Рассказ Юлиана, о путешествии в Великую Венгрию

(Юлиан, венгерский монах-доминиканец. Текст относят к 1235 или 1237 году)
 
Найдено было в истории венгров-христиан, что есть другая Великая Венгрия, из которой вышли семь вождей со своими народами искать места для поселения, оттого что земля их не могла содержать множества жителей.

Они, пройдя много царств и разрушив их, пришли наконец в страну, которая теперь называется Венгрией, а тогда называлась Пастбищами Римлян.
Её, преимущественно перед прочими, венгры избрали себе для жительства, покорив обитавшие в ней тогда народы.
Здесь, первым королем, святым Стефаном, венгры были обращены в католическую веру, между тем как те венгры, от которых они происходят - остались и остаются до сих пор язычниками.

Нашедши это в венгерской истории, священники-доминиканцы, соболезнуя о своих родичах, которые до сих пор остаются в заблуждении и неверии, послали четверых из своей братии, чтобы, с помощью Божьей,  отыскать венгров-язычников где бы то ни было.
Известно им было из сочинений древних, что они живут на востоке, но где именно, этого доминиканцы совершенно не знали.

Подвергаясь многим трудам на море и на суше, эти доминиканцы искали венгров-язычников три с лишним года, но не могли отыскать по причине многих, встречавшихся на пути, опасностей, исключая одного священника по имени Окто, который в качестве купца мог проникнуть дальше всех.

Этот (Окто) в каком то языческом царстве нашел несколько человек, говорящих на венгерском языке и узнал от них, в какой стране находятся их единоплеменники.

Не входя в их землю, Окто возвратился в Венгрию для того, чтобы взять с собою больше миссионеров и отправился с ними опять проповедовать святую веру. Но истощенный трудами, в восьмой день после своего возвращения, рассказав какими искал путями, он отошел к Спасителю.

Отцы же проповедники желая обратить неверных, отправили вторично четверых из своей братии искать упомянутый народ.
Они взяли от своей братии благословение и сменив монашескую одежду на светскую, отрастив волосы и бороды наподобие язычников, через Болгарию, где царствовал Ассан, и Романию, с охранною грамотою и иждивением Белы, ныне короля венгерского, достигли Константинополя.

Оттуда, пустившись на море, через тридцать три дня, прибыли в страну, которая именуется Сихия, в город именуемый Матрика, где князь и народ называют себя христианами и имеют книги и священников греческих.

У их князя, как говорят, - сто жен.  Все их мужчины бреют голову, а бороды отращивают с некоторым щегольством, исключая людей знатных. Те, в  знак благородства, оставляют немного волос над левым ухом, а всю голову обривают.

Здесь, надеясь иметь товарищей для путешествия и ожидая их, пробыли они пятьдесят дней, и дал Господь, что они понравились жене князя, самой главной между всеми. Она полюбила их удивительно и доставляла им все нужное.

Отсюда, по совету и с помощью упомянутой государыни они отправившись через степь, где не нашли ни домов, ни людей, а через тридцать дней пришли в страну, которая называется Алания.
Жители этой Алании представляют собой смесь христиан и язычников: сколько селений, столько у них князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому.

Здесь идет постоянная война князя с князем, селения с селением.
Во время полевых работ все люди одного селения, вооруженные, вместе отправляются на поле. Вместе они косят и то на смежном пространстве, и вообще выходя за пределы своего селения, для рубки дров или для какой бы то ни было работы, идут все вместе вооруженные. А в малом числе не могут никак выйти безопасно из своих селений зачем бы то ни было в течение всей недели, исключая в воскресенье, от утра до вечера.

Этот день в таком у них религиозном уважении, что каждый, какое бы ни совершил преступление и сколько бы ни имел врагов, может ходить безопасно с оружием или без оружия, даже среди тех, у которых убил родителей или сделал какое другое злое дело.

Те, кто считается там христианами соблюдают следующий обычай: не пьют и не едят из той посуды, в которой случайно околела мышь или из которой ела собака, пока посуда прежде не будет освящена священником. Кто поступит иначе, отлучается от христианства.
Если же кто из них случайно убил человека, то не назначается ему за это покаяние и не бывает освящения, - напротив, убить человека у них ничего не значит.

Крест в таком здесь уважении, что бедные, как туземцы так и равно пришельцы, которые не в состоянии иметь с собою много людей, если поместят какой-нибудь крест на конце шеста с хоругвью и подняв его несут - во всякое время могут идти безопасно.

Миссионеры не могли найти спутников для того чтобы отправиться дальше из этих мест, потому что все опасались татар, которые, по слухам, были где-то рядом.
По этой причине двое из доминиканцев  готовились возвратиться домой, а двое оставались при своем намерении. Они пробыли в этой стране 6 месяцев в величайшей нужде, так что не имели ни хлеба и никакого питья кроме воды.
 
Один из миссионеров, священник, делал ложки и другие вещи, за что они получали иногда немного пшена, но этим не особенно можно было содержаться, поэтому они постановили двух из своих продать, чтобы другие два могли совершить начатое путешествие. Но не нашли покупателей, потому что те, которых хотели продать,  не умели ни пахать ни молоть.

После того двое из них, принужденные крайностью, воротились из этих мест обратно в Венгрию а двое остались там же, не желая оставить начатого путешествия.
Эти, нашедши наконец нескольких спутников между язычниками, отправились в путь и шли безостановочно 37 дней через степи, питаясь в течение их двадцатью двумя хлебами столь маленькими, что могли съесть все в пять дней и не были бы сыты.

