Время, или нечеловек-невидимка

эссе

Как птица в воздухе, как рыба в океане,
Как скользкий червь в сырых пластах земли,
Как саламандра в пламени - так человек
Во времени...
                В.Ходасевич

Библия рассказывает нам, как Бог в начале сотворил небо и землю, но ничего не говорит о том, что предшествовало этому началу - о том, как возникли пространство и время. Может,  о пространстве отдельно и не стоит говорить - оно по умолчанию включает небо и землю, а  также мировой океан и всё, что их населяет. Наши органы, в первую очередь зрения и осязания помогают нам обживать мир, в который мы являемся.  Но никаких рецепторов для освоения времени  у живых существ нет. Как радиация, оно совершенно невидимо и  не имеет ни вкуса ни запаха. Мы можем судить о времени только по изменениям, которое оно вызывает в вещественном мире, включая нас самих, и в явлениях природы. Чем-то это похоже на ветер - глядя во двор из окна на глухую стену, нам трудно судить о погоде; для этого  нам надо видеть, качаются ли ветки деревьев и колышется ли трава... Вообще-то, течение времени чаще сравнивают с  течением реки. А мне приходит на ум сравнение невидимого, но всевластного времени с человеком-невидимкой Герберта Уэллса. Чтобы поймать его, люди сыпали  толчёное стекло, на котором кровь оставляла видимые следы. Правда, Хронос (бог всепожирающего времени) в отличие от героя Уэллса, отнюдь не стремится к скрытности, а напротив,   вступает в союз с реальностью бесконечными способами. Мы ощущаем его как время своей жизни со всеми  подробностями, при этом прошлое продолжает властвовать над нами то в виде воспоминаний, то в виде снов. Единственное место, где мы могли бы укрыться от него - это будущее, но беда в том, что в будущем нет нас самих.

Как именно  мы воспринимаем власть Хроноса над нами, что думают о времени писатели, поэты, философы, мистики и учёные? Попробую "с учёным видом знатока /Коснуться до всего слегка".

 Как следует из википедии,  время - это непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. В качестве основы его измерения используются периодическая последовательность событий, которая признаётся эталоном некоторого промежутка времени. На этом основан принцип работы часов.

Никакие процессы в мире не оказывают влияния на ход времени, поэтому в классической физике время называется абсолютным. " Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени изменяться не может" (И.Ньютон). Св. Августин впервые назвал время категорией психологической и выделил три модуса времени, существующих в нашей душе (или сознании): настоящее прошедшего- память, настоящее настоящего - непосредственное созерцание , и настоящее будущего - его ожидание.  По Бергсону время есть сущность жизни, атрибутами которой являются неделимость, непрерывность, необратимость и развитие. 

Временность, т.е. конечность человеческого существования  есть основа его историчности. Вот как об этом сказано у Ходасевича : "Но сын отца сменяет. Грады, царства,/ Законы, истины - преходят .Человеку/ Ломать и строить - равная услада: /Oн изобрёл историю - он счастлив!"  Желчно-трагический взгляд на историю находим и у Г.Иванова: "Истории зловещий трюм,/ Где наши поколенья маются,/ Откуда наш шурум-бурум /К вершинам жизни поднимается..."

Но не будем забывать про утешительный приз, ведь человек "изобрёл" не только историю, но и культуру, призванную сохранить в поколениях  самое ценное и важное, что он сумел создать. Примечательно, что эта потребность противостоять безжалостному бегу времени возникла на заре существования человека - уже в палеолите пещерный человек, "страдалец и урод /В невежестве его и  рубище убогом"(А.Кушнер) сумел выразить её в замечательной наскальной живописи. Так что, поправ смерть искусством и наукой, можно сказать устами другого поэта - "человек не умира" . В экспонатах музеев - в картинах, скульптурах, в предметах быта, добытыми  археологами -  разве мы не имеем дела с похищенными  и одновременно увековеченными  следами нашего человеческого времени?  Чтобы снизить пафос вышесказанного  и поставить точку в разговоре  об историческом времени, приведу  строки из стихотворения А.Кушнера:

"А в наше время, в наше время...
"Кто вам сказал, что время - ваше?
Оно - не пленница в гареме,
Оно про вас не знает даже,
Оно бесхозно, безыдейно
И на пространство не в обиде,
О нём спросите у Эйнштейна,
На звёзды  ночью посмотрите!"

