Коснуться чьих-нибудь дождей поэзия А. Сокольничег

“КОСНУТЬСЯ ЧЬИХ-НИБУДЬ ДОЖДЕЙ…”
(о поэзии Анатолия Сокольничего (Костыгова)

На самом севере Тверской области, на берегу реки Мологи, левого притока Волги, есть маленький городок Весьегонск, которому исполнилось чуть меньше 600 лет. Об этом говорят монастырские летописи. Городок уютный, места вокруг  живописные, располагающие к вдохновению.

Пути до Рая долги,
И если о душе:
Моя пойдёт по Волге
Матросом на барже
Ей в Сад совсем не надо,
Ей видится пока
Ребячьим синим взглядом
Бегущая река.
(стихотворное предисловие Анатолия Сокольничего к его странице на stihi.ru)
Местные краеведы-энтузиасты рассказывают много легенд из истории городка. Например, о том, как в здешних лесах любил охотиться с соколами великий царь Иван Васильевич. В память о тех временах остались названия: соседнего села Глинское (названного в честь матери царя Елены Глинской) и горы Сокольей (сегодня это один из районов города). Естественно, что псевдоним Сокольничий возник из этой географической ассоциации. Но просматривается в нём еще и некая глубинная связь с родной историей, с корнями.

Там где-то счастьице  вдали,
Да не берёт  душа  чужое,
И тянет  тихо из земли
Мой  корень что-то вековое,
Что - от воды, что- от камней.
Дерев натруженные жилы
Уходят вглубь,  как в суть людей,
И нам вещают, что есть силы,
Что поутру плывёт туман,
А на закате  небо  ало.
И будь ты  призван , будь ты  зван -
Не потеряй своё начало…

Глубинную связь человека с родиной поэт обозначает в виде буквальной ассоциации с корневой системой деревьев. Вообще природа в поэтической иерархии Анатолия занимает ключевую позицию. Она и декорация, в которой происходит действие,  и фон, создающий нужную атмосферу, она и зеркало души, развернутая метафорическая картина мыслей и чувств поэта.
 —
…Когда черёмуха и вишня,
И  яблони зашлись  в цвету,
А ты к калитке тихо вышла
На радость мне иль на беду.
Мне все кричат: « Давай назад!»,
Но я наверное оглох:
Когда весной бушует сад -
То в том саду гуляет  Бог.

Смысл стихотворения понятен всем и сразу. Не про черемуху и вишню тут главный разговор, не про сад, в котором бушует весна, а про любовь! Ту, которая зарождается в душе, вопреки житейской осторожности. Ту, которая прекрасна, как расцветающий сад, и непреодолима, как небесные силы, властвующие над природой. Любовь подчиняется только Богу.
Читатель мгновенно и всей душой схватывает эти смыслы.  В этом и состоит главное очарование тропов (средств художественной выразительности) Анатолия Сокольничего - в прозрачности, в том, что их глубина и многозначность просматриваются насквозь.

Я отлюблю когда-нибудь,
Но, может быть, ещё не завтра.
И, караванный выбрав путь,
Рвану куда-нибудь внезапно.
Тугой, размашистый полёт,
Не сожалея и не плача -
Земля куда-то уплывёт,
А я на Солнце – не иначе.
И Мир, печальный и смешной,
И зацелованный дождями,
Качнётся где-то подо мной
Туманом и колоколами.

