Про Третьяковку, Пашку и Ивана Грозного

Мои дети впервые в Москве. Неделя расписана по дням: Кремль, цирк, ВДНХ, Мавзолей, зоопарк, Новодевичье, Ваганьковское - без него никуда, Третьяковка (театры, к сожалению, в августе в отпусках),– в общем, стандартная культурная программа с поправками «по интересам».
…Третьяковская галерея. Я помню её лет с 14-ти (моих 14-ти). Длиннющая, шевелящаяся очередь, то замирая, то вновь оживая, «змейкой» ползёт по переулку. Открыли металлическую створку, пропустили очередную партию страждущих прикоснуться к прекрасному, и опять ждать..
    Тогда в Москве всюду были очереди: в Мавзолей, за бананами, за перчатками, во всех магазинах, на всех этажах, во все отделы, во все стороны расползались вьющиеся, живые , гудящие, иногда переругивающиеся, но чаще скучные, томительные, душные и душащие, никогданекончающиеся очереди: «А это за чем здесь очередь? – «Анжелику»* выбросили!»; -«А кто здесь крайний? Это за сапогами? Так только 38 остался!»; «А здесь за чем? За чем стоим?- Да не знаю! Только уже заканчивается!»)))))
  ..М-да. Так вот. Нынче очередей нет. Только в «МаКДональдс» к кассам. Мы гуляем по городу как цыгане, которые « шумною толпой по Бессарабии кочуют». У нас День Третьяковки (Почти как «День Сурка»). У старших детей идея-фикс - они целенаправленно собираются «пасатреть» «Ивана Грозного, который убивает своего сына», типа «остальное фигня». Старшие - это Даник и Антон. Младшему Пашке - семь. Он очень заинтригован «многообещающим» названием картины, тем более, что это обсуждается всю дорогу до галереи. А мой младшенький- ещё тот фруктик! Он всё время на «своей волне», как говорят. Причём волна эта катит в том направлении, в котором на данный момент нужно ему, и если он надумал, например, высказать какую-то очень важную (на его взгляд) мысль, то остановить его можно только одним способом – практически,т.е. закрыв ему рот ладошкой.
 … 64 зала, если мне не изменяет память. И ещё Врубелевский, открытый как раз тем летом. Начинаем бодро. Сначала я ещё пытаюсь удержать всех при себе. Потом махнула на это рукой –«Как уж будет!», и при мне остаётся только Пашка, который неожиданно проявляет большой интерес к портретам, статуям, тянет меня за руку и буквально заставляет читать каждую подпись под картинами-скульптурами, а потом ещё и комментировать: «Кто это? Почему здесь? Почему именно так?» и проч.
…. «Явление Христа народу». Холст размером от потолка до пола. Мы уже подустали, но пропустить это невозможно. Я, как правильная мамаша, объявляю полный сбор и ищу, куда бы пристроить своих беспокойных чад. Так..японцев сразу «отметаем»..немцы..там английский..О! Вот, «великий и могучий»! Пальцем «подманиваю» детёнышей, томящихся от бездействия на банкетках в центре зала. Подпихиваю их поближе к рассказчику, пристраиваюсь в поле их видимости. Издалека показываю кулак. Дети обречённо вздыхают, иногда косят глазами в мою сторону (проверяют - не утратила ли я бдительность), и, волей-неволей, водят головой за указующим перстом экскурсовода. Воистину, как говорил Данила Багров «В силе -правда!». Смотрю - увлеклись, интересно девушка рассказывала, и уже через несколько минут все заняты поисками автопортрета художника, рассматриванием каких-то световых пятен и повторения элементов в разных углах полотна…
…..Старшие всё рвались вперёд, перескакивая через залы, прискакивая обратно (всё таки боялись затеряться! А может, боялись, что после влетит? Но, факт- возвращались). А мы с Пашкой неспешно «продирались» сквозь дебри и чащобы мазков, оттенков, светотеней, проникаясь, вникая, пытаясь поймать настроение, смысл, просто любуясь и чувствуя незримое присутствие гениев. И изредка грозили  старшеньким, чтоб хоть иногда по сторонам поглядывали, хоть одним глазком! В одном из залов моих мальчишек подловила мудрая бабулька - сидят там такие по уголочкам , за порядком смотрят и за культурой поведения. Ткнула носом в картину, - не в сам холст, понятно, - а в изображение воина, который лежит убиенный на поле брани, а ноги в красных сапогах ступнями «смотрят» на зрителей. И вот фокус какой: с какой бы стороны ты ни подходил к картине, под каким бы углом ты её не рассматривал - сапоги всегда «направлены» в твою сторону.«Ух, ты! Класс!».Забегали по залу, занимая разные позиции…
….Когда мы добрели, наконец, почти обессилев от количества информации и «намотанного» километража, до вожделенного «Ивана Грозного» и замерли в (благоговейном, как мне казалось) молчании, мой младший ребёнок, посмотрев на Ивана Грозного и его несчастного сына и, видимо от возмущения, забыв все напутствия про «хорошо воспитанных мальчиков» вдруг горестно, как будто его обманули, самым подлым образом подсунув вместо обещанного мороженого ненавистные голубцы, заорал на весь зал: «Мама! Но ведь Он же Его УЖЕ убил??!!!!!!» Вроде, водила его мама по галерее, какие –то рисуночки показывала, а самое-то интересное мы и пропустили !!?
  На этом можно было бы и закончить. Оставшиеся экспозиции Пашка стоически осматривал (из уважения ко мне, я так понимаю), продолжая сокрушаться по поводу несправедливости этой жизни. Оживился только возле Врубелевского «Демона» - уж очень впечатляет!
..Вывалились мальчишки из галереи «окультуренные», просвещённые и счастливые. Под дождик. А я шла, смотрела на них и думала: «Всё-таки лозунг «Искусство – в массы!» нужно воплощать в жизнь мелкими порциями, постепенно и только по рецепту, а то отравятся  ещё, на фиг!». )))))))
   И ещё думала: «Сесть бы в зале Врубеля. Напротив ЕГО «Сирени». Смотреть на неё. Любоваться. Впитывать каждый мазок. Слушать «Жалобу» Гречанинова. И ощущать, как плывёт в прохладном воздухе чудный запах майской грозы….


*"анжелика"-нижнее женское белье,бюстгалтер,-ооочень дефицитный товар в далеких 80х))(прим.автора)


Рецензии