ней крест, занялись своими комсомольскими делами.
Бабушка протирала ее тело влажной тряпочкой и шептала: " Не волнуйся, дитятко, скорый помощник и великий угодник Божий, Николай Угодник поможет нам. Ведь он — защитник простых людей, торговцев, опекун бедных, сирот, и нам поможет.
… Первое чудо свт. Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого — спасение святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышал скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника. Младенца живым и невредимым нашли утром на хорах храма святой Софии перед чудотворным образом святителя Николая. Древняя икона находилась в Киеве в Никольском приделе. В 1943 году она исчезла. Образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и находится в Троицком храме в Бруклине.
— Помолись со мной, святитель Николай, попроси у Господа моего исцеления, тут Зоя вспомнила, что икону-то она к себе прижала, да так крепко, что руки сводило.
… На Полтавщине в XVII веке, на пне, в лесу, явилась икона святителя Николая. Святую находку трижды переносили в церковь, но она вновь возвращалась. В 70-х годах XVII ст на месте обретения воздвигли Никольскую церковь, а в 1794-м — каменную. Древний пень, на котором была обретена Диканская чудотворная икона, и сегодня находится под престолом.
 Что дальше делать — Зоя не знала, лишь молитва святителю Николаю так и крутилась в голове: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление…» На этих словах Зоя открыла глаза и ожила.
 Широко стало известно чудо под названием «Стояние Зои».
Девушка простояла с иконой до Пасхи — четыре месяца.
Что чувствует человек, когда кровь застыла в его жилах? Лишь картины жизни Великого Святителя сменяли друг друга и показывали никчемность желаний, мыслей и всей жизни Зои. Только сейчас, день за днем постигая другой новый мир, ее душа перерождалась, возрождаясь для другой новой жизни, нужен был лишь маленький толчок, чтобы оживить и тело. В день Великой Пасхи в дом пришел старец, направившись прямо к Зое, спросил: «Устала стоять?» и исчез для всех, но не для нее, в сердце девушки он станется навсегда. Очевидно это был сам Николай Угодник. Зоя поставила икону на место и встала рядом с бабушкой на колени. Еще нужно научиться молиться и жить по-другому.
 Ряд священнослужителей Русской православной церкви и официальные представители Самарской епархии, включая митрополита Сызранского и Самарского Сергия, считают, что произошло чудо -исцеление девушки.


Рецензии