Книга и Фильм. Журов как литературный герой
Заметка
«Было чудо»
Журов как литературный герой
Литературность кинематографического образа Журова
«Какое здоровье? Сила воли плюс характер»
(«Журов»)
Поразительно, но в данном кинематографическом образе чувствуется литературный характер. И данная тема подвигла к изучению механизма создания и воплощения образа. Сразу чувствуется разница между воплощением образа реального человека и литературного героя - нужно говорить на том же языке, и слово является посредником и связным в воплощении обоих образов, хотя не описанный, а являемый личностью образ перевести в слова труднее. Именно поэтому устремилась описать словами, но этот реальный образ чувствуется и передаётся скорее напрямую, минуя само описание, на том многообразном языке, которым является действительность - через действие и звук, через сам образ, будто вы становитесь его слепком, а вот литературный характер в жизнь помогает проводить слово, становясь связным между образом описанным и создаваемым.
Много лет как я подступала к описанию Журова как литературного героя, но словом не всё передашь: вне сценария Андрей Панин создал неповторимый образ Журова, которого более стремишься воплотить интонациями, жестами и реакцией, чем расскажешь о нём на словах, его устремляешься претворять - не хватает этого настоящего чуда, а человек мог столько сделать, стольким порадовать. Это устремление духа заполнять собой действительность. В память А. Панина и дления жизни созданного им самим образа самобытного Журова буду продолжать анализ и характеристику того, кто в целом может быть только воплощаем, быть в действии, говорить, жить, но слово на многое способно.
За годы старалась впитать Журовскую манеру, и искала нужных слов, и часто используешь интонации и жесты, чтобы лучше понять этот характер. И первое, что более описало Журова, именно Панинского персонажа, в его исполнении, - это то, что он живёт не только в каждом мгновении, но в каждой микросекунде и более, заполняя всё время естественной живой подвижностью, живостью мимики и модуляциями голоса. Обратите внимание, что в кадре он постоянно являет жизнь. Эта живопись действием напоминает фантастические рисунки самого актёра. И в отношении такой наполненности действием, мимикой и голосом невозможно сказать «много» - всё на своих местах - но почему-то ждёшь ещё и ещё больше, потому что бесконечной красоте нет предела.
Каким бы был Журов Иван Иванович как литературный герой, но именно воплощённый Андреем Паниным. Сам характер героя, высокоинтеллектуальную и эрудированную личность с правильными убеждениями и добрым сердцем, Иван Журов маскирует под маской чудачества, простоты и мягкости. Журов воспринимает людей такими, какими они являются, давая им проявить себя в общении. Кто-то из героев воспринимает это за мягкость, и открывает перед ним всю тяжесть своего характера. Но как только Журов сталкивается с вопиющей нечеловечностью, он сразу вступает с ней в бой, и тут открывается его непримиримый и твёрдый характер, столь дружный со справедливостью, и готовность объявить «вендетту».
К примеру, в общении с теми, кто пытается подавлять характером, навязать своё мнение, Журов деликатно пытается остановить поток слов собеседника, пока не перехватит эту линию разговора и не доведёт её до точки - победы разума и культуры. Он много раз будет стремиться в порывах приостанавливаемого им самим жеста руки и несказанного слова вежливо остановить говорящего, но если уж убеждается в твердолобости и упрямстве, не станет о том говорить, лишь попыхтит да подует щёки, да скажет в своей интонации любимую приговорку «да-да-да» («дэ-дэ-дэ»). А если Журов излагает свой ход мыслей другому, стараясь убедить, то будто настаивает на вдумчивом отношении к сказанному, приговаривая «понимаем, да» («панимаэм, да?»). У Ивана Журова множество приговорок на разные случаи жизни с передачей смысла через интонацию, например, сожаление - «эх, бедолага» («бедалаага»). Или если не согласен с утверждением, то без переубеждения говорит «ну, это спорно». А вот если Журов сталкивается действительно со спорной ситуацией, то его фраза «неоднозначненько» призывает прояснить ситуацию, как Толстовская любовь к ясности с его оценкой «неопределенно» («неопределэнно»).
Интонацию Журова следует изучить отдельно. Важно и что человек говорит, и как он это говорит. К примеру, было приятно представить, как звучала речь А.П. Чехова благодаря записям - писатель говорил «послюшайте». Для каждой реакции, отражающейся в речи героя, я постаралась подобрать ассоциацию с определённым превалирующим звуком, описывающим данную интонацию. Удивление запоздавшим новостям, внезапным событиям, противоречию созвучно буквам «о» и «ё». В его устах даже сленговые временные выражения звучат благодаря интонации по-особому, как, к примеру, образно звучит вместе с одновременным жестом кисти воображаемое «ну, такое» («такоэ»). Озарение, догадка, но которую герой не раскрывает, что-то решив в уме, звучит как соединение тонов букв «а» и «о». При этом само удивление выражается Журовым в кратком «о!». Желание остановить собеседника, события, описывают звуки «е» и «т»: «т-т-т-тихо-тихо, тихо». Но ещё более интересны переходы в скорости речи и её громкости, от многозначительного понижения голоса и шёпота до резких раздельных фраз. Андрей Панин дал Журову интонацию как язык, соединив с мимикой и жестами, и его непрерывная линия жизни действительно сама жизнь.
Различные реакции и мимические миниатюры:
Осматривая что-либо в пространстве, Журов движется, покачиваясь корпусом, наклоняясь к предметам, слегка шатаясь при шаге. И в разговоре при приветствии с его «Здрасьте» и прощании он делает лёгкий поклон, слегка несколько раз наклоняя спину, будто в восточной традиции.
К примеру, когда в разговоре Журов смущается и одновременно хитрит как лукавое дитя, его глаза бегают из стороны в сторону и затем взгляд останавливается, и Журов искоса смотрит на собеседника. Особенно эту реакцию можно наблюдать в разговорах с предметом его сердца – Натальей Феофановой.
В речи он находит неожиданные и всегда тем веселящие повороты, которых никак не можешь ожидать в обыденной фразе, но и обычный разговор превращается в шутку. «Журов, только не говорите что у нас в России опоздать нельзя» - «Нет, у нас в России опоздать можно». «Как Вас зовут?» - «Иван» - «О, и я Иван. Даже Иван Иванович, в чём-то». И вновь интонация передаёт и смысл, и саму шутку. «В одну повозку не можно впрячь т-т-т-трепетную лань».
«Изюминки» в виде фирменных жестов или фраз добавляют особенности образу. Так Журов, живо реагируя на действительно новую и удивляющую информацию, часто моргает глазам, делая жест руками «как такое может быть».
Его «фирменный» жест – это различные движения кисти, к примеру, вскидывание руки, как бы при озарении, и затем смягчение этого жеста путём перевода кисти к затылку, лёгкому касанию волос. Начиная логическую цепочку рассуждений, Журов использует указательный палец, будто направляя мысль или внимание собеседника.
Ещё одним приёмом является завуалирование Журовым в беседе сделанного им открытия истины для себя или высказанной правды - он резко сменяет тему и переходит к вопросу оппоненту, переключая его внимание. Соглашаясь с правдивым и острым высказыванием собеседника, он как бы вскользь поддакивает, но в этом скромном и тихом утверждении проявляется именно его железобетонная уверенность.
И как всегда скромно, шутливо-серьёзно говорил герой в ответ на похвалу - «ста-раюсь».
Здесь я буду продолжать анализ образа героя, его одновременно неповторимой и уникальной жизненности и литературности.
Литературный проект
"Книга и Фильм"
и
"Дневник криминалиста"
"Журов. Иван Иваныч"
в стихах
Бесконечная история российского следователя
в картинах печальной прозы и весёлой поэзии
памяти Андрея Панина
по мотивам кинематографического сериала "Журов"
Удивительна информатика другого человека! Даже с написанием текста живо представляется мимика, все жесты и интонации, хотя самого человека уже нет, но есть память...
