Секретное ЧП

Я уже писал, что наиболее сложным сооружением в истории человечества, без сомнения, являются подводные лодки. Даже космический корабль уступает им в сложности. И как любое сложное сооружение или изделие, оно не может быть застраховано или от ошибочности проектировщиков, от недостаточного качества деталей, из которого собрано, или нарушения технологии сборки. Т.е., как говаривал Сталин, у каждого ЧП есть фамилия, имя, отчество, т.е. так называемый человеческий фактор. А если это касалось секретов с обороной страны, то о ЧП на долгие годы «забывали».

Одной из не слишком чистых историй, о которой, скажем так, долгое время не принято было говорить (а многие вообще об этом инциденте и не знали вовсе), является авария советской подводной лодки Б-37. В этом деле интересно было все: и сам инцидент, и попытка найти "козла отпущения", и попытка его осудить, и засекречивание всего инцидента.

Итак, 11 января 1962 года в Екатерининской гавани на пункте Полярный произошел взрыв на дизель-электрической субмарине Б-37. Взрыв был настолько мощным, что затронуло и стоявшую рядом подлодку С-350, и причал, где в тот момент находилось много людей. Итог по потерям: 59 членов экипажа с Б-37, 11 членов экипажа с С-350, 52 человека с причала. Капитан второго ранга, командир Б-37 Анатолий Бегеба, остался цел, так как находился на берегу, вот на него-то впоследствии и попытались повесить вообще все на свете.

Что вообще представляла собой подлодка Б-37? Это была новейшая субмарина 641 проекта. Заложили ее в Ленинграде в 58-м году, достраивали в Северодвинске, и уже 3 января 60-го года она вошла в состав Северного флота. Базировалась Б-37 на Кольском полуострове, в Екатерининской гавани на пункте Полярный. До всей трагичной истории в январе 62-го субмарина почти и не отметилась нигде, ну, разве что только на одних больших учениях в Атлантике, вот, собственно, и весь ее послужной список.

1 января 62-го на подлодке взорвалась торпеда, от нее сдетонировали остальные (а всего их было 12 штук) - так субмарина и была уничтожена. Естественно, сразу собралась комиссия, которая и начала расследование данного инцидента. Версий было очень много, начиная от диверсии и заканчивая неосторожным обращением с огнем, но в конечном итоге выяснили, что причина куда более интересна. Когда на Б-37 грузили торпеды, то одну повредили (ударили и поцарапали), после чего начали там же, на субмарине, приводить это безобразие в нормальный вид - из-за этого якобы все и взорвалось.

Вот только командир подлодки Бегеба рассказал совсем другие вещи, более того, он потом даже смог их доказать. По словам Бегебы, когда после отпуска он прибыл на подлодку, ему доложили, что на борт загрузили не боезапас, а "мусор". Тогда Бегеба пошел разбираться. Выяснилось, что все самые лучшие и новые торпеды ушли на подлодки, действующие в том районе, где как раз начинался так называемый Карибский кризис. Остальным подлодкам сдали старые, зачастую просроченные торпеды с хранения, и именно такие были погружены и на Б-37. И это даже несмотря на то, что Б-37 вообще-то стояла на боевом дежурстве. В общем, Бегеба закатил начальству по этому поводу скандал, но, конечно, это никого особо не волновало.

Так или иначе, боезапас на Б-37 был загружен, но потом пришел новый странный приказ. На подлодках, как правило, стеллажные торпеды содержат с половинным давлением в баллонах, но командование приказало довести давление до максимального. Бегеба отказался, но тогда ему вновь "по-хорошему" объяснили, что из-за Карибского кризиса в любой момент может начаться война, и что приказы в таких напряженных условиях надо бы выполнять без пререканий, а то мало ли что...Сошлись на том, что Бегеба исполнит приказ, но только под роспись командира бригады в вахтенном журнале подлодки Б-37 - и именно это потом и спасло Бегебу от заключения в тюрьму. Это самое повышение давление до максимального и привело 11 января к детонации - старый баллон просто не выдержал такой нагрузки. Между тем надо помнить, что максимальное давление в баллоне – 200 атмосфер.

А дальше началась вторая часть сей печальной драмы - трибунал. Как я уже сказал выше, обвинили, конечно, именно командира Б-37 капитана второго ранга Анатолия Бегебу. На суд оказывали колоссальное давление, и даже известно кто: начсостав Северного флота (они-то в первую очередь), министр обороны, представители ЦК КПСС, государственная комиссия, расследовавшая дело. Кому-то из них было важно назначить виновного, чтобы самому избежать наказания, кому-то надо было просто поскорее отчитаться о завершении дела, причины разные, но все хотели только одного - наказания для Бегебы. Никто даже не сомневался, что командир подлодки, сделанный "козлом отпущения", будет наказан, вопрос был лишь в том - как.

Однако военные судьи (полковник юстиции Титов (фото на заставке), капитан первого ранга Шкодин, капитан второго ранга Савельев), выслушав свидетелей обвинения и защиты, удалились на совещание, после чего вышли и сообщили, что командир Б-37 оправдан. Что же это вызвало...какой хаос и волнение в верхах командования...Какому давлению после этого подверглись судьи...было даже новое расследование, дело разбирали в Верховном суде СССР, но, к счастью, и там у Бегебы нашлись защитники.

Суд над Бегебой - это тот редкий случай в нашей истории, когда вопреки мнению партии и высшего армейского командования, был вынесен совсем другой приговор, а не тот, которого требовали. Обычно же у нас очень быстро находят "козлов отпущения", после чего на них вешают вообще все, что можно. Эта "славная" традиция была в Российской империи, была в СССР, и остается по сей день. Хотя, наверное, так везде, не только у нас.

В общем, Анатолия Бегебу в итоге освободили, ну а дело поскорее засекретили, чтобы кому-то в голову не пришло плохо о высшем командовании и партии думать. Рассекретили все совсем-совсем недавно. С одной стороны я, конечно, рад, что справедливость в отношении Бегебы восторжествовала, но с другой...виновные (реальные) наказаны не были, как обычно, никто ни за что не ответил, а ведь сколько жизней было загублено.

Ведь и трагедии на атомной подводной лодке «Курск», если верить официальному расследованию, предшествовала утечка компонентов топлива из так называемой «толстушки» - торпеды диаметром 650 мм, в то время как обычные торпеды имеют диаметр 533 мм. Когда об утечке доложили командиру «Курска» капитану 1 ранга Лячину, тот приказал выстрелить  дефектную торпеду, но во время загрузки её в торпедный аппарат она рванула. А потом сдетонировали другие торпеды в первом отсеке.  Но какой бардак был в стране в эти годы, говорить не надо. «Ельцинское лихолетье» только что закончилось, и порядок на флоте только начали наводить.


Рецензии