   События нашей жизни на разных этапах заставляют нас по-разному оценивать течение времени. При этом чувство времени, если можно так выразиться, зависит от наших эмоций. О крайне мучительном ощущении остановившегося времени свидетельствуют воспоминания  Г.Грина о его школьных годах. Вот как он пишет о них: "Неожиданность никогда не происходит. Горе срастается с буднями. Думаю, что человек, отбывающий долгий срок в тюрьме, чувствует то же самое." Выдержав сто четыре  недели одиночества среди сверстников,  однообразия, унижений и душевной боли, Грин совершает свою первую,( но не последнюю) попытку самоубийства, отмечая, что окончательно  его сломила монотонность существования. Забрав сына из школы, родители спасли его от этого ужаса.

У Набокова есть рассказ, где герой описывает своё выпадение из времени как "высший ужас". Оказавшись в незнакомом городе и проведя в нём несколько бессонных ночей, герой выходит из гостиницы и вдруг обнаруживает, что не знает ни кто он, ни где он. Всё, что он видит перед собой, он видит как будто первый раз, не понимая значения предметов. Они являются в нагом бессмысленном и уродливом виде, грозя герою безумием. Героя излечивает, как ни странно, несчастье - он получает телеграмму о том, что любимая им женщина при смерти. Этот шок  возвращает герою утраченное чувство времени, которое можно выразить словами "здесь и сейчас".

В нашей жизни чаще благодетельной оказывается эмоциональная встряска,  вызванная любовью. На ум приходят мандельштамовская строка: "И море и Гомер всё движется любовью." Или слова Гёте: "Остановись мгновенье! Ты прекрасно!" В своей памяти  все мы лелеем "любви прекрасные моменты".  О любви, как о самом светлом и важном в жизни, написано так много, что не знаешь на чём остановиться.  Я выбрала пару эпизодов из "Войны и мира".

 В первом Толстой описывает светский вечер в салоне Анны Павловны Шерер.  Она стремится женить Пьера, получившего титул графа и большое наследство, на дочери князя Василия, красавице Элен, и дело у неё явно идёт на лад. Молодых сажают отдельно от других гостей, которые пытаются вести за столом светскую беседу. Но всё внимание невольно обращено на них.  "На лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка стыдливости перед своими чувствами". Слово любовь Толстой не произносит, вместо этого он говорит, какой эффект на окружающих она производит. "Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и царило над всем их искусственным лепетом...Казалось и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах." Правда, в отличие от участников этой сцены, мы уже знаем сколь скоро союз между  Пьером и Элен кончится полным крахом их надежд. В великодушии и терпимости своего мужа Элен будет видеть бесхарактерность и глупость, а Пьер быстро убедится в бессердечии и развратности своей жены.

 Другой эпизод описывает  разговор Пьера с князем Андреем, накануне его помолвки с Наташей. " Замеченное Пьером чувство князя Андрея к Наташе своей противоположностью его положению усиливало мрачное настроение Пьера. Не замечая его печального лица, с эгоизмом счастья" князь Андрей исповедуется своему другу: " Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдая, но и мучения этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу..."

 Удивительно, что особый эмоциональный подъём может вызываться также надвигающейся катастрофой. Вспомним его исчерпывающее описание у Пушкина в "Пире во время чумы" : Есть упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю./ И в разъярённом океане,/ Средь грозных волн и бурной тьмы./ И в аравийском урагане, /И в дуновении чумы." Не менее прекрасное описание обострённого чувства времени при смертельной опасности  я встретила в стихотворении В.Ходасевича." Да, хорошо ты, время. Хорошо /Вдохнуть от твоего ужасного простора./ К чему таиться? Сердце человечье/ Играет, как проснувшийся младенец,/ Когда война, иль мор, или мятеж/ Вдруг налетят и землю сотрясают;/ Тут разверзаются, как небо, времена -/ И человек душой неутолимой/ Бросается в желанную пучину." Приведу ещё один пример "упоения в бою", испытанного князем Андреем во время Аустерлицкого сражения. Когда расстроенный батальон на его глазах бежит под натиском французов, он чувствует, что настал самый главный момент в его жизни."Вот оно!" - думает князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него."

 Говоря о времени, стоит остановиться на воспоминаниях, т.е. феномене, когда  прошлое в нашем сознании вступает в союз  с настоящим. Разумеется, воспоминания - функция памяти, без которой невозможно  само мышление. Мы постоянно вспоминаем прочитанное, услышанное, пережитое... Помятуя, что "нельзя объять необъятное," я остановлюсь только на тех воспоминаниях, которые оставили особо значимый или мучительный след в памяти.   Пушкин о них говорит такими словами:
" в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток..."

Приведу несколько  литературных примеров. В "Евгении Онегине" Татьяна, ставшая "законодательницей зал", будучи женой обласканного двором генерала, мучается  воспоминаниями о своей тихой жизни в деревне и первой несчастной, отвергнутой Онегиным, любви. "А счастье было так возможно,/ Так близко."

 С запоздалым раскаянием вспоминает своего умершего  мужа чеховская "попрыгунья". "Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним, от начала и до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был ... необыкновенный, редкий в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И, вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что они все видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: "Прозевала! прозевала!""

 Князь Андрей, раненный в Аустерлицком сражении, лежа на спине,  видит над собой высокое небо с тихо ползущими облаками и думает:" Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как счастлив, что узнал его наконец!" Точно от дохнувшей на него вечности в душе князя Андрея совершается переворот. Мечты о славе, поклонение Наполеону ..., да и все человеческие страсти представляются ему ничтожными.  Ему открылось, что ценить в этой жизни надо саму жизнь и единственное, к чему стоит стремиться, так это сделать её приятной не только для себя, но и для тех, кто от него зависит. Выздоровев, князь Андрей постоянно возвращается к воспоминанию об Аустерлицком небе, т.е. к тому, что он пережил, выходит в отставку и  в корне меняет свою жизнь. 

Но, наверное, пора привести примеры из жизни реальных людей. Г.Грин в своих мемуарах с запоздалым раскаянием признаётся, как он избегал отца, неправильно трактуя его внимание  к себе. Он пишет, что не верил в его искренность. "Неужели взрослому человеку не всё равно, что ребёнок видел во время прогулки, спрашивал я себя. Похвала была пыткой - я немедленно залезал под ближайший стол... Только когда у меня самого появились дети, я понял, что его интерес ко мне был искренним, и лишь тогда ощутил ...любовь и сострадание к нему." 

С похожими угрызениями совести я встретилась читая   мемуары Е.Водовозовой. В Смольном институте для благородных девиц она усвоила, что главный порок - бедность, которой надо стыдиться и которую надо всячески скрывать.  В письме к матери, которая с трудом выкраивала деньги для дочери, она язвительно писала, что мать может не трудиться их высылать, так как их всё равно не хватает на то, что ей требуется, чтобы не отличаться от подруг.

Однако пора поговорить о жуликоватости времени; как сказал Мандельштам:

"Я  подтяну бутылочную гирьку
Кухонных крупно скачущих часов.
Уж до чего шероховато время,
А все-таки люблю за хвост его ловить,
Ведь в беге собственном оно не виновато
Да, кажется, чуть-чуть жуликовато..."

До какой степени время может в нашем восприятии то сжиматься, то растягиваться  показал Т.Манн в своём романе "Волшебная гора", который он сам называл романом о времени. В начале повествования герой, Ганс Касторп, приезжает в высокогорный туберкулёзный санаторий навестить своего кузена, Иоахима. Узнав от брата как плотно расписан каждый день между прогулками, лечебными процедурами и трапезами, Ганс восклицает: "время тут наверное просто летит" и слышит в ответ:"и летит и тянется, как посмотреть. В сущности оно стоит на месте, это же не время и это не жизнь." Понятно, что дело здесь в однообразии внешнего фона и скудости внешнего действия. Однако, главное в романе - внутренняя жизнь  Ганса , история его мыслей, а мысль может в минуты охватить годы и вращаться годы вокруг каких-то минут. Свою жизнь заурядный человек , как рисует своего героя в начале романа Манн, наполняет  наблюдениями и мыслями, восполняя своё образование  чтением книг и разговорами с интересными собеседниками. Как сказал Хайдеггер, само бытие есть время, поэтому время, переживаемое нами неотделимо от его содержания. Развитие и полное преображение Ганса связано с тем, чем он заполнил своё время в отличие от остальных больных, охотно принимающих время вынужденного безделья как "плацебо".