Сколько значений прочитывается буквально в первых же словах! ”Я  отлюблю когда-нибудь…”. Заметьте, насколько точно подобрано слово - не “разлюблю”, а именно “отлюблю”, как “отстрадаю”, “освобожусь” и в то же время “потеряю”, “расстанусь”. Типично русское словао. А далее показан типично русский характер, готовый “рвануть” с любого “насиженного” места, из самого уютного уюта, повинуясь инстинкту дальных странствий.
 Поэт ассоциирует себя с птицей, передает ощущение полёта с точки зрения летящей стаи. Он подбирает для этого лаконичные и емкие эпитеты: “тугой, размашистый полёт” . Шутка про Солнце - показатель настроения, индикатор играющей молодецкой силушки, способной покорить даже космос. И в следующем катрене он взлетает-таки до космических масштабов. Мы как будто видим Землю с орбитальной станции, но это не реальный, а скорее ментальный взгляд. “Мир, печальный и смешной, и зацелованый дождями..,”. Принятие и любование этим разным  миром складывается в единый образ великого единения, милой русскому сердцу соборности - “с туманом и колоколами”.

В творчестве каждого писателя всегда присутствуют автобиографические мотивы. Так, Гюстав Флебер, отвечая на вопрос, кто явился прототипом главной героини его нашумевшего романа, ответил: “Мадам Бовари - это я”. В лирических жанрах эта закономерность видна особенно явственно.  Анатолий Костыгов в этом плане не исключение. Приведем несколько ярких фактов из его биографии.
Начнём с того, что псевдоним понадобился поэту не для красного словца, а для адаптации к непривычным обстоятельствам, потребовавшим вначале “разведки боем”,
Дело в том, что долгое время Анатолий был известен жителям родной области и далеко за её пределами как ДОКТОР КОСТЫГОВ.
Более 30 лет он добросовестно исполнял клятву Гиппократа, но вдруг “охотничий рожок судьбы” позвал его покинуть наезженную колею Ивана Сеченова или Николая Пирогова и свернуть  на тернистый путь Антона Чехова и Михаила Булгакова. Может быть, это дух Ивана IV из глубины веков грозно потребовал от Аналотия не предавать свою поэтическую харизму.
Так или иначе, но безбашенно и нерасчётливо Анатолий шагнул в неизвестность. Такое вполне в его характере!

Кану в осень словно в омут,
Как с разбега, с головой -
Не умею по-другому:
Я какой-то не такой.

Интересно то, что это был не первый крутой поворот в его биографии. Профессия врача, на долгие годы определившая его судьбу, тоже была выбрана им благодаря случаю.
В свои 17 лет Анатолий был звездой школы и любимцем фортуны:
в составе сборной чемпион области по дзю-до в полутяжёлом весе, поднимавший одной рукой взрослого мужчину;
признанный художник школы, чьи работы побеждали на областных выставках и смотрах;
 лидер школьной комсомольской организации;
а еще, впервые прочитав книгу С. Есенина, он был потрясен и попытался сам писать стихи. Попытка оказалась настолько удачной, что любимая учительница сказала ему: “Только ни в коем случае не бросай писать! У тебя талант”. Завет учительницы забылся на 30 лет…
Все пути были открыты перед разносторонне одарённым юношей. Он уже начал было готовиться к  романтическому поприщу живописца, как вдруг однажды…
Рассказ Анатолия:
 “По радио объявили, что срочно требуется кровь в больницу. Я, не разбираясь и долго не думая, прилетел туда. Меня спросили: “Сколько лет?”  Я ответил, что 18. хотя на самом деле было 17. Но сомнений ни у кого не возникло, потому что парень был крепкий, сильный. Качнули из меня, сколько нужно. Я встал и ушёл. Даже имени не знаю того, кому кровь отдал.
И вот, когда я шёл назад, - это было что-то невероятное! Я до сих пор помню то ощущение. Чувство полёта - настолько я был счастлив!”
В тот момент и решилась его судьба.
 Было это весной, а уже осенью он стал студентом Калининского (ныне Тверского) Государственного Медицинского университета. И через 6 лет - дипломированным специалистом, Его ждала, говоря старинным слогом, благородная, но скромная стезя земского врача.
Однако на рутинной работе молодой доктор продержался недолго - начал проводить сеансы восточного иглоукалывания и гипнотерапии. Бывало, полные залы собирал! Но отшумели лихие 90-е и нулевые, прошла мода на показательные медицинские шоу. Осталась спокойная профессиональная практика. Он и сегодня никому не отказывает в помощи.
— —
Допиты вина, песни спеты,
Мой берег пуст – стою один,
Лишь полыхает бабье лето
Закатным  пламенем осин.
Сгорает всё. что есть на свете,
Что нёс в ладонях, что любил,
И только ветер, только ветер
Огонь раздуть не позабыл.
То ль грешен я, то ли невинен,
И от кого такое мне:
Я не могу  посередине –
Или в снегу, или в огне…

