По городу ходила Старость

По городу ходила Старость.
Медленно, осторожно передвигалась она, то опираясь на что-то, то озиралась, словно ища поддержки.
Старость приходит в нашу жизнь, как в природу осень: сначала долго не замечаешь её, игнорируешь первые намёки, отмахиваясь — ещё тепло, светло и обманчиво-беззаботно. Сбивает с толку кажущаяся стабильность — наконец-то всё устоялось, как-то устроилось и успокоилось. Казалось бы, пожинай уже, наслаждайся, живи уверенно. Старость в организме, как зрелость в природе: полны и тяжелы колосья, спелые яблоки сами падают к ногам, и просить не надо. И отдать всё хочется, поделиться. Берите же, зря что ли насобирал, накопил, надумал, наделал, намудрил и выносил? И с высоты этого мудрёного опыта видно-то всё лучше и явственней. Ну, что ж вы, люди! Берите!
Но человечество бежит мимо, отмахиваясь, отнекиваясь, отрекаясь. Словно, не хочет перелистнуть эту страницу жизни, не торопится туда. И  кажется ему: обойду, проигнорирую, поберегу себя, не столкнусь, не соприкоснусь, не успею. А Старость стоит в сторонке, смотрит откуда-то издалека, а как будто внутрь изнутри. Всё понимает, всё наперёд знает и не злорадствует: мол, всё равно все там будем. Она осторожна — да, мудра и терпелива, может, иногда навязчива, но очень чувствительна и горда по-своему. Ведь столько за плечами: беззаботная яркая юность, потом бесконечно многослойная жизнь, во всей палитре чувств разлитая, долго оттягиваемая плодоносная зрелость. И вот, казалось бы, пришла она — пора благодатная: наблюдай, наслаждайся, помогай! Всё так. Но, бывает, поделиться не с кем, отдать некому, сказать — никто не слушает. Не смеются — и то хорошо!
Вот и ходит она тихо, часто одиноко по шумным и суетным улицам больших и малых городов и заявить о себе боится. И как же повезёт тому, кто мимо не пройдёт, кто воспользуется этим бескорыстным, с такой любовью накопленным багажом! Листья — сами к ногам; деревья —  уже почти нагие, но такие стойкие и горделиво-прямые и выносливые; солнце уже ниже, появляется не надолго, может, тусклее уже, но оно такое верное! Мы-то знаем: оно там, где и должно быть. Подумаешь, тучами закрыто; подумаешь, сегодня дождём отгорожено, но оно там! На своём служении — неизменно, постоянно и верно!
Идите, пожалуйста, по тропинкам и тротуарам, по скверам и тихим парковым аллеям внимательно. Наверняка, тут её и можно встретить — Старость. Тихо, ненавязчиво, чтобы никому не мешать, сидит она на лавочках или шуршит тихонько ногами в опавшей листве и попросить не смеет, обратить на себя внимание не решается. Но зато с какой благодарностью ответит на любое внимание и попытку участия.
Всем и ей в первую очередь понятно, что зимы не избежать. Что за рассветом — закат, за молодостью — старость, за рождением — смерть… Да.
Но вот как раз, когда всё позади: детство, юность, зрелость, надо непременно понять, что ничего просто так не заканчивается, всё всегда для чего-нибудь начинается, во имя чего-то продолжается. Жизнь идёт по кругу, как планеты, как часы, как времена года. И не бессмысленно это всё! За осенью — зима, а за зимой — снова, да, снова — весна!
Так, значит,  снова детство? Да, наверное, в этом и есть смысл: уйти, чтобы вернуться. Закончиться, чтобы начаться. Тогда это совсем не страшно. Если за Старостью снова Детство.
Ворвётся оно, заявит о себе громко, радостно, весело, не замечая вовсе, что уже проходило всё это не раз, не помня об этом, не предавая никакого значения ни прошлому ни будущему.
Вот оно — видите? Детство рядом со Старостью! Только одно нетерпеливо, громко и радостно, а другая — очень терпелива, тиха и задумчива, и заботлива. И повторяет, и напоминает, и предупреждает, и оберегает и жалеет, и бережёт… Тянется всем сердцем к вам, бегущим мимо по делам или слоняющимся просто так от безделья; к вам, падающим и скатывающимся ей под ноги, малышня! Осторожно!
По городу ходила Старость...

                октябрь 2023


Рецензии