Думают иные-те, кто звуки слышат, Те-кто видят сол

"Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну: —
Как она без зренья красоту опишет,
Как поймёт без слуха звуки и весну!?
Я услышу запах и росы прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю,
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю...
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор..."

Сихотворение это, Скороходовой Ольги, в памяти с 50-х своей трагичностью вечной ночи сквозь оптимизм- из учебника "Психология" Виноградова:
"Она лишилась зрения и слуха в том возрасте, когда это приводит к таким же последствиям, как и врождённая слепоглухота: она потеряла и речь"

"Она лишилась зрения и слуха в том возрасте, когда это приводит к таким же последствиям, как и врождённая слепоглухота: она потеряла и речь"

 «Поэзия — душа моя»,— пишет она в одной из своих статей..."

Прсмотрел вчера научно-документальный фильм о людях лишённых зрения, но с обострённым слухом, способных ориентироваться в пространстве по отраженному от предметов звуку, как у дельфинов, летучих мышей и некоторых животных и невольно  вспомнил о трагичесуой и героической судьбе мужественной женщины и талантливого поэта и учёного, и вот что узнал из интернета о её судьбе и самом явлении под названием эхолокация, хотя в фильме приведены не только плюсы, но и и минусы для  нормальных людей с обострённым слухом настолько, что в абсолютной тишине могут слышать и собственное сердцебиение, и щелчки в ушах от столкновения молекул воздуха, приводящие к мучительным головным болям до невыносимости  такого состояния...

Из интернета 1.
..............
"Дзень"
Автор-
Ольга Кулюкина

Талантливые люди. Ольга Ивановна Скороходова.
2 апреля
Ольга Скорохрдова родилась 24 мая 1911 года

Советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Слепоглухая.Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником.

При полном отсутствии зрения и слуха.


Ее родители — бедные крестьяне. В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала. Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым детством» до того дня, как я заболела».


В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина… Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день — все одинаково. Только руки ей «рассказывали» о том, что происходит вокруг. Мать Оли — Мария Тимофеевна — делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.

Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Скороходова пишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год… Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать…». А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.


Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. «Для меня, — пишет Ольга, — началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».


Прошло некоторое время, и у Ольги удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.


Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.


Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве… Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература — для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:


Молодая весна многозвучий полна,

Прилетела из дальнего края.

Зашумели леса, заблестела гроза,

Пробужденье природы встречая…


Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха…


Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи… По совету профессора Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир. (Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но… Восемь воспитанников было в школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков. Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.


Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.


В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой — единственного в мире слепоглухого научного работника — приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).


Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться… Силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой.

Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой — это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме — автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи… Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963).


Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:


Я прошла сквозь мрак и бури,

Я пути искала к свету, —

К жизни творческой, богатой…

И нашла! Запомни это!


О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них — «наука побеждать».