Миссионер, который хотя был здоров, но потерял силы, с величайшим трудом и мучениями охотно однако-ж, пробирался через степи, больной же другой миссионер, более сожалея о здоровом нежели о себе, часто советовал ему, бросить его в степи как мертвого и бесполезное бремя, чтобы по причине заботы об нем не было упущений в деле Божием.

Первый никак не хотел согласиться, но до самой смерти того миссионера мучился в дороге. Язычники - их спутники, думая что у них есть деньги, допрашивали их и чуть не убили. Когда прошли степь без всякой дороги и тропинки, на тридцать седьмой день пришли в землю сарацин, которая именуется Вела (Vela), в город Бундаз (Bundaz), где не могли ни у кого найти приюта, а должны были оставаться в поле на дожде и холоде.

Днем здоровый миссионер просил в городе милостыню для себя и для больного и получал ее как питьем, так и другими вещами, преимущественно же от государя, который, зная что тот христианин, охотно давал ему милостыню. Ибо и государь и народ той страны говорят публично что они вскоре должны сделаться христианами и подчиняться Римской церкви.

Отсюда пошли они в другой город, где упомянутый больной миссионер, по имени Герард, священник, в доме сарацина, принявшего его Бога ради, упокоился в Господе и там же погребен.

После того миссионер Юлиан, оставшийся один, не зная как идти дальше, поступил в услужение к одному сарацинскому священнику и жене его, которые намеревались отправиться в Великую Болгарию, куда они и прибыли вместе.

Великая Болгария есть царство обширное и могущественное, в котором много богатых городов, но жители там все язычники.
Впрочем, говорят в этом царстве публично, что скоро они должны будут сделаться христианами и подчиниться Римской церкви.
Но того дня не знают, а так слышали от своих мудрецов.

В одном большом городе этой страны, откуда говорят, выходит на войну пятьдесят тысяч воинов, миссионер нашел одну венгерскую женщину, выданную замуж в те места, из венгерской земли, которую искал.

Она объяснила ему какими должен идти путями, утверждая, что за десять дней он без всякого сомнения найдет венгров, которых искал. Это и сбылось - он нашел их при большой реке Этиль (Ethyl).

Увидев Юлиана и узнав, что он венгр-христианин, они очень радовались его приходу, водили по домам своим и по деревням, усердно расспрашивали о короле и государстве венгров-христиан, своих братьев, и слушали прилежно, когда он толковал им о вере или о других предметах.

Имея совсем тот же венгерский язык, они понимали его и он понимал их.

Они язычники, не имеющие никакого понятия о Боге.
Но они не поклоняются идолам, а живут подобно животным: не пашут землю, едят лошадиное, волчье и тому подобное мясо, пьют кобылье молоко и кровь.

Лошадей и оружие имеют в изобилии и очень храбры на войне. Знают из преданий древних, что венгры за западе от них произошли, но где они живут - те язычники  не знают.

В соседстве с этими венграми - народ татар, но татары не могли их победить на войне, а напротив в первом сражении были сами разбиты, вследствие чего избрали их своими друзьями и союзниками и, соединившись с ними, опустошили в конец пятнадцать царств.
В этой земле венгров, упомянутый миссионер нашел татар и посла от князя татарского, который знал языки: венгерский, русский, куманский, тевтонский, сарацинский и татарский.

Этот посол сказал, что войско татарское, которое тогда находилось там на расстоянии пятидневного пути, хочет идти против Алемании, но поджидает другое войско, посланное для истребления персов.
Он же сказал, что за землею татар есть многочисленный народ, выше и больше всех обыкновенных людей, с головами величины несоразмерной с телом, и что этот народ, намерен выйти из своей земли, сразится со всеми, которые захотят ему сопротивляться и опустошит все государства, которые этот народ будет в состоянии завоевать.

Узнав все это, миссионер, хотя те венгры-язычники приглашали его остаться, решился по двум причинам возвратиться домой.

Во-первых, потому, что если бы государство язычников и земля русская, которые лежит между венграми-христианами и венграми-язычниками, услышали, что последние призываются к католической вере, вознегодовали бы и заперли все пути к возвращению, из опасения, что если те и другие венгры соединятся одною христианскою верою, то покорят все лежащие между ними государства.

Во-вторых, потому, что если бы ему пришлось в скором времени умереть или заболеть, пропал бы весь его труд и ни он сам не успел бы в деле своем у венграх-язычниках, ни соотечественники не могли бы узнать, где живут их единоплеменные народы.

Когда, вследствие этого, он хотел возвратиться домой, те венгры показали ему кратчайший путь, по которому он мог скорее прийти на родину.

Через Русь и Польшу он ехал верхом.

Возвращаясь из упомянутой Великой Венгрии проехал он по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (Morduanorum)
Мордвины - язычники и до того жестоки, что у них считается никуда негодным тот, кто не убил много людей.
Если кто-нибудь у них едет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей. И чем больше голов, тем он лучше.
Из черепов делают чаши и охотно пьют из них.
Тому, кто не убил никакого человека у них нельзя даже жениться.

Они узнав от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю великой Ладомерии (Laudameriae), соседней с ними русской земли, с просьбой прислать священника, для крещения.
Но князь отвечал, что это дело не его, а римского папы и что приближается время, когда все принуждены будут принять веру Римской церкви,


Рецензии