Знакомые всё действующие лица:
Журов Иван Иванович - следователь
Люсьена Павловна - его начальница
Наталья - возлюбленная Журова
Филатов - опер
Ниночка - секретарь Люсьены
Плеже - эксперт
Елизавета - дочка Журова
Романыч - сосед Журова
другие действующие лица
... и собака Жучка
Содержание
Картина 1. Дело о несуществующем убийце
Картина 2. Отелло и Казанова
Картина 3. Ищите женщину
Картина 4. Теория большого взрыва
Картина 5. Сеанс чёрной магии
Картина 6. Детектор лжи
Картина 7. Любовь детектива
Картина 8. На самом дне
Картина 9. Криминальное чтиво
Картина 10. Шерлок Холмс на отдыхе
Картина 1
Дело о несуществующем убийце
Аудиозапись картины первой:
Наталья:
- Журов!!
(Иван Иваныч мечется, то собираясь убежать, то порываясь вернуться. Наконец, делая крутой поворот и подняв палец вверх, будто что-то вспомнил, всё же поспешно скрывается)
Наталья (вслед):
- Вы всегда оригинальны -
В этот раз - уж через-чур!
И букет Ваш так банален...
(уже одна)
Где найдёшь таких же дур...
Это ж надо: для собаки!
Ну а мне зачем принёс?
Впрочем... а букет шикарен,
Хоть ромашки вместо роз!
(уходит, нюхая букет)
(Журов стучит в дверь кабинета)
Люся:
- Журов, ты ли? Не узнала -
Будешь здрав и долго жить.
Я тебя тут вспоминала -
Что же мимо проходить?
Заходи - дела заждались.
Опоздал, но что за нюх!
Журов:
- Люсь, часы мои заврались:
Правду - дважды, дальше - врут.
Люся:
- Ты ж не ври - не притворяйся -
Жизнь всю знаю, как себя,
И от дел не отпирайся -
Дело есть, там ждут тебя.
Журов:
- Но ведь нет незаменимых!
Люся:
- Только ты - незаменим.
Журов:
- Лестно слышать мне такое...
Люся:
- Ну, на выезд! Что сидим?
(Иван Иваныч делает картинный поклон головой и, выходя из кабинета, чуть не сталкивается с "дежуращей" у дверей в поисках слухов и новостей Ниночкой, от неожиданности отклоняется назад)
Ниночка:
- А Вы в курсе? Дело века!
Вот загадка и для Вас:
Как убила человека
Неведимка, да у нас!
Город весь уж в разговорах:
Мистика и колдовство!
Под шумок сколь сразу воров
Появилось в Рождество.
Журов:
- Я - не знаю. Коль Вы в курсе
И в делах просвещены -
Вам быть нужно на дежурстве,
К Рождеству ж вернёмся мы.
Ниночка (сухо):
- Нет, спасибо. Слава богу,
Не Эркюль не Пуаро.
Вы ж как раз его породы
И дежурьте в Рождество!
Журов:
- Ну, тогда на добром слове,
Я, пожалуй, и пойду.
Ниночка:
- Да, идите, Вас заждались.
Журов:
- Кто, покойник?.. Всё, иду!
(делает извинительный жест на немое возмущение Ниночки)
...
(Иван Иваныч входит в квартиру убитого, покачиваясь в своей манере и бегло всё осматривая, здоровается с Михаилом, уже работающим на месте преступления)
Журов:
- Что тут, Миша?
Миша:
- Непонятно!
Труп и запертая дверь,
И на камерах не снято
Никого - хоть верь- не верь!
Убиенный был фотограф
И на улице снимал,
В этой комнате он скромно
Жизнь свою один живал,
И теперь лежит убитый.
Или застрелился сам?
Журов:
- Пистолет вы где нашли-то?
Миша:
- Аж на кухне - чудеса!
Журов:
- Чудеса творит на свете
Добрый Дедушка-Мороз,
Мы ж с тобой, поди, не дети.
Где животный - вот вопрос!
Миша:
- Эк Вы тему поменяли!
