Марковы. По страницам биографии. Часть 1
К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА МАРКОВА И ЕГО ОТЦА ВАСИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА
Исторический период политических и социальных потрясений, борьбы за власть, беззакония, кровопролитий, хаоса, неразберихи, голода 1914–1922 гг. совпал с периодом юности Михаила Васильевича Маркова и его верной супруги и соратницы Серафимы Александровны Парфёновой. Они родились на рубеже веков в разных губерниях в благополучных многодетных семьях
МИХАИЛ - СТАРШИЙ СЫН ВАСИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА МАРКОВА
Михаил был старшим из 4-х детей Василия Алексеевича Маркова. Его отец вырос в семье простых людей. Неизвестно был ли его отец жив или нет, когда он был принят в Ремесленное училище имени цесаревича Николая в Санкт-Петербурге на обучение (Его мать Прасковья Ивановна Маркова успела, потом уже гулять на его свадьбе). В училище находящемся под опекой Доима призрения бедных детей. В нём был полный пансион, полупансион, клиника, спортивная площадка, церковь, мастерские, учебные аудитории, лаборатории. Учеников – будущих рабочих готовили для фабрик, заводов, строек. Их работы представлялись на самых разнообразных выставках Всероссийских и международных. Империя нуждалась в квалифицированных рабочих и отбирала для обучения самых усердных. В случае невозможности оплаты со стороны семей пансионеров она проводилась из средств Санкт-Петербургского фонд пансионеров. Мальчики принимались в подготовительный класс с 11 до 13 лет, там их учили писать и читать. Затем в I и II классы учеников переводили по результатам экзаменов. В III класс – по приглашению Совета училища. V класс был практическим и по его окончанию ученик мог быть удостоенным звания Подмастерье. В программу обучения входили ряд предметов: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, рисование, черчение, гимнастика, физика, история, естественная история, география, элементарная механика и физика, технология, в применении к металлам и дереву, гимнастика.
Василий Марков выбрал для себя специализацию по столярному мастерству и благодаря своему трудолюбию, усердию не только получил звание Подмастерье, но и продолжив повышение своей квалификации в течение дополнительных 4 лет получил звание Мастер ремесленного училища цесаревича Николая с правом преподавания столярного дела. Проработав некоторое время на верфях Балтийском судостроительного завода, Василий воспользовался своим правом преподавать столярное дело в стенах Царицынского ремесленного училища.
По приезде в Царицын, он вскоре женился на выпускнице Мариинской гимназии Надежде Прокопьевне и 14 (27) ноября 1900 года у них родился старший сын Михаил. Семья жила на территории училища и пользовалась всеми благами цивилизации. Там было и электричество, и благоустроенные красивые новенькие комнаты для сотрудников и сад. Гражданский чин Василия Маркова год от года повышался, и он дошагал по карьерной лестнице к 1903 году до гражданского чина Коллежский асессор. К нему обращались "Ваше высокоблагородие" и он получил право быть дворянином (В Дворянских книгах Царицына и Казани того времени я не нашла его имени).
24 февраля (9 марта) 1903 года в семье родился второй сын Василий.
28 января (10 февраля) 1905 года в семье родился третий сын Николай. В это время гражданский чин Василия Алексеевича Маркова был уже более высоким Надворный Советник. К нему обращались "Ваше высокопревосходительство" и он получил право передавать дворянство по наследству, участвовать в городских Советах и избираться в качестве присяжного судьи. Он переехал в Казань и стал главой Столярных мастерских в Казанском соединённом промышленном училище, новенькие корпуса которого располагались в центре города. По месту работы проживала и его семья.
Михаил Марков, переехавший в возрасте 4,5-ти лет в город Казань взрослел и его приняли на обучение в Третью Казанскую мужскую гимназию. Эта гимназия гордилась многими выпускниками и одним особенно. В 1899 году Александр Полумордвинов запатентовал принцип последовательной передачи цвета при помощи механического сканирующего устройства, а в 1903 году запатентовал устройство для одновременной передачи изображения и звука. Михаил знал короткую историю своего нового родного дома в Казани.