ИЗ ИНТЕРНЕТА 2

Что такое эхолокация и как она помогает незрячим людям
АВТОР:
АННА ТЕПЛИЦКАЯ
24 ЯНВАРЯ 2020
Способность ориентироваться в пространстве по отраженному от предметов звуку есть не только у дельфинов и летучих мышей: ее могут развить и люди (причем как незрячие, так и зрячие). Портал «Особый взгляд» рассказывает, что уже известно об использовании эха человеком и как это умение может помочь незрячим людям не только находить предметы вокруг себя и оценивать масштабы помещений, но и, например, самостоятельно кататься на велосипеде в горах. Феномен эхолокации Эхолокация — это способность по движению звуковых волн определять положение объектов в пространстве. В отличие от животных (например, летучих мышей и дельфинов), для человека она не некое врожденное свойство, а умение, которое можно развить, натренировав слух, отмечают ученые. Овладевшие эхолокацией люди, как правило, цокают языком, создавая резкий звук, а затем слушают отражение и по его тональности, громкости и тембру определяют, есть ли вокруг предметы, а если есть, то где они находятся и какие они. Эхолокация у человека пока изучена недостаточно хорошо, однако результаты тех исследований, которые уже проведены, очень интересны и говорят о большом потенциале способности. Так, в 2018 году специалисты из Британии, Нидерландов и США выяснили, что возможности эхолокации куда более широки, чем можно было предположить: незрячие эксперты-эхолокаторы в рамках исследований смогли услышать такой отраженный звук, который, как считалось прежде, уловить человеческим ухом невозможно. Что еще интереснее, в конце 2019-го ученые из университета Дарема в Англии, ссылаясь на данные экспериментов, привели новые доказательства того, что мозг владеющих эхолокацией людей с нарушением зрения воспринимает перемещения звука в пространстве как визуальную информацию, обрабатывая их в соответствующем отделе. То есть, когда мозгу не хватает зрительных сигналов для решения той или иной задачи, он может восполнять пробелы данными, полученными, в частности, от органов слуха. В итоге данные о звуке, поступая в мозг незрячего эхолокатора, воспринимаются им примерно так же, как информация о свете мозгом зрячего.
 На сцене стоит молодой человек с белой тростью. Это Дэниэл Киш. У него крупные черты лица, он одет в свободные черные брюки и красное поло. За правым ухом у него гарнитура микрофона. Юноша улыбается. Слева монитор с его крупным изображением, справа небольшой высокий круглый столик. Позади Дэниэла на полу стоят ярко-красные объемные буквы TED. Это аббревиатура всемирно известного проекта, где авторы представляют свои уникальные идеи. То, что хорошо владеющий эхолокацией незрячий человек может видеть мир благодаря звукам, доказывает и пример американца Дэниэла Киша. В младенчестве он лишился глаз из-за рака, а затем самостоятельно, исследуя мир без особых запретов и контроля со стороны взрослых, освоил умение ориентироваться по звуку, отраженному после щелчка языком. Свою способность Киш буквально довел до совершенства: сегодня он не только путешествует и, например, катается на велосипеде при помощи эхолокации, но и учит других людей с нарушением зрения эффективно использовать отраженный звук. Дэниэл также лектор известного проекта TED. «Я уверен, что многие незрячие люди могли бы уверенно передвигаться везде, где захотят, если бы этого ожидали окружающие. Если бы в нашей культуре было заложено понимание того, что незрячий человек на самом деле может видеть [при помощи эхолокации], незрячие люди активнее учились бы этому», — цитирует Киша Washington Post. Кстати, по словам Киша, он действительно видит мир по помощи слуха — записи работы его мозга и мозга других экспертов-эхолокаторов подтверждают эти слова. Поддерживая Дэниэла, многие исследователи подчеркивают, что главная проблема сегодня — недостаток информации об эхолокации: о ней почти ничего не знают ни зрячие люди, ни незрячие. Лор Тэлер, профессор университета Дарема, отмечает: «Бывает, незрячий ребенок или взрослый, например, использует способность спонтанно — а потом его ’’осаживают’’ не желающие зла зрячие люди, которые просто считают подобные действия странными». На выдающуюся степень развития эхолокации, которой достиг Киш, как полагают исследователи, огромное влияние оказало именно то, что в детстве его как незрячего ребенка никто не ограничивал в самостоятельном познании мира — и он научился ориентироваться в нем с помощью звуков. Обучение эхолокации Дэниэл Киш — сертифицированный специалист по ориентированию и мобильности, магистр психологии развития и один из самых известных экспертов и популяризаторов эхолокации в мире — создал собственную систему обучения людей ориентированию в пространстве с помощью звука и организацию World Access for the Blind («Всемирный доступ для незрячих людей»). По сути, Киш собрал воедино и составил в методику все, что освоил и довел до совершенства интуитивно. Многие ученики специалиста добиваются огромного успеха в эхолокации. Например, Брайан Бушвэй, потерявший зрение в 14 лет и вдохновившийся примером Дэниэла, стал не только одним из его коллег-преподавателей в World Access for the Blind, но и . лучшим горным велосипедистом среди незрячих