Рассмотрим кульминационный момент стихотворения.
 От “охваченных закатным пламенем осин” (очень живописная метафора!) переход к другому, на первый взгляд, реальному пламени, которое на самом деле оборачивается опять метафорой, но более сложной, обозначающей и течение времени, и человеческую память. “Сгорает всё, что есть на свете” - это означает: уходит в прошлое, - но не просто уходит, а безжалостно и безвозвратно исчезает.
,”Что нёс в ладонях, что лжбил” - иначе говоря, сгорает и самое дорогое, что особенно оберегал (“нёс в ладонях”) и любил.
Дальше вроде бы идёт утешение: “и только ветер, только ветер”  подует на ожоги, остудит боль - ожидаем мы. А в ответ звучит неожиданное: “Раздуть костёр не позабыл”. То есть ветер совсем не утешает, а наоборот, доканчивает начатое огнём.  Вот такое предательство.
Но почему же тогда эти строки вызывают у нас не ужас, а восторг?
А потому, что ветер, раздувающий пожар, в поэтической традиции - символ перемен, перехода к лучшему, на новый уровень развития. Отсюда и восторг.
.Потрясающее соединение привычных образов в новые смысловые сочетания - такова ещё одна чудесная особенность поэтики Анатолия.
 Итак, на примере этого стихотворения мы видим, что конфликт и драма столкнувшихся между собой противоречий вставлена, вписана в безупречно строгий каркас классического 4-стопного ямба. Между содержанием и формой возникает короткое замыкание, катарсис.
Скажу также пару слов о лирическом герое стихов Анатолия.  Распахнулость души, способность проживать текущий момент, как последний в жизни, бескомромисность, неумение жить и чувствовать расчётливо,  наполовину - эти черты, присущие русским мужчинам, пленяют и в персонаже стихов Анатолия. Но лирическому двойнику поэта они то и дело приносят неприятности. ”Я какой-то не такой,” - сетует он в одном стихотворении. “Я не могу посередине!” - удручённо восклицает в другом. “Словно в омут с головой”, - заявляет в третьем. Чем добавляет себе ещё больше обаяния.

Строка к строке, а между строчек
Стекает август мёдом с крыш,
И над избою глубже ночи,
И ты молчишь. И ты молчишь.
И журавель вблизи колодца
Усталой шеей заскрипит.
Звезда моя ко мне рванётся,
Но до земли не долетит.

Всего 8 строчек, а как будто целая повесть рассказана! Об упорном творческом труде (“строка к строке”) на фоне роскошного, урожайного лета (“стекает август мёдом с крыш”), но погода неуловимо изменяется на осеннюю (“глубже ночи”). А что ознавает простая, но загадочная фраза: “А ты молчишь”, да ещё повторённая дважды? Может, лирический герой ждёт некоего важного решения от любимой? Или боится увидеть признаки охлаждения в её молчании?
Олицетворением тайной тревоги, терзающей его сердце, является усталый скрипучий колодезный журавель, который вместе со всей природой, участвует в душевной драме героя, сочувствует ему.
И в конце - метафора поразительной силы.
Традиционный образ  звезды, как символа небесного покровительства, здесь совмещается с народной приметой о падающей звезде и превращается в свою противоположность. Одушевленная звезда, как сгусток живой материи, как горячо преданный друг  - “ко мне раанётся, но до земли не долетит”...
 Сбудется ли его желание или сгорит последняя надежда - поэт оставляет нас в прекрасном неведении.   заронив в сердце не то восторг, не то печаль…

