Пушкин Фауст и семь адских духов
Тема:
Демон Пушкина … Но какой – их же сотни … (см. предыдущий толк демониады)
Пушкин – явка с повинной:
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Однако, указав на натуру своего Демона (злобный, т.е. все ж адский – демон Зла, гкниальный, улыбчивый (сатир), язвительный, чудного взора, ядовитый для души и пленительный для духа, неистощимый в клевете, искушающий провидение (греховное занятие для богопослушных, презирающий наивняк мечтаний и вдохновение, не верящий в Любовь и Свободу, смеющийся над жизнью, ничего во всей Природе не благословляющий ( отрицающий благо Творения и Шестоднева) ), Пушкин его имя скрыл … утаил … не произнес и так как иудея не произносят имя своего племенного Яхве = то есть также по-своему обоготворил
Думается, что идею своей демониады Пушкин взял в легендах о докторе чернокнижнике Фаусте
Поищем дух этого Демона в наиболее ранних текстах
Лессинг в 17-ом письме своих февральских 1759-го года писем о новейшей немецкой лит-ре высказал мнение, что театр в Германию пришел из Англии, что в старых немецких пьесах было много английского. Для примера Готхольд-Эфраим привел «Доктора Фауста», в котором по его авторитетному мнению множество сцен были под силу только гению Шекспира
Лессинг приводит в письме одну важную для нашей темы сцену, в которой Фауст берет себе в услужение быстрейшего из адских духов: Он произносит заклинания, и тогда появляются семеро духов; начинается третье явление второго действия. Фауст и семеро духов:
Фауст. Это вы? Вы, быстрейшие духи ада?
Все духи. Мы!
Фауст. Все семеро одинаково быстрые?
Все духи. Нет.
Фауст. А который из вас самый быстрый?
Все духи. Я!
Тогда Фауст начинает полный перебор допроса для выявления нужного ему быстрейшего и узнает мировых духов Ада со следующими именами и миссиями:
1) Первый не захотел себя называть, но испугался пламени свечи и получил титул Хвастунишки
2) Хил = стрела чумы
3) Дилла, которого несут крылья ветра
4) Ютта, что летает на солнечных лучах
5) Аноним - быстр, как мысль человека
6) Аноним - быстр, как отмщение мстителя
7) Седьмой – быстр как переход от добра к злу.
пРим. Первые 4 – посланцы в мир телесный, следующие – в мир духов
Именно седьмой дух мира духов и был выбран Фаустом в свои слуги
Пролог пьесы Лессинга:
Сейчас, - говорит один (4-й) черт, - он еще сидит при свете ночной лампады и исследует глубины истины. Слишком сильная жажда знаний - недостаток; а из недостатка, если человек слишком в нем упорствует, могут проистечь все пороки. После этого черт, собирающийся совратить Фауста, излагает свой план.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Дух. Меня звали Аристотель.
***
Теперь мы можем обозначить версию Демона Пушкина … :
А) он из квадриги четырех духов Ада – апостолов мира души и духа
Б) он, конечно, тот, кто стоит наблюдателем (по антропному принципу космологии) на зыбкой границе Добра и Зла
(у Гете им стал Мефистофель)
Но Пушкин, как истый иудей, не мог произнести имя своего нового личного Бога, его очаровавшего и пленившего
Этимологию слова Фауст изучим, окучим и пособием вывесим …
Ждите-с…
Свидетельство о публикации №223101200929