О вреде эльфизма

Был такой западноармянский поэт Сиаманто (Атом Ярджанян). Он жил в Константинополе, погиб 24 апреля 1915 года. В этот день власти Оттоманской империи собрали 300 представителей армянской интеллигенции и убили их всех. Среди убитых был и Сиаманто. Этот день отмечается как День памяти жертв геноцида армян.

До этого, в 1909 году, турки устроили погром в городе Адана в Киликии, где проживала большая армянская община. Там произошло событие, легшее в основу написанного Сиаманто стихотворения "Танец". Это стихотворение обычно ассоциируется с Геноцидом, но описывает событие, произошедшее за несколько лет до него. Армян убивали не начиная с 1915 года, это началось с конца 19-го века.

Сюжет таков. Турки собрали 20 невест (слово "невеста" в арабском языке обозначает не женщину, готовящуюся вступить в брак, а просто красивую созревшую девушку. Думаю, у армян так же). Их заставили танцевать в то время как турки музицировали вокруг них. После этого невест облили керосином и сожгли. Погромщиков автор называет "толпой зверей".


В 1988 году в Сумгаите толпа азербайджанцев вывела на улицу молодую армянку, и ее заставили танцевать. При этом ее кололи ножами. Потом убили. Эта история мгновенно распространилась и легла в национальный исторический нарратив. Она вызвала панику, на фоне которой начались взаимные этнические чистки и в целом трагедия, которую переживает армянский народ в последние 35 лет.

Неделю назад состоялось террористическое нападение Хамаса на приграничные израильские поселения, о котором все знают. В соцсетях спустя три дня появился ролик, на котором обливают бензином и сжигают молодую женщину, а вокруг стоит толпа арабов (говорят там по-арабски), в том числе детей, и наблюдает за происходящим. Утверждают, что это произошло в Газе с одной из израильских заложниц, хотя доказательств тому нет никаких. Возможно, это проделки игиловцев где-нибудь в Сирии или Ираке несколько лет назад. Официальный Иерусалим и израильская пресса этот эпизод не упоминает и не комментирует ни на одном языке.

Факт же состоит в том, что в Сектор Газы угнали много молодых и красивых девушек, участвовавших в фестивале "Супернова" возле киббуца Реим. Это фестиваль музыки в стиле "транс", проводимый один раз в два года, там много наркотиков и прочей веселухи. Публика там достаточно богатая, потому что без собственного автомобиля не доберешься, подвозок нет. Вот эти автомобили потом и горели с расстрелянными пассажирами внутри них.

Несколько десятков участниц и участников фестиваля хамасовцы похитили и увезли в Сектор Газы. Среди них была Инбар Химан, имя которой всплыло в связи с тем, что хозяин квартиры, которую она снимала на паях с другой девушкой, требует от семьи Инбар забрать ее вещи, а от соседки найти другую жительницу, которая будет платить, либо выехать из квартиры. Инбар просрочила платеж, но на фестиваль в Реим поехала, а билет стоил достаточно дорого. Есть и ее фотографии. Страшно представить, что сделают с такой сексуально голодные газовские мужики.


А газовские мужики живут в совсем другом мире. Живут всю жизнь. В свое время я поделился воспоминаниями о том, как работал с ними в 90-е годы на стройке:

"Теперь о типичном рабочем дне этих Иванов Денисовичей.

Самое важное, что его определяло – прохождение махсома Эрез (блокпоста на пути в Израиль). Махсом открывался в четыре часа утра, закрывался в пять или шесть вечера. Это значит, что в пять утра надо быть на махсоме, потому что процедура его прохождения занимает не меньше часа. Итак, где-то в три часа утра они просыпаются. В четыре садятся в машину бригадира типа "большое такси" и едут на махсом. Ехать никак не меньше часа, потому что внутри Сектора тоже израильские блок-посты, на которых "тормозят". Перед махсомом Эрез они оставляют свою машину, в Израиль на ней ехать нельзя. Примерно в 5:30, если повезло, проходят махсом и садятся в израильский автобус.

Эти автобусы специальных маршрутов везли "газовцев" от Эреза вплоть до Тель-Авива. Их водители – тоже "газовцы", но особо доверенные. Примерно в 6:00 автобус проезжал мимо перекрестка "Ад-Галом", "газовцы" выходили и шли пешком на стройку.

Идти километра три. По пути они "поживлялись" – снимали с веревок белье, находили где-то женскую обувь, несколько раз притаскивали на стройку детские велосипеды. На мой вопрос о том, как они провозили ворованное добро через махсом в Газу, отвечали, что очень просто. На обратном пути никто их не проверяет, зато в Израиль гайку нельзя ввести, шмонают все и раздевают чуть не до трусов.

Работа начиналась в 7:30, у "газовцев" до нее примерно полтора часа свободного времени. Хватает и на то, чтобы собрать в окрестных кварталах, что плохо лежит, и на то, чтобы развести костер и позавтракать.

Въезд в Газу закрывается в17:00 (по пятницам в 13:00), поэтому уходить с работы надо не позже 15:00, иначе они не успеют на автобус. Те, кто не отметился на въезде и выезде, утром и вечером, теряют право на въезд в Израиль. Если пропустил автобус, бери хоть такси, хоть что, но в пять вечера ты должен быть в Секторе.