Есть ещё одна "жуликоватость" времени, до сих пор не нашедшая однозначного и общепринятого разоблачения.  Я имею в виду явление дежавю, в переводе с французского означающее "уже виденное." Это  - загадочное явление  психики, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации. 

 В "Войне и мире" дежавю испытывает Наташа, томящаяся тоской по уехавшему князю Андрею. Не зная куда себя девать, она, взяв гитару, усаживается в тёмный угол залы за шкапчик," устремив глаза на полосу света, падающую из буфетной двери"..." Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на неё, на щель в буфетной двери, и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. "Да и это было точь-в-точь так же - подумала Наташа. - Соня, что это? - крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.  - Ах, ты тут! - вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась....Ну, вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было." То, что испытывает Наташа, психологически оправдано.  Для неё время свелось к ожиданию новой жизни,  в то время как её обычная жизнь представляется ей утомительно однообразной и скучной.

А вот что пишет о возможной причине дежавю первооткрыватель феномена подсознания З.Фрейд. В этом вопросе, правда, он отдаёт пальму первенства философу Ортеге-и-Гассету.

"Он полагает, что этот феномен указывает на то, что когда-то прежде имело место бессознательное восприятие, доходящее до сознания только теперь под влиянием нового подобного же впечатления. К нему присоединилось много других авторов, видящих причину этого феномена в вос¬поминании чего-то забытого или приснившегося. В обоих случаях дело касается оживления бессознательного впечатления...." Основываясь на психоанализе своих пациентов, Фрейд считает, что первоначальное впечатление было болезненным  и поэтому оказалось вытесненным из активной памяти в подсознание.

 Юнг в целом согласен с таким допущением  и  склоняется к двум видам происхождения дежавю: во-первых, дежавю есть припоминание сна, который воспроизводит событие прошлой жизни, во-вторых, дежавю является неявным воспоминанием реального прошлого опыта. Однако, будучи мистиком в отличие от Фрейда , он считает, что под прошлым опытом может скрываться ситуация, пережитая в другой реальности.  Дежавю впервые посетило его в 12 лет. И с тех пор он был убежден в том, что живет параллельной жизнью, отчасти пребывая в XVIII веке.

Существует концепция , согласно которой прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно. А наше сознание способно воспринимать лишь то, что мы называем "теперь".  По этой теории получается, что в обычном состоянии человек воспринимает время как последовательность "теперь", и лишь через дежавю ему открывается истинное время, в котором прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно.


У эзотериков есть мнение, что дежавю - это подсказки Вселенной, открывающей человеку важные тайны, зачастую связанные с его предназначением.  Они нужны, чтобы обрести связь со своей душой и высшим миром. С позиции индуизма, исповедующего реинкарнацию , т. е. переселение душ, дежавю  представляет собой воспоминание о прошлой жизни. Не менее загадочными  представляются соображения, основанные на открытии физиками так называемых кротовых нор - гипотетических туннелей в космосе, в которых пространство-время искривлено настолько, что по нему можно за какое-то мгновение попасть в другую галактику, а то и в другую Вселенную. Таким образом, может быть то, что мы принимаем за настоящее, является уже виденным нами когда-то в какой-то форме или иной жизни. Ницше, например, постулировал   возможность бесконечных повторений всякого явления через непредвидимое количество лет, или так называемое Вечное возвращение.

 Среди нейрофизиологов  также нет  определённого понимания дежавю,  хотя они  и сходятся на том, что причина этого явления - ошибка в работе мозга. Участок мозга, отвечающий за память - гипокамп- также отвечает за дежавю. Очевидно, дежавю возникает при неправильной обработке информации в этой части мозга. Память существует как краткосрочная и долгосрочная и не исключена ошибка мозга, при которой краткосрочная память переключается в долгосрочную, так что момент, который мы только что видели, воспринимается как виденный ранее.  Недавно были получены данные о связи дежавю с мутациями в гене, детерминирующем лёгкую форму эпилепсии.

У Олега Григорьева есть чудное стихотворение, "Яблоко", посвящённое дежавю. Привожу его полностью, чтобы на этой шутливой ноте проститься с этим удивительным явлением.