Фото: uproxx.com Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний погожий день. Мужчина плотного телосложения с окладистой бородой едет на велосипеде. Это Брайан Бушвэй. Его глаза закрыты. На нем серые трикотажные шорты выше колена, коричневое поло, на голове шлем, из под которого выбиваются светлые кудри. Мужчина уверенно держит руль. За ним частный дом, аккуратно подстриженные кусты, деревья. Легче всех эхолокацией овладевают дети, однако научиться видеть при помощи слуха могут и взрослые, хотя на освоение мастерства потребуется много времени, сил и терпения. Зато тренированные эксперты могут узнавать по звуку не только положение предметов, но также их рельеф, размеры, форму. Хотя довести способность к эхолокации до такого уровня непросто, а эхолокация пока не слишком хорошо изучена, практика показывает: ориентирование по звуку способно улучшить качество жизни незрячих людей. Пока эхолокация находится на стадии активного изучения, исследователи стремятся разрабатывать устройства-помощники. Например, уже существует специальный браслет Sunu, который формирует звуковые волны, а затем считывает их эхо и передает пользователю информацию об окружающих предметах с помощью вибраций. Зачем эхолокация зрячим людям В 2017 году эксперимент подтвердил гипотезу о том, что освоить эхолокацию могут и зрячие люди. После тренировки они успешно научились с помощью цоканья языком определять размеры виртуальных комнат. Примечательно, что во время использования эхолокации мозг испытуемых задействовал моторную (двигательную) кору, отвечающую за планирование, контроль и выполнение движений. Важно и то, что гораздо лучше у участников эксперимента выходила активная эхолокация (ориентирование по отражению звука, который человек создавал сам), чем пассивная (по отражению звука извне). Актер Джейсон Момоа, который сыграл незрячего персонажа в сериале «Видеть», рассказывал в интервью Esquire, что во время подготовки к съемкам носил повязку на глазах и старался ориентироваться по отражению звука: «Это потрясающе, насколько все открывается для тебя. Глаза обманывают нас. Когда ты не видишь, ты просто чувствуешь, вдыхаешь запахи, слушаешь, а еще можешь тренировать эхолокацию». Фото: Apple TV+ Тифлокомментарий: кадр из сериала «Видеть». Более десятка мужчин и женщин в одеждах из грубой ткани и шкурах вброд переходят неглубокую, но бурную реку. У них в руках длинные заточенные палки, похожие на пики. Возглавляет группу крупный мужчина с тяжелым взглядом. Длинные темные волосы собраны в пучок на затылке, на лице усы и борода. Правой рукой он сжимает длинную рукоятку боевого деревянного топора, ощупывая им путь перед собой. Позади группы каменный берег, за ним густой ельник в тумане. Актеры тренировали пассивную и активную эхолокацию под руководством продюсера и незрячего консультанта шоу Джозефа Э. Стречея. По словам членов команды шоу, они старались показать жизнь незрячих людей максимально достоверно. Наряду с Момоа и другими зрячими актерами на площадке были задействованы артисты с нарушением зрения. Эхолокацию стараются тренировать и популяризировать ученые и лидеры мнений: например, на научно-популярном канале It’s Okay To Be Smart летом 2019 года вышло видео, в котором незрячий преподаватель и спортсмен Брайан Бушвэй и незрячая блогер и спикер Молли Берк учат ориентированию по звуку ведущего шоу Джо Хэнсона. Хэнсон отмечает: большинство зрячих людей даже не догадываются о том, на что способны люди, которые «видят» при помощи звука. Эксперты-эхолокаторы в России В России тоже есть люди, освоившие ориентирование по звуку. Например, в 2016 году победителем шоу «Удивительные люди» стал незрячий музыкант Эдуард Нехаев из Курска, который владеет эхолокацией. С помощью звука видит и его брат Руслан, который научил Эдуарда соответствующим приемам еще в детстве. «Однажды я услышал, как брат издает цокающий звук. И понял, что он звучит как-то необычно. Оказалось, передо мной стоял другой мальчик. Тогда я узнал, что есть разница [между тем], как воспринимается звук, когда что-то перед тобой есть и когда ничего нет. Начал изучать, издавать это цоканье перед всякими предметами. Оказалось, что каждый звучит по-своему. Есть деревянный, бумажный, железный звуки…» — цитирует Эдуарда «Телепрограмма». Как показывают эксперименты, научиться эхолокации — хотя бы на базовом уровне — и правда возможно, хотя пока эксперты-эхолокаторы во всем мире вызывают в первую очередь удивление: встречