Жасмин Необычный

Я всегда любила жасмин.
Закрываю глаза и вижу чудесную Палангу и себя, юную девушку в мини,  только что сдавшую экзамены после первого курса. Июльское лето, кофе с пирожным в кофейне у моря, скульптура «Юрате и Каститис» и запах жасмина. Он везде. Время жасмина. Воздух богато насыщен чарующим, сказочным, благородным ароматом жасмина.
 
Были и другие потрясающие встречи с жасмином.
В Пушкине, что под Москвой, в Доме отдыха – там целая поляна была отдана одному огромному кусту бушующего благоухающего жасмина. Когда я проходила мимо, то всегда наслаждалась его щедрым ароматом.
В Рузе, родине Цветаевой, когда мы там были на экскурсии, меня поразило обилие огромных жасминов, устремлённых в небо и дарящий свой великолепный аромат городу.

Когда у меня появилась дача, я первым делом захотела посадить жасмин.
- У нас он не растёт. Я уже сколько раз пытался и жасмин сажать, и сирень. Ничего не растёт, – сказал свёкор.
Но я упорная, всё же, попробовала. И теперь у меня растёт и сирень, и жасмин разных сортов. Хотелось бы, конечно, побольше, но как мы, садоводы, говорим в таком случае, «королевство у меня маловато, разгуляться негде».

Первый жасмин появился у меня от дружелюбной соседки, которая, зная, что я его хочу, сказала:
- Берите у нас за изгородью. Всё равно его работники затопчут – мы новый забор будем делать.
И я выкопала её куст. Он был небольшой, стройный. Подумала, что куст молодой, но, похоже, ошиблась. Просуществовал он у меня лет пять. В первый-второй год после посадки распушился до земли, порадовал ароматом, хоть и не сильным. Цветки были мелкие и не махровые. А потом стал стремительно хиреть. Засохшие ветки я методично обрезала, пока не поняла, что надо с жасмином попрощаться навсегда. Считается, что правильней его называть «чубушником». Но это неромантично. Фу, чубуки какие-то! Хотя, когда я рубила засохший жасмин, то вспомнила о его практическом применении – крепкая древесина плохо поддавалась рубке. Теперь остались от него пеньки, которые никак не гниют.

Купила в Ашане какой-то жасмин, сорт не помню. Обещали, что не выше 1,5 метров. Хорошо, посадила. Подрос уже на метр, как муж случайно, конечно, его скосил. Сколько уже за ним таких грехов, если я не усмотрю! Решила другие жасмины сажать так, чтобы он не смог их достать.

Потом напротив нашего участка опустела дача. Заброшенный участок решили отдать под пожарную зону. Установили там баки с водой. Всё, что было на той даче, подлежало уничтожению – домик, сад. Ушлые соседки сказали мне, что там можно чем-то поживиться, сад был ранее богатый. Сами они уже понабрали всё, что захотели, и мне предложили – бери, всё равно всё пропадёт. Я выкопала пионов сколько-то, ещё по мелочи кое-что и небольшой кустик жасмина.
Посадила его в углу сада  –  на месте засохшей старой черёмухи.  От выкопанного корня огромной черёмухи осталась большая яма. Я заполнила её компостом и посадила туда новый кустик жасмина. Не знала его сорта, но замечталось, что мой жасмин будет так же высок, как былая черёмуха или те жасмины, которые я видела в Рузе, и тогда этот угол сада опять будет наряден, как и прежде, с черёмухой.
В этом углу хорошая полутень, но жасмины такие молодцы, тень переносят с успехом. Кустик быстро пошёл в рост. Однако вырос не до неба, как хотелось, а что-то метра на три в высоту. Ладно, тоже хорошо. А как он заблагоухал! Цветы классические, довольно крупные, ванильного оттенка и очень ароматные. Исполнилась моя давняя мечта. Потом мой красавец пустил рядом сыночка. Я его отсадила, по-хорошему, недалеко. Получилась такая благоухающая плотная стенка вдоль сетчатого забора с зелёной зоной. Я ею очень довольна. И теперь, когда приходит лето и распускаются жасмины, я специально прихожу сюда надышаться и насмотреться на свои жасмины.

Потом у меня появилось желание свой участок засадить и другими декоративными кустарниками, и один сосед,  отдариваясь за машину цветов от меня, принёс мне уже взрослый куст жасмина и даже сам его прикопал. К сожалению, этот жасмин оказался родным братом первому, тому, со скромным ароматом и мелкими цветами. И судьба его оказалась такая же. Через года четыре он у меня стал сильно хиреть, и я его выкопала. Благо, не шибко он пустил корни.

