В гостях у Римского-Корсакова

В последнюю поездку в Псковскую область мы с сыном, решили посетить музей-усадьбу  Римского—Корсакова. Мне интересно было там побывать, ведь находился он  невдалеке от деревни моего деда. Выехав на шоссе Псков – С-Петербург, и проехав по нему километров двадцать, я стал всматриваться в стену густого лиственного леса, пытаясь найти место дороги  к бывшей когда-то деревни. Лет 70 назад вместо леса были поля, а километре на возвышенности с дороги можно было видеть деревню. В настоящее время не только заросла лесом деревня, но и дорога к ней. Лет несколько назад место просёлочной дороги к деревне можно было узнать по высоким деревьям напротив этой дороги. За этими деревьями, как мне рассказывал дед, стоял постоялый двор, где могли отдохнуть люди, ехавшие на лошадях в С- Петербург. Называлось это место  станцией. Но на этот раз распознать станцию мне не удалось. Все деревья стали высокими. Неожиданно для меня въехали в деревню Заполье, где была отворотка на посёлок Плюссу, районный центр, а не доезжая его, можно  было доехать до музея. Сначала проехали деревню Запесенье, куда ездил на лето на дачу в последние годы жизни мой дядя Саша, брат отца. От Запесенья до Любенска, куда мы попали, и где находился музей, было тоже километра 3.Стоянка машин была напротив входа на территорию музея, и находилась на территории заброшенного яблоневого сада. Углубившись немного в сад, по примеру пассажиров соседнего с нами автомобиля, по  опадышам и висящими яблоками можно было судить, что урожай яблок был большим, но ухода за садом никакого не было. При пробе яблоки оказались вкусными.
Калитка в музей была открыта, и мы беспрепятственно вошли на территорию. Кругом ни души. Решили прогуляться и ехать в Питер. Но вот из дома, в котором нам казалось, что никого нет, вышла женщина и сказала, что свободно гулять по территории  музея запрещено, а можно только с экскурсоводом, взяв билеты, что мы и сделали. Экскурсовод, на насколько минут покинув нас, вернулась с фотоальбомом. Первый вопрос, который я задал экскурсоводу – это, что за сад, куда мы поставили свой автомобиль.  – Это заброшенный бесхозный сад совхоза «Андромер», поэтому яблоками можете угощаться - ответила она , и повела нас к Большому дому, где останавливалась семья Римских-Корсаковых. Но большая часть дома сгорела года 2 назад во время ремонтных  работ, поэтому каким был дом, мы могли судить по фотографиям из альбома. Обойдя фундамент сгоревшей части дома, мы могли сравнить вид с возвышенности, что было при жизни Николая Андреевича Римского-Корсакова, и что сейчас. Конечно, при  жизни композитора было лучше. Вдали вместо озера Песно, теперь виднелся лес. Ближний к Большому дому пруд зарос травой и был без воды. Его пробовали  чистить и заполнять водой из дальнего большого пруда, но как только переставал работать насос  вода вновь уходила. То есть той обстановки, что очаровывала и вдохновляла композитора на творческую работу, не было. Нужно отметить, что в полутора километрах от музея, где мы были, находится другой музей в деревне Вечаши, где композитор проводил  летнее время с 1894 года по 1905 год. Всего 6 сезонов, В них ему плодотворно работалось. Там были написаны 4 оперы. Что касается усадьбы в Любенске, то там сочинил свою последнюю оперу «Золотой петушок». Усадьба в Любенске принадлежала Бухаровой А.В., которая в 1907 году сдала  под дачу на лето Римским-Корсаковым, а осенью того же года усадьба  ими была выкуплена на имя младших детей Андрея, Владимира, Надежды. А в  ночь на 21.06.1908 году композитор скончался от сердечного приступа. Скончался он в ночь после свадьбы младшей дочери, на которой не был из-за плохого самочувствия. После смерти композитора в усадьбе жили  летом с семьями его дети. Нужно отметить, что они оказались неплохими хозяевами. В саду было 1000 яблонь. Яблони сдавались в аренду на сбор урожая. Торговались за каждую копейку. При сдаче яблони за 1 руб. доход получали в 1000 руб. А это половина того, что получал их отец при жизни за год, работая профессором консерватории. После революции 1017 году они в усадьбе организовали сельскохозяйственную артель, в которой работали наряду со своими бывшими работниками. Сохранилась фотография работа артели на сенокосе. Нужно отметить, что один из членов семьи был искусным для того времени фотографом, кто мог делать цветные фотографии. Поэтому сохранилось много семейных фотографий.  Но в двадцатые годы земли были отобраны в пользу совхоза Андромер, и артель распалась. В годы войны усадьба немцами была сожжена. Остались лишь каменные строения: ледник, конюшня с каретной. Интересна конструкция ледника, в котором при отсутствии холодильников подолгу хранились овощи, фрукты и другие продукты. Музей - усадьба был создан в 1967 году. В его создании активное участие приняла  и внучка композитора,  архитектор по профессии. Воссоздавали усадьбу по сохранившимся фотографиями, оставшимся фундаментам. Были посажены и яблони, но в меньшем количестве, чем при жизни композитора, так как земли под усадьбу было отведено меньше .-Нынче не урожай, в отличие от соседнего заброшенного сада – говорила нам экскурсовод. В целом экскурсией остались довольны. Но посетить  музей в Вечашах не было времени.


Рецензии