Октябрь октябрю рознь. Окончание

    2004 год. Я у мамы, в Курске. Ей уже 75 лет. У нее начались проблемы со здоровьем такого характера, что оставаться одной опасно. Хотя она всю жизнь любила жить одна, чтобы никто не мешал, и ,хотя у нее всю жизнь было много друзей, знакомых - полгорода, и ее самодостаточности мог позавидовать любой, но годы брали свое. Мы еще не знали что, такое "деменция", но планировали маму забрать к себе в ближайшее время. Она всю жизнь проработала на руководящей работе, а резкое прекращение активной жизни , как объяснил в последствии врач, способствовало развитию болезни.
 
   Мама была глубоко на пенсии, но ощущение, что она могла больше сделать в своем росте карьерном, не покидало ее. Комсомольского задора ей было не занимать. Я купила кресло-кровать, чтобы спать возле мамы. Ночами на нее опрокидывались воспоминания, ей нужно было выговориться. В один из таких дней я принесла ей общую тетрадь и ручку. Попросила, как уеду, чтобы она записывала свои истории. А пока с интересом слушала, замечая кое-какие странности в ее фантазиях, но, что касалось пересказа событий, там все было правдой. Что и записалось впоследствии в дневник, который здесь цитируется.

  " Настало время заключать заводу контракты с колхозами на поставку тресты для переработки. Меня первую посылают. Для этого уже были заготовлены документы, но их нужно ознакомить на общем колхозном собрании и подписать председателем колхоза и доверенным лицам.
    Но, это ж надо идти в колхоз, в местность, которую я совсем не знаю. Директор мне набросал примерный план и вперед. Но мне уже не впервой идти в дальнюю дорогу ( в войну по 50 км ходили в одну сторону ), пошла и здесь... Километров туда было не меньше 10, а может и больше, но кто их там считал...
   На зарисовке я видела, что мне нужно переходить через реку, ну, я думала, что местность лесистая - уж мост какой-нибудь есть.. Шла, шла... Ни встречных, ни попутных - никого нет.
   Издали увидела реку, но никакого моста не было. Подошла к реке, посмотрела, что в одном месте идут к реке следы от колес , и от ног. Значит, надо идти вброд.
   Плавать я умею хорошо - не утону, а вот за документы боялась, что намокнут. Платье, кофточку сняла и положила в сумку с документами и одной рукой держала на голове. Так и перешла. Вода была уже холодная и доставала мне по грудь.
   Вышла на берег, отжала, что было мокрым и двинулась дальше.
   Во второй половине дня уже была в этом колхозе. Собрали собрание, подписали контракт. Ночевать пришлось в этой деревне. А на второй день меня через этот брод перевезли на бричке. Ноги были мокрые, но сама сухая.
   В этот же день я пришла в Управление завода с готовыми документами."

   Что испытывала эта почти девочка (19 лет всего), преодолевая километры военных и послевоенных дорог? Гордость за себя, прежде всего. Радость, что ей доверяют. Уверенность, что никто не обидит, а персонажи рассказа исключительно добрые и хорошие.
   Осень была так же прекрасна, как и сейчас. Октябрь солировал своими красками. Солнце еще успевало к обеду разогреть землю.
   В уже прохладном воздухе царила атмосфера коллективности, общности от пережитой войны, гордости за страну. И главное- уверенность в своем будущем. "Кто был ничем, тот станет всем" осуществлялось.

   Читаю ее строки из октября 2023 года. Все другое по ощущениям. Только царственная природа облагораживает землю не смотря ни на что. Щедра на золото и пурпур, на синеву неба и белизну облаков. Пред ней все меркнет. Что там за лесами? Есть ли хотя бы безмятежность, такая, как в начале октября? Нет ее.
   И ощущение новой беды обретает конкретику в его начале. 7 октября. Еще один шок в довесок предыдущим. Мама, разве ты могла такое представить?

   
   

   


Рецензии