Именно в Соединённом промышленном училище проходили испытания инновационного прибора – прототипа цветного телевизора. В училище царила культура, архитектура была великолепной и все самые передовые технологии того времени создавали благо ученикам и работникам. Оснащению лабораторий завидовали преподаватели Казанского университета, которые одновременно преподавали и в училище. В актовом зале главного корпуса проходили самые разнообразные мероприятия, приезжали столичные и зарубежные гости.
Гимназист Михаил Марков, так же как 2 его младших брата и сестра (сестра Галина скончалась в возрасте 4 лет от болезни), пропитывался этим передовым духом, интеллигенцией, культурой, восхищался эстетикой архитектуры, наблюдая за манерами людей, и заряжался энергетикой деловых людей.
Он не мечтал стать инженером, но у него были некоторые склонности к изобретательству. И если бы вдруг выпала такая возможность получить какую-то другую специальность, более земную, но не техническую именно в этом прекрасном учебном комплексе, он непременно бы воспользовался этим. Несмотря на военный период, город жил мирной жизнью.
Летом 1918 года Михаил окончил гимназию. Это был последний выпуск. Формат образовательного учреждения «мужская или женская гимназия» стал достоянием истории. Появился новый формат учреждений: «Общеобразовательная школа» либо начальная, либо 2-й ступени. В это время городом руководили Советские власти, но было неспокойно. Вооружённые люди ходили по улицам, периодически возникали забастовки, митинги, началась экспроприация собственности и земель, обострились грабежи. Хаос и анархия постепенно заполняли город. Более-менее, комфортно себя ощущали только сильно увлечённые и занятые люди, погружённые в свою профессию. В июле Михаил Марков подал прошение в Казанский государственный университет и был зачислен студентом на 1 курс физико-математического отделения по разряду естественных наук.
Пик панического настроения в городе среди населения начался с приходом вооружённого флота, началом боевых действий на правом берегу Волги в районе Верхнего Услона. Советские власти вынуждены были покинуть город из-за недостаточной мощи Красной армии, призванной защитить управленцев и городское имущество. Бандиты и мародёры резвились. Люди, знавшие о том, что в Казани находится половина Золотого запаса страны, эвакуированного сюда из-за военной обстановки по указу императора Николая II, приходили к беззащитному банку с вёдрами и подводами. 7 августа «В 5 часов началась бомбардировка Казани. Стреляли по кремлю и по частям города, где были красные казармы. Вскоре с Верхнего Услона пришло донесение, что несметные толпы людей двигаются из Казани во все стороны кроме южной, с которой подошли белые».
Михаил Марков вместо студенческой скамьи в беспокойном городе выбрал другое: отправился в Сибирь и устроился на работу в уездную земскую управу в г. Ялуторск на левом берегу реки Тобол. С ноября 1918 года он служил регистратором. С апреля по ноябрь 1919 г. был мобилизован в Русскую армию и служил рядовым в г. Томск в 12-м кадровом полку. После сдачи г. Томск Красной армии принял решение перейти на службу в неё. С января 1920 г. служил старшим надзирателем в Томском госпитале-приёмнике. В апреле был уволен из армии «по чистой», т.е. как неспособный для дальнейшего прохождения службы. После этого он вернулся в г. Казань с целью начать обучение в вузе и получить профессию. В его речи появился дефект: у него не звучала буква «К», если с этого звука начиналось предложение.
По приезде в Казань Михаил Марков обнаружил некоторые положительные изменения. В городе было спокойно, пандемия испанского гриппа не ощущалась, но из-за засушливого лета назревал голод. Казанское Соединённое промышленное училище было преобразовано в Казанский политехнический институт с сельскохозяйственным факультетом, и его отец работал уже в этом новом учреждении. Занятия в институте начинались с 1 сентября. Процесс получения квалификации был двухступенчатым: 4 года студенты посещали учебные курсы; 2 года давалось студентам на подготовку выпускной научной работы.
Михаил принял решение и подал прошение о зачислении его в этот новый вуз на сельскохозяйственный факультет. С 1 ноября ему также было позволено начать обучение в Казанском государственном университете.
Светлана Федорова, Казань, 13 октября 2023 г.
Свидетельство о публикации №223101301348