Опавшие листья Исаака Бродского

Любимым временем года художника Исаака Бродского была осень, которую он писал часто. Лучшей в этом ряду считается картина «Опавшие листья», датированная 1915-1929 годами.  Почему автор прерывал работу на 14 лет? Попробуем понять…

Обычно художник Исаак Бродский воспринимается как автор Ленинаны. Собственно этот цикл и принёс ему известность. Но не менее удачными у него были картины для души — пейзажи. И среди них особое место занимают «Опавшие листья».

На этом полотне, которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, художник не просто изобразил всё богатство осенних красок. Ему удалось показать очарование осени.

Опавшие листья
На картине «Опавшие листья» изображён тихий и ясный день середины осени. Природа ещё не спит, но она готовится к зиме. Ещё есть зелёные листья, хотя уже преобладает желтизна. Глядя на них, становится понятно, что лето позади и вернётся к нам, сделав естественный круг…

Сквозь переплетённые ветви старых деревьев проглядывает голубое, чистое, тёплое небо. Солнце по-прежнему светит ярко и дарит тепло. Парк словно замер в безмолвном ожидании. Однако засыхающие листья на веранде дачного домика свидетельствуют о временном затишьи.

Незакрытая дверь, у входа два старых стула… Художник не стал изображать хозяев. Скорее всего, они просто ушли насладиться последними тёплыми деньками. Однако смотрящего не покидает чувство забытости. Дом стоит неприбранным, а недавно в нём кипела жизнь…

Бродский начал писать этот осенний пейзаж в 1915 году, но отложил работу на долгие 14 лет. Почему? Может он что-то иное хотел показать, но за прошедшие годы поменялось всё, наступила новая эпоха… Ответа на этот вопрос мы уже никогда не получим…

Тем не менее, Исаак Израилевич сумел передать всю красоту «золотой осени». Более того, он даёт зрителю надежду, что за холодами, вьюгами и метелями, которые вот-вот нагрянут, опять придёт весна и тепло…

Немного поэзии
У тульского поэта Леонида Андрианова есть замечательное стихотворение. Оно так и называется: Исаак Бродский. «Опавшие листья».

Вон сколько их через порог надуло!
В проёме ветра слышится фальцет. …
Мне кажется, так мир изображал Лентулов,
Как лоскутки, как листья на крыльце.
За стенами невзрачного жилища
Колотится ужасная война,
И где-то возникают пепелища,
И напрягает силищу страна…
А сей пейзаж спокоен. Нет тревоги.
Хотя придумать можно и её.
Нет персонажей, но художник строгий
Желает что-то выразить своё.
В расцвете сил, душевного таланта
Не призван царской властию на фронт,
Провидит революции куранты?
Нет, Бродский ведь не Блок – полёт не тот,
Размах – философичность мысли
Уйдёт потом в отточенный портрет…
Он здесь не утверждает новых истин.
Но я готов признать, что рисовал – поэт.

Удивительный художник
Исаак Бродский — удивительный художник. С одной стороны, часто рисовал вождя пролетариата, чем вызывал недовольство современников, например Корнея Чуковского, который написал об этом в своих воспоминаниях. А с другой стороны, мог написать вот такое тонкое, чувственное произведение, показав как прекрасен наш мир.

Этого художника обычно называют основоположником соцреализма и одним из главных «официальных» живописцев советского Кремля. Он и в самом деле исполнил огромное количество портретов руководителей Страны Советов. Но приглядитесь к нему, как к автору великолепных пейзажей, жанровых картин и портретов.

Как сказал известный искусствовед и художественный критик Абрам Эфрос: «Фигурально выражаясь, я определил, что Бродский стал жить в двух этажах. <…> В одном этаже у Бродского была живопись обычного склада – пейзажная, портретная, жанровая; она канонически повторяла то, что художник делал до революции. <…> Как о символе такого положения дела упомяну о капитальном пейзаже, на котором сам Бродский поставил две даты: 1915–1929 <…> В другом этаже у Бродского – новая тематика, живопись на общественно-революционные сюжеты, его популярные большие полотна <…>».

Для информации. Исаак Израилевич Бродский — заслуженный деятель искусств РСФСР, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.


Рецензии