Закодированный

— А ты меня точно не бросишь?
— Глупенький какой, из-за этого не бросают, — слегка взъерошив мои вихры, улыбнулась уголками глаз Юлька.
— Кем-кем, а глупым я точно никогда не был и ленивым, кстати, тоже, а вот на второй год умудрился - таки остаться. И не в шестом и даже не в четвёртом, а в самом что ни на есть первом классе.
— Как так? — Юлькины брови резко подскочили вверх.
— А так, — задумчиво произнёс я.
Словно на резных деревянных санях по скрипучему только что выпавшему снегу память вновь уносит меня в далёкое детство.

— Мам, мне в школу пора, — бужу я её, — ну, мам, просыпайся, уже светло.
— Уйди, сказала, дай выспаться! — слышу я её резкий, грубый голос.
Спотыкаясь о разбросанные на полу бутылки, пробираюсь на кухню. В животе урчит. Открываю холодильник. Пусто.
С тоской смотря через окно на ребят, спешащих с цветами в школу, сметаю со стола окурки сигарет. Сегодня — 1 Сентября.., праздник… В грязных рубашках в школу не пойдёшь — стыдно. За систематичные прогулы меня оставляют на второй год.
Отца у меня не было. Точнее сказать, был, но очень далеко. Однажды, напившись с друзьями, он решил выяснить, уважают его или нет. Тому, кто его не уважал, он очень доходчиво объяснил, что заслуживает-таки этого уважения. За это объяснение он поплатился свободой. А там ему и до рецидивиста было рукой подать.
В нашем доме часто стали появляться посторонние мужчины. А потом как-то всё стихло.
— Неужели так будет теперь всегда? — думал я, затаившись.
— Детей возьму, а её уж не потяну, стара, — услышал я однажды слова бабки из кухни. — Оставляй в роддоме.
Оказалось, мать была на сносях. Так получилось, что из-за ослабленного организма и сопутствующих болезней мама роды не перенесла. Когда её не стало, баба Дарья забрала меня и сестру к себе, а новорожденная осталась в роддоме.
—Жалко-то как! — часто-часто заморгала ресницами Юля.
— Похоже, из всех нас малышке повезло больше всего, — усмехнулся я.
– Повезло?! – вытаращилась на меня моя девушка.
— Ну да. Вскоре её усыновила бездетная семья и увезла куда-то очень далеко. С тех пор я её не видел.
— Когда мне исполнилось восемнадцать, нашей бабы не стало. А вскоре не стало и сестры.
— Брат, дай опохмелиться, — по утрам вместо будильника поднимали меня её слова.
— Хватит пить! Сколько можно?! -
— Столько, сколько нужно, — огрызалась она в ответ, — ты мне не указ. Паспорт имею.
Видно, в родителей пошла сестрёнка. Похоронил её рядом с мамой и бабушкой.

Устроившись на фирму грузчиком, развозил вместе с водителями по магазинам продукты, напитки. На их профессиональный праздник обычно собирались застолья, откуда я под любым предлогом старался удрать.
— Ты что закодированный? — летели подколы коллег мне вслед.
Да я и впрямь был закодированный... детством.
— Так ты меня точно не бросишь, не постыдишься, что я вот из такой семьи? — Боясь поднять глаза на свою любимую, нерешительно переспросил я.
— Без них не было бы тебя, — поправляя венок на могиле матери, спокойно сказала Юлька. — Весной цветы тут посажу.
Грея друг друга от холодного ветра, мы ещё долго сидели на скамейке у трёх могилок. Лишь скрипучая калитка оградки стонала в унисон нашим сердцам.


               

 


Рецензии
Да, прошлое «кодирует» личность, становясь невидимым, но прочным внутренним стержнем. Неподдельная, почти физическая атмосфера тоски и одиночества незримо сопровождает человека, лишённого детства. Как вязкая слякоть болота, засасывает безрадостный быт.
И вдруг появляется эта Юлька, девушка, которая не боится прошлого близкого ей человека. Вот настоящая героиня. Откуда у неё столько смелости? От незнания тёмной стороны жизни алкоголиков? Или, наоборот, от того, что в её опыте уже есть это знание и выработан стойкий защитный иммунитет? Какая сила способна помочь ей преодолеть все невзгоды жизни с пьющим человеком? Хочется побольше узнать про Юльку. Таких, как этот "закодированный" много, потому, наверное, он и без имени. А вот Юлька, со всей своей наивной простотой -это большая редкость, настоящий подарок судьбы этому бедолаге. Напишите продолжение, Татьяна.

Людмила Байкальская   11.12.2025 16:23     Заявить о нарушении
Дело в том, что Герой не был алкоголиком. Он, насмотревшись того, к чему приводит выпивка на примере близких людей, не пьёт совсем. А Юлька — здравомыслящая девушка и судит о своём Любимом по нему, а не по его родне, не по его соц. статусу.
Возможно, Людмила, напишу. Пока работаю над другим крупным произведением. Благодарю за визит и прочтение!)

Татьяна Стригина   11.12.2025 16:45   Заявить о нарушении
В тексте только это:«обычно собирались застолья, откуда я под любым предлогом старался удрать.», может быть раньше пил, а потом закодировался и стал избегать застолий. И поэтому непонятно(надо бы немного прояснить, что не пил, не пьёт и пить не будет)))

Людмила Байкальская   11.12.2025 18:14   Заявить о нарушении
Согласна, Людмила, в тексе не говорится напрямую, что Герой трезвенник, но на это косвенно указывают фразы. Например, ГГ говорит сестре: "Хватит пить! Сколько можно?!". Тут я показываю его негативное отношение к алкоголю, осуждение выпивки. Фраза: "Видно, в родителей пошла сестрёнка". — противопоставляет её ему. Приведённая Вами фраза: "обычно собирались застолья, ОТКУДА Я ПОД ЛЮБЫМ ПРЕДЛОГОМ СТАРАЛСЯ УДРАТЬ," — говорит о том, что он не мог отменить профессиональный праздник на работе, также, как и мы с Вами, уважаемая Людмила, не можем отменить празднование педагогами Дня учителя, но он не выпивал даже в кругу коллег, видя с детства трагичные последствия алкоголизма. Герой был "закодирован" самой жизнью.
Но Вам он клятвенно пообещал, что не будет пить и дальше.)
Спасибо, дорогая Людмила, за интерес к моему творчеству и глубокое изучение рассказов! За такую развёрнутую рецензию и вдумчивость!

Татьяна Стригина   12.12.2025 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.