Кто, простите, кот иль пёс?
Завсегда Вы удивляли,
Но сегодня прям курьёз!
Я бы розыск вёл убийцы...
Журов:
- Так, а нам, по-твоему, что:
В Рождство искать гостинцы
Не под ёлкой суждено!
Вот что, Миша: кто знакомый -
Разыщи и расспроси,
Где питомец, и о том мне
Первым делом доложи.
Миша:
- Так он главный наш свидетель?
Журов:
- Миша, что ты!..
Миша:
- Но ведь Вы...
Журов:
- Поспеши - уж полдень светел,
А дела ещё темны!
Миша:
- Вы поэт или философ?
Ведь за Вами хоть пиши.
Всё, ушёл! - я внял угрозе.
Журов:
- Ты спеши, да не смеши...
...
Люся:
- Как дела? - я жду доклада,
И район уже трясёт,
Ну а Вас искать собаку
Всё какую-то несёт!
Не в делах она ль порылась,
Иль зарыта в тех делах?
Журов:
- Прав Филатов - что открылось:
Вот поэт сидит в чинах!
Люся:
- Что-что-что?!
Журов:
- Прости - такое!
Рассказать мне недосуг!
Люся:
- Не до них теперь... Раскроем
Это дело, старый друг?
Журов:
- Не такой, поди, и старый...
Ну, а старый, всё же друг -
Это главное. Срок малый !
Сроки годности всё врут!
Люся:
- Но ещё есть сроки дела,
И они, гляди, горят!
Журов:
- Рукопись гореть не смела -
Книги правду говорят!
Люся:
- Всё, иди, Читай-ты-Город!
(Журов ускользает из кабинета)
- Ох, и диво же народ:
Только дай свободу слова -
Мудреца в себе найдёт!
...
(дома Журов собирает портфель и адресуется своей собаке Жучке)
Журов:
- Вот дела, мой друг мохнатый!
Понимаем? - Вся в меня!
На работу мне пора бы...
(треплет Жучку за ухо)
Поменяемся? А зря!
Говорят, ищу собаку -
Слышишь, Жучка? Да-да-да...
А таких найдёт не всякий!
Всё, за старшего, пока!
...
(Снова на месте преступления. Посреди комнаты стоит клетка)
Миша Филатов:
- Ну, Иван Иваныч, гений!
Как Вы поняли?
Журов (прикладывая палец к голове):
- Всё - тут!
Ты, давай, без выступлений -
Где же найденный наш друг?
Миша:
- Вот, сидит, моргает, в клетке -
Трудно было изловить!
Журов (склоняясь):
- Как стрельнул, мартын, ты метко -
Так хозяина убить?
Не давали, что ль, бананов?
Иль одну лишь кожуру?
Нет закона для болванов -
Я, скажи, уже сижу
(легко барабанит пальцами по клетке).
Миша:
- Убиенный делал фото
С этим зверем. У, Пират!
Вот она, фотоохота,
Как игра на первый взгляд:
Номер сделал с пистолетом,
Перепутал реквизит,
А хвостатый наш в игре той
Револьвер взял, паразит.
Журов:
- Но-но-но! Халатность, Миша!
Кто ответствен? - человек.
Обезьян уж часто вижу
Даже в наш премудрый век...
Что ж, закрыто "дело века",
Но открыт всегда вопрос:
Стал примат бы человеком?
Что ты, Миш, я не всерьёз!
Ты, Филатов, аж напрягся -
Человек-то - ого-го! -
(широко разводит руками)
С эволюцией рождался!
Это мы тут - то да сё...
(сморщивается, вертит кистью руки, затем смотрит на часы)
Сколь времён-то набежало...
Рождество, не убежишь!
Но подарков нам не надо -
Снова выезд! - Не поспишь...
(и сыщики уходят в Рождественскую ночь к новому делу...)
Продолжение будет публиковаться здесь же
2024, Ксения Мира
2023, Ксения Мира, литературный проект «Книга и Фильм»
Свидетельство о публикации №223101301530