Суворов. Отдайте им все

Потерпев поражение под Фокшанами, турки отступили к реке Рымне, где у них были подготовлены укрепления в четырех лагерях общей численностью до 100 000 солдат. Объединенный русско-австрийской корпус насчитывал, как при Фокшанах, по-прежнему 25 000 человек.
«Сентября 6-го и 7-го чисел 1789 года, — писал Суворов, — получено сообщение от генерала от кавалерии принца Саксен-Кобургского, командующего союзными римско-императорскими войсками, о приближении верховного визиря с главными турецкими силами во ста тысячах состоящими, и расположившегося лагерем при Мартинешти, в расстоянии от него не более четырех часов. Ожидая от него атаки, принц просил меня поспешать соединиться с ним».
Принц Кобург опасался многократного численного перевеса турецких войск, так как уже не раз турки наносили поражение австрийцам, Суворов отнюдь не колебался, а верил в свое искусство и в смелость русского солдата, что следует из его диспозиции на баталию.

ДИСПОЗИЦИЯ № 63 А. В. СУВОРОВА К СРАЖЕНИЮ ПРИ РЫМНИКЕ 11 [22] сентября 1789 г.
«Начинать малым лагерем, потом на большой, ежели между тем большой будет ближе, то оным. Сейчас выступить за Рымну. По местоположению я беру правое крыло. Марш за Рымну колоннами. Обоих союзных войск вся кавалерия впереди. Казаки и арнауты, гусары и карабинеры до переднего берега Рымны. Ниже на том берегу строить положенной ордер баталии. Перемена его та, что мой корпус на правом крыле по местоположению. Колонн выходит две, кавалерия в голове пехоты, то есть обоих колонн. На походе, встретясь с бусурманами, их бить! Построясь ордером баталии, вмиг перешед Рымну, идти храбро, атаковать при Тургу-Кукулуй, или всех встречающихся варваров лагери. Один за другим. До конца. Боже пособи!»

Не дожидаясь неблагоприятного развития событий союзная армия перешла через Рымну и стремительной атакой выбила турок из первого лагеря Тырго-Кукули. Турки ожесточенно сопротивлялись, но вынуждены были отступить во второй лагерь у деревни Бокзы. Суворов повел свои войска в обход и атаковал фланг второго турецкого лагеря. Турецкая конница отступила к лесу, но в лесу в засаде ожидали австрийцы, вынудившие турок бежать к своим наспех приготовленным укреплениям третьего основного лагеря. Русские и австрийские войска вновь соединились, и применили стратегическую новинку Суворова. На штурм рымникских укреплений, возведенных из невысоких стен, Суворов стремительно бросил всю союзную конницу. Конный штурм крепости для военных специалистов того времени был совершенной неожиданностью. Неприятель, превышавший своей численностью русско-австрийские войска в четыре раза, растерялся и бросился в разные стороны.
«Неможно довольно описать сего приятного зрелища, — читаем в реляции Суворова, — как наша кавалерия перескочила их невозвышенный ретраншамент и первой полк Стародубовской при его храбром полковнике Миклашевском, врубясь одержал начальные четыре орудия и нещадно неверных даже в самом лесу рубили всюду. Во время баталии Верховной визирь особою своею под лесом Крингу-Мейлор обретался. Когда оттуда изгнали его войско, поехал он на рымницкой лагерь и останавливаясь неоднократно, при молитве возвышал коран и увещевал им бегущих сражение обновить, но они его слушать не хотели, отвечая, что стоять не могут».
Быстрота действий Суворова была изумительна. Великий визирь спокойно пил в своей палатке кофе, когда послышались первые выстрелы русских. Чашка выпала из рук турецкого предводителя, и он не хотел верить, чтобы Суворов так быстро мог приблизиться к их главному лагерю. Союзная конница, подкрепляемая пехотой, быстро надвигалась на турок. Янычары, отстаивая лагерь, бились отчаянно, но все было безуспешно: союзники брали одну позицию за другой; казалось, никакая сила не может устоять против солдат, ведомых Суворовым. Турки не выдержали и побежали. Преследуемые союзниками, турки гибли тысячами. Особенно много погибло их при переправе через Рымник.
Неприятеля на месте убито более 5000. Знаки победы до 100 знамен, мортир 6, пушек осадных 7, полевых и не ниже 3-х фунтовых 67 с их ящиками и амуничными фурами, несколько тысяч повозок с припасом и вещами, множество лошадей, буйволов, верблюдов, мулов и иной разной добычи и от трех лагерей палатки.
Потери русских составили 45 человек убитыми, 29 — тяжелораненых, 104 — легкораненых. Почти такие же потери были в корпусе австрийцев.
В рапорте Суворова Репнину от 11 [22] сентября 1789 года уточняет, что «по жестоком сражении чрез целый день союзными войсками побит визирь! 8000 турок убито на месте, несколько сот пленных, взят обоз, множество военной амуниции, счетных 48 пушек и мортир». Рассказывают, что в числе взятых было много пушек австрийского производства из-за которых и возник спор между союзниками во время дележа трофеев.
«Отдайте им все, — сказал Суворов, — ведь они свое берут. Мы себе еще достанем, а им где взять!»
Рымникская победа произвела всеобщий фурор в России и Австрии. Австрийские войска с благоговением смотрели на Суворова и называли его «генерал вперед»!
30 октября 1789 года Суворов удостоился следующих высочайших наград: графского Российской империи достоинства, с наименованием: «Граф Суворов-Рымникский», ордена святого великомученика и победоносца Георгия 1-й степени и шпаги, украшенной алмазами. Кроме того, за дело под Фокшанами были пожалованы ему к ордену святого апостола Андрея Первозванного бриллиантовые крест и звезда.
От австрийского императора герой получил титул графа Священной Римской Империи.


Рецензии