"Жена подала мне яблоко
Размеpом с большой кулак.
Сломал пополам я яблоко,
А в яблоке жиpный чеpвяк.
Одну половину выел,
Дpугая чиста и цела.
С чеpвем половину я выкинул,
Дpугую жена взяла.
И вдpуг я отчетливо вспомнил –
Это было когда-то со мной:
И чеpвь, и сад, и знойный полдень,
И деpево, и яблоко, и я с женой."

 Поговорим о ещё более загадочном и невероятном явлении -  перемещении во времени. Теоретически никаких прямых запретов для путешествия в прошлое нет. Такое можно себе представить на основе общей теории относительности Эйнштейна, которая описывает гравитацию как искривление пространства и времени. Научная фантастика подарила нам множество невероятных историй о путешественниках во времени. Однако, литература такого типа появилась задолго до Эйнштейновской эпохи.

В Коране говорится, что все события предопределены и записаны в Хранимой скрижали, только часть которой разрешено прочесть пророкам, и описан случай, когда люди уснули в указанной им пещере, чтобы  проснуться через 300 лет. У Диогена Лаэртского  в труде "О жизни учёных и изречениях знаменитых философов" говорится об удивительном приключении юноши, который пошёл искать заблудившуюся овцу и утомившись в жаркий полдень свернул в рощу, где проспал 57 лет. Проснувшись, он собрался продолжить поиски и был поражён обнаружив, что всё вокруг изменилось. В его доме жили чужие люди и  бедолагу спасло то, что он разыскал узнавшего его уже дряхлого младшего брата. В начале 19-го века американский писатель  Вашингтон Ирвинг прославился фантастической новеллой  о голландском переселенце 18-го века, фермере Рипе ван Винкле.  На прогулке герой повстречал старика с бочонком вина, испив чарку которого он также проспал 20 лет и не узнал собственной деревни. По счастью Рипа опознала женщина,  оказавшаяся его младшей дочерью.

 Русский математик и  философ-мистик Пётр Успенский написал фантастическую повесть "Странная жизнь Ивана Осокина". Волшебник помогает герою повести возвратиться на 12 лет назад в его школьные годы. Герой надеется, что таким образом он сможет изменить свою судьбу, избежав тех ошибок, которые привели его к мысли о самоубийстве. Но, попав в годы своей ранней юности, Осокин  шаг за шагом оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его совершать те же ошибки, что и в первой жизни. 

 Стоит обратить внимание на некоторый парадокс, возникающий при перемещении во  времени. Если герой, попав в  своё прошлое убьёт своего юного дедушку, то у него не будет шанса попасть в своё настоящее время. Чтобы снять это противоречие, фантасты опираются на одну из возможных интерпретаций  квантовой механики.  Она предполагает, что существует бесконечное множество вселенных, и человек, делающий выбор в какой-то ситуации, создаёт новую вселенную. Когда переместившись в прошлое,  человек воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, где дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом оказывается, что можно изменить лишь события, которые ещё не отразились на субъективном прошлом путешественника во времени. Он не может изменить те события, которые уже с ним произошли.  Но и то, что может изменить гость из будущего,  даже если это будет всего лишь случайно раздавленная бабочка, может  впоследствии обернуться катастрофой, как поведал нам в знаменитом научно-фантастическом рассказе "И грянул гром" Рэй Брэдбери.

О путешествии во времени  и попадании в параллельные миры писали многие известные писатели : Марк Твен "Янки при дворе короля Артура", Джек Лондон "Межзвёздный скиталец", Герберт Уэллс "Машина времени", Дафна дю Морье "Дом на берегу". Как иная реальность вторгается в обычную жизнь нашего мира можно прочесть в рассказе Набокова "Посещение музея". Герой, от лица которого ведётся повествование, - эмигрант, уехавший из Советской Росси во Францию. По просьбе своего приятеля - выкупить портрет своего деда - он посещает музей и ведёт переговоры с его попечителем. Но тот сначала ведёт героя по бесконечным залам и переходам, а потом куда-то пропадает.  Постепенно героем овладевает страх - всякий раз, как он старается вернуться по уже пройденным переходам, он оказывается в новом невиданном месте. То это  зимний сад, то лаборатория, то загадочное помещение с вешалками, нагруженными пальто и шубами. В глубине герой  за которыми герой обнаруживает дверь наружу и радостно устремляется к ней. Но выходит он, словно из кротовой норы в  свой родной город  в район то ли Фонтанки, то ли Мойки, с  ужасом  осознавая," что надо срочно что-то делать, куда-то бежать, оберегая свою беззаконную жизнь."

В рассказе  Хулио Кортасара "Ночью на спине лицом кверху" прошлое и будущее как будто сражаются за жизнь героя. Герой Кортасара в начале рассказа едет на мотоцикле и попадает в аварию. В больнице под наркозом он впадает в кошмарный сон.  Герой видит себя в болотистой местности, куда он бежал, спасаясь от ацтеков, объявивших Священную войну его племени мотеков. Он ищет тропу, чтобы скрыться в дебрях леса, но не может её найти. Рванувшись, чтобы не угодить в трясину, он просыпается, чуть не упав с кровати. Днём его посещают сестра и врач и он приходит в себя, но к вечеру жар охватывает его и он снова погружается в кошмар. Кортасар описывает, как больной то видит себя в палате, то снова попадает в далёкое прошлое,  испытывая смертельный страх и понимая безнадёжность своего положения. Он чувствует, что прикован к влажным каменным плитам и сквозь стены темницы слышит гул праздничных барабанов. Перед ним окровавленная фигура жреца, двигающаяся к нему с каменным ножом в руке. И тут герой понимает, что уже не проснётся, что это и есть - явь, а чудесный мир, где он мчался на диковинном металлическом насекомом по дорогам какого-то чудесного  города, всего лишь удивительный сон.

Кейт Аткинсон написала увлекательный роман"Жизнь после смерти", героиня которого, Урсула Тодд, проживает множество жизней. Практически каждая глава представляющая отрезок её жизни в младенчестве, детстве, ранней молодости ,зрелости... кончается трагической гибелью. Смерть настигает её множеством способов. Урсула гибнет при родах от пуповины, обмотавшей её горло, но в следующей жизни  вовремя прибывший акушер спасает её ради того, чтобы в раннем детстве она утонула в море. В следующей жизни её спасает  подоспевший художник, рисовавший морской пейзаж. Затем Урсула  погибает от подпольного аборта, от побоев мужа-садиста, во время войны она гибнет то от взрыва, то под завалами рухнувшего дома... Смерть гонится за ней по пятам. Эта по выражению Гумилёва,  "игра в каш-каш со смертью хмурой", кончается вничью. То, как героине удаётся спастись, нырнув в следующую реальность, непонятно, хотя иногда Урсулу посещают предчувствия.  Очевидно, они помогают ей в следующей жизни не попасть в ту же яму, хотя не спасают от новой западни.

Говоря о  путешественниках во времени, получивших жизнь из рук своих авторов, не будем исключать  возможности реальных случаев таких путешествий. Восемь таких историй, сопровождаемых  определёнными доводами в пользу их достоверности, можно прочесть в популярном журнале "Вокруг света".

Под занавес приведу некоторые сведения о времени, известные биологической науке.  Речь пойдёт о времени жизни организма, от момента его зарождения до естественной смерти.  Особый интерес для нас представляет вопрос, как быстро  "Ямщик лихой, седое время," доставит нас до конечной станции. Что известно о старости и продолжительности жизни разных организмов, включая человека? Растения, в особенности деревья, наиболее долгоживущие организмы. Секвои, кипарисы и тисы способны доживать до трёх тысяч лет. Продолжительность жизни одноклеточных организмов много выше, чем у многоклеточных. При этом средний возраст животных тем больше, чем больше масса их тела или таких органов, как мозг, надпочечники, печень. Рекорд  долголетия принадлежит гренландской полярной акуле и составляет 512 лет, кит доживает до 210, гигантские черепахи до 177, слон до 86, шимпанзе до 75, а человек до 122, правда его долголетию помогает медицина. Старение организма - естественный процесс постепенного нарушения и потери важных функций организма или его частей, в частности,  способности к размножению и регенерации. Клеточное старение связано с  теломерами, определёнными структурами на концах  хромосом. Они укорачиваются при каждом клеточном делении, как бы отмеривая  время, отпущенное каждой клетке. Когда они становятся слишком короткими, хромосома не может создавать свою копию и тогда запускается механизм уничтожения клетки. Хочется крикнуть:"ямщик, не гони лошадей", но пока ещё у науки нет на это сил.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.