От махсома "Эрез" можно ехать домой на той же машине. В лучшем случае в 18:00 они дома. Поужинали, помолились, надо ложиться спать. Завтра снова вставать в три часа ночи.

Кстати, говорят, некоторые "газовцы" от "Эреза" домой не ехали, а спали прямо на махсоме со своей стороны, вповалку на матрасах. Экономили таким образом время и силы. Но не наши – они приличные люди, надо же обнять жену и поздороваться с детьми."

С тех лет, когда это было написано, кое-что изменилось. Прежде всего, газовцам разрешили жить в середине недели в Израиле, иначе они просто не смогут продуктивно работать с утра до вечера. Живут они в основном в арабо-израильских городах и поселках и в арабской части смешанных городов. Израильская полиция и службы безопасности опасаются, что среди этих людей есть "спящие" агенты Хамаса, которые должны были устроить в Израиле теракты синхронно с операцией "Потоп Аль-Аксы", поэтому превентивно закрыли все стройки в городах. Отследить, кто там работает, у нас не могут и не умеют, поэтому китайцы и молдаване, которых обычно почти не видно, остались без дела и массово бродят по улицам. Пострадали также логистика и многие бизнесы, которые просто закрылись из-за отсутствия работников. Причина в основном в этом, а не в том, что евреев забрали на резервистскую службу, я спрашивал у хозяев. Призыв в армию 300 тысяч израильтян вообще почти не повлиял на экономику страны, и тут есть о чем задуматься.

По большому счету жизнь среднего газовца мало изменилась несмотря на все прошедшие события - вывод поселений, захват власти Хамасом, несколько раундов боевых столкновений с Израилем.

Вспомнилась книга Герберта Уэллса "Машина времени", написанная в конце 19 века, в которой на земле живут две расы - элои и морлоки. Элои наслаждаются жизнью, постоянно празднуют и не работают, но очень боятся по ночам, когда на поверхность выбираются морлоки, стоящие у машин в своих подземных городах. Морлоки их уводят и съедают. По итогам оказывается, что жизненное пространство элоев - это фактически экологически чистая скотоферма, на которой морлоки разводят элоев для своего пропитания как дорогой элитный скот. А морлокам и под землей хорошо.


Не надо быть элоями.

1-го июня 2001 года в Тель-Авиве произошел теракт - террорист-самоубийца взорвался у входа в дискотеку "Дольфи-Диско". Погибли более 20 человек, почти все - русскоязычные подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Они пришли потанцевать. После этого теракта рядом с местом трагедии появился памятник с надписью "Не перестанем танцевать". Эта надпись уже тогда зацепила меня своим идиотизмом и цепляет до сих пор. Потому что в такой ситуации танцевать не надо. Надо перестроиться, создать ситуацию, при которой потенциальным террористам нечего делать в нашем национальном доме. Это сделано не было, сделано было обратное. И мы до сих пор танцуем, устроили фестиваль "транс" рядом с сектором Газы. Дотанцевались.

Из всех населенных пунктов, подвергшихся нападению террористов, успешнее всех отбился маленький киббуц Керем-Шалом, расположенный в самом конце полосы Эшколь. Этот киббуц, насколько мне известно, единственный из всех, где евреи работают сами, без помощи газовских арабов и иностранных рабочих. Группа быстрого реагирования (китат коненут) отбивала нападение террористов до подхода израильской армии. Примерно десять террористов были убиты. Погибли два защитника киббуца, Едидья Разиэль и Амихай Исраэль Вицан.



Керем-Шалом страдал от недонаселенности, поэтому в светский киббуц решили пригласить религиозные семьи. Там впервые за всю его историю открыли синагогу. Светские и религиозные киббуцники не мешают друг другу, живут как хочется каждому. Ни те, ни другие не являются латифундистами, все живут плодами своего труда. И вот отбились от террористов.

Несколько лет назад я написал следующее:

"Почему люди, считающие физический труд чем-то недостойным себя, не желающие работать на стройках, заводах, в отелях и ресторанах и считающие, что этот труд - дело для арабов, в том числе палестинских, беженцев и гастарбайтеров, должны трудиться на войне? У них просто нет такой привычки.

Конечно, у нас есть замечательные, хорошо подготовленные спецподразделения, но у нас, видимо, нет массовой армии, пригодной для серьезной войны с подготовленным противником, а не с мальчишками, вооруженными камнями, ножами и рогатками. После Второй Ливанской войны предпринимались телодвижения в направлении решения проблемы, но похоже, что они быстро прекратились, потому что это лишь часть другой, комплексной проблемы, которая называется "еврейский труд" - а об этом у нас даже не думают, и тем более не пытаются ее решать. Лучшие солдаты всегда получались из крестьян и рабочих, а у нас таковых почти нет. Психология традиционного еврейского галута подмяла под себя Израиль, так и не выполнивший свое предназначение - создать нового еврея, работающего на своей земле своими руками."

Со времен событий, описанных Сиаманто, прошло более 100 лет. Турция стала одним из самых успешных государств не только на Ближнем Востоке, где ей нет конкурентов, но и в мире в целом. Это сделали те самые люди, которых Сиаманто назвал "толпой зверей". Точнее, их потомки, ближние и дальние. Со времени Сумгаитского погрома прошло более 35 лет. Азербайджан стал самым успешным из постсоветских государств, построил самодостаточную экономику, создал армию, отбившую Карабах у армян. А вот будущее Армении под очень большим вопросом.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.