В Ашане и др. крупных магазинах стали продавать саженцы растений, и мне оттуда достался пакетик жасмина «Шнеештурм» («Снежная буря»). Я отвела ему одно из лучших мест, представляя, как этот махровый жасмин (у меня таких ещё не было, и я мечтала о них) раскинет свои шикарные ароматные ветки. Пять лет я об этом сладостно мечтала и, наконец, куст вырос и расцвел… простыми скромными цветочками, белыми, больничного скучного цвета. И, главное, запах! Естественно было бы предположить, что он будет пахнуть традиционно – жасмином. Немахровые формы жасмина всегда, я слышала, пахнут. Это махровые могут капризничать. Ага! Мой, который Шнеештурм, ароматизировал… керосином!
Я была шокирована. Ашан меня разочаровывал. Но надо Вам сказать, что и хвалёные Садовые центры тоже нередко подводят. Например, этим летом из пары десятков растений, за которыми мы с мужем специально ездили в Русрозу, два растения оказались не того сорта. Названия не соответствовали виду цветка, о чём я потом убедилась в интернете. Но хоть красивые были. А Шнеештурм оказался далеко не Шнеештурмом, а помесь какого-то подзаборного жасмина с керосином.
Я никогда не выбрасываю свои растения. Всегда находятся желающие их забрать. Но кому можно было предложить такого уродца? Посадила его рядом с дорогой у своего дома. Но ему там не понравилось, и он сник. Выбросила.

А теперь о моих трёх новых жасминах с рынка.
Первый кустик я купила у милой бабушки, улыбающееся личико которой до сих пор стоит у меня перед глазами. Она обнимала на прилавке крошечный, уже цветущий (!) кустик махрового ароматного жасмина. Я сказала, что куплю его, только попросила рассказать его историю и каков он. Она мне поведала, что отломила веточку от жасмина на ВДНХ (это хорошо, там плохого не посадят), от куста высотой не выше 2-х метров.
У меня этот кустик прижился, быстро подрос и теперь радует меня махровыми ароматными цветами. Сорт, конечно, не знаю. Пробовала угадать с помощью Яндекса, но боюсь ошибиться.

Ещё на рынке купила молоденький кустик желтолистного жасмина. Через 4 года вырос пушистый шарик чуть выше двухметрового забора и прелестно зацвел, да ещё пахнет приятно. Цветки, правда, мелковаты, но ничего, в целом от благородного светлого красавца получаю одни только приятные эмоции. Даже муж на него обратил своё благосклонное внимание.

И, наконец, – моя давняя мечта жасмин «Необычный». Да-да, он так и называется. Необычность его заключается в цветах и аромате. Цветки жасмина белоснежные, а внутри у них пурпурная трогательная середина с жёлтыми тычинками. И пахнут цветы земляникой! Высотой жасмин – 1,5 метра. Это наш родной сорт, вывел Вехов. Есть аналогичный французский, от Лемуана, который называется «Бэль Этуаль». Он повыше и менее зимостоек. Поэтому наш безумно интересный жасмин «Необычный» – это то, что нам надо.
Приобрела я его небольшим молодым кустиком у нашего любителя-садовода. Посадила на хорошее место, он у меня быстро вырос и через тройку лет закрасовался и заблагоухал.
Вот я и решила этой красотой поделиться с Вами. Ну, а запах…. Аромат лесной землянки вы, конечно, знаете, только добавьте туда ещё капельку жасминовых тонких духов. Представили? Вот это и есть мой жасмин, сорт «Необычный».

Фото автора.


Рецензии
Наконец повезло, называется! А я что не дерну, все и приживается. Вот соседи дали махровый жасмин, но он совсем не пахнет. Простые деревенские ароматные.
Удачи на даче!

Фома Неверующий   20.04.2024 10:21     Заявить о нарушении
Значит, Фома, у тебя легкая рука. Многие растения легко приживаются, если весной воткнуть небольшую веточку, накрыть банкой и полить. Я так разводила смородину, выращивала розу, даже рододендрон. Надо будет про них написать.
Вот сейчас весна, если ты не равнодушен к растениям, советую повторить мой опыт. Потом будешь радоваться результату. Если розу будешь сажать, то цветок наверху надо отрезать, чтобы растение не теряло силы на развитие плода.
Спасибо!
С улыбкой и уважением,

Лысенко Светлана   20.04.2024 10:42   Заявить о нарушении
Наверно. Я один все подряд сажаю

Фома Неверующий   20.04.2024 20:58   Заявить о нарушении
Пока места хватает, то можно.

Лысенко Светлана   20.04.2024 20:59   Заявить о нарушении
А никому не надо. Вот напишу, пожалуй, какой я садовод

Фома Неверующий   20.04.2024 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.