Этикет

Недавно смотрел один сериал, не весь, случайно включил уже в конце, а там несколько серий подряд показывали, увлёкся, решил досмотреть.

Сюжет стандартный: бывшая репрессированная девушка, обладательница очень хорошего голоса, во время нахождения в лагере потеряла друга, погибшего от рук бежавших тоже из лагеря предателей. Она была освобождена: то ли амнистирована, то ли оправдана, и приехала в Ленинград, очень переживая утрату.

В неё влюбляется интеллигентный мужчина, учёный из профессорской семьи. Ей трудно его полюбить после пережитых событий, связанных с первой любовью, но она старается.

И вот он приглашает её в гости на обычный семейный обед с целью знакомства с родителями и сестрой. Обычный этот обед оказался очень необычным для меня как для зрителя.

Дело в том, что на стол были выложены в несколько рядов вилки, ножи и ложки разных размеров, будто это не в доме, хотя и академическом, а где-то на дипломатическом приёме. Как-то не типично. Не правда ли?

Я подумал, ладно, профессорская семейка, пусть даже из династии какой, и всё же. Кто в пятидесятые годы у нас были в среде интеллигенции? Представители  если не пролетарской среды, то, во всяком случае, и не барско-дворянской же. И столько изысков в сервировке стола.

Героиня ещё и перепутала сначала вилку и нож, вместо больших, взяла маленькие, для закусок. Мать ухажера и сестра состряпали хитроватые  физиономии, после чего девушка поменяла приборы.

В результате, мамаша, уединившись с сыном, сказала ему, мол, девушка-то не из их круга, простовата (элементарных вещей-то в этикете не знает, ай-яй-яй), и лишь когда та запела под аккомпанемент дочки классические романсы, растаяла и отмякла.

Какая-то ерунда. Такая напыщенность. Даже в профессорской среде кажется нелепым весь этот кардабалет со столовыми приборами и этикетом.

Если чуть углубиться в историю. Как и обращение на «Вы», все эти заморочки с вилками, ножами и ложками появились на Руси где-то в XVIII веке, приживались тяжело, так как неудобны и слишком запутанно-замысловаты, остались, в основном, лишь в виде традиционных: вилка, ложка, нож и десертная, чайная ложечка, за исключением, как я уже сказал выше, дипломатических международных приёмов, официальных застолий и всего прочего.

Поэтому такие моменты в наших сериалах и их надуманных сюжетах кажутся нетипичными, ненатуральными и, соответственно, не интересными.

Я из простой рабочей семьи, в армии, помню, так вообще одной ложкой было принято пользоваться. Мне не то, чтобы чужды эти «высокие стандарты» в быту, мне они кажутся выдуманными. И в обычной обстановке никто этими приёмами не пользуется, разве что «на людях». Хотя, я могу и ошибаться, это просто моё мнение.

Вспомнился случай из собственного опыта. В середине восьмидесятых поехали с матерью и тётей в Москву, в гости, а оттуда решили проехать в Ленинград. Мне тогда было года двадцать два.

В Ленинграде проживал с семьёй их двоюродный брат, как высокопарно говорила мама: капитан дальнего плавания.

Мне, конечно, интересно было посмотреть на этого родственника – целого капитана, да к тому же, дальнего плавания.

Не виделись они лет двадцать, и матери с тётушкой очень хотелось встретиться. Столько говорили о нём: такой хороший, выросли вместе. Ну, да не о нём речь.

Приехали в Ленинград. Не о нём, потому что он оказался, как раз, в дальнем плавании, правда, не капитаном, а инженером, специалистом по радио или  электрической части, не помню, хотя, да, он давно уже ходил в международные рейсы.

Жена его, две дочки, одна лет двадцати пяти, другая лет четырнадцати и зять, встретили нас настороженно и холодно (кроме зятя). Жили они на первом этаже, я тогда впервые увидел двойные двери.

Выяснив, не мошенники ли мы какие или ещё кто, подробно допросив, вообще, кто мы такие, они начали нехотя общаться. Виделись потому что впервые.

Когда факт родства был подтверждён и доказано, что мы не с той стороны родственников родного брата этого двоюро’дного, с которыми у них страстная вражда, а дочки его вредные и кусаются, нас посадили за стол.

И вот помню, помимо тарелок с яичницей-глазуньей, каждому по паре яиц, среди сервировки были представлены вилка и нож, которым мы не посчитали нужным воспользоваться, и закусили без оного.

Старшая окончила художественную академию, квартира была обставлена её работами, младшая занималась балетом. За окном стояла небольшая иномарка – гордость зятя, привезённая добрым тестем оттуда.

Зять сразу вёл себя попроще. Даже любезно включил для меня магнитофон, правда, на вопрос ко мне: «Что предпочитаешь слушать?» - и получив ответ: «Что-нибудь советское», - ответил, что с этим сложнее, ничего нашего не нашёл и поставил что-то из западной музыки, мне неизвестное.

А после того, как мы ушли прогуляться по городу, а вернувшись, сообщили, что ночевать не будем и уже взяли обратные билеты на поезд в Москву, отношение и остальных наших родственников к нам заметно потеплело.

Мы хорошо пообщались, оставили телефоны, девчонка помоложе записала адреса и информацию об остальных родственниках (капитан потом всё же позвонил, сразу, как прибыл, тёте, но связь оказалась плохой, а трубку поднял муж тёти, с которым она впоследствии развелась, поэтому установить прочные родственные отношения так и не вышло), а когда уже по ночным ленинградским улицам они пошли нас провожать до автобусной остановки, старшая даже взяла меня под ручку и мы мило беседовали.

И вот до сих пор помню я этот сервированный стол и яичницу. Может, это потому у меня такое не совсем тёплое и понятное отношение ко всем этим этикетам и сервировкам по несколько приборов. По мне, так лучше ложку, можно даже деревянную, раскрашенную под гжель или хохлому, и побольше, побольше всяких закусок, особенно мясных, разнообразных и вкусных, сладких десертов, ну и напитков, конечно, хороших.

Продолжение:

http://proza.ru/2023/10/25/1387


Рецензии