Любовная лирика занимает в творчестве Анатолия ведущее место . 50 оттенков этого чувства сложены в блистательные, психологичные, филигранные, чувственные строки.
—- 
Приемлю

Читай, читай мои стихи
Из слов случайных,
Они беспечны и легки
Как звон венчальный.
Слова летят, как лепестки
С весенних яблонь,
Чтобы коснуться чуть руки
Твоей хотя бы,
Чтобы неслышно лечь на след,
Целуя землю.
Любой ответ: и да, и нет -
Я всё приемлю.
—-
Самоотверженность и нежность - в полном соответствии с библейским определением любви:
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит”.
(1Кор.13,4–8)
Другой оттенок рыцарства - в стихотворении о разлуке с любимой и невозможности быть вместе.

Стою один среди осин и сосен.
Пора терять… Печальная пора.
Я сам пришёл  к тебе сегодня, Осень,
Чтобы побыть с тобою до утра.
Уснувший лес – ни шороха, ни звука,
И холодок чернёного ствола.
Ведь ты сама, беспечная подруга,
Когда-то в эти ночи зазвала.
И ты всегда разлучница и сводня:
Мне к той далёкой вброд не перейти,
И слышу я – ей холодно сегодня,
Не простуди её,
Прошу – не простуди.

А вот и следующая ипостась этого чувства - любовь на излёте, уже ускользающая из сердца.

Эхо пустоты

Из ваших мест приходят облака,
Напитанные северным простором,
Неторопливо смотрят свысока
В мою пустыню с грустью и укором.
Всё реже письма, реже будут сны,
И как-то вроде ветреннее стало,
Ещё далёко до самой зимы,
Но вижу я, уже похолодало.
В клубленьи белом видишься мне ты,
Всё так зыбуче ,так неповторимо,
Но вниз слетает эхо пустоты
И всё проносит
Мимо,
Мимо,
Мимо…

Любовь бывает  испытанием и болью. Продолжая тему, затронутую С. Есениным, Анатолий психологически точно описывает и тёмную сторону страсти.

«Я не знал, что любовь зараза,
Я не знал, что любовь – чума…»   
                С. Есенин
То ль зеркала у нас кривые,
Иль время гнётся невзначай,
Мне осень бросит чаевые,
А я не пью сегодня чай.
Гудят слегка другие нотки -
Всё обозначить наконец:
Плесни стакан хорошей водки
Так, чтобы полный – по рубец.
Чтобы махнуть и одним разом
Понять и всё уразуметь:
Любовь – чума, любовь  - зараза:
Не пролечить, не помереть…
—-
Каждый из нас в той или иной мере переживал подобные трагические моменты.
Но если говорить обо всём творчестве Анатолия, оно безусловно позитивное. Вся его богатая красками лирическая палитра пронизана гармонией, слиянием души с природой,  мирозданием. Любовью к жизни.

Любить и в радости, и в горе:
С душой раздетою стою,
Костры рябин на косогоре
Я никогда не разлюблю.
Не разлюблю я этой жизни
С её колючею стернёй,
Когда  слёзу мне ветер выжмет
И крикнет клин – Пора домой…

Мы прикоснулись к творчеству  большого поэта, живущего в маленьком городке. Анатолий Сокольничий (Костыгов) понимает своё призвание так:
Не ищу у ночей ответов,
Холодней по утрам восток.
Скоро вытечет бабье лето
Кровью клёна в тоску дорог.
Но останется где-то поле,
На другой стороне следов…
И, быть может, скользнут ладони
По колосьям моих стихов.

Глубокие, искренне. исповедальные стихи пишут о своём кредо замечательные поэты. Но более нежных, более трепетных слов на эту тему, чем у Анатолия Сокольничего (Костыгова), мне еще не приходилось видеть.

Наталия Стеблюк,
октябрь, 2023 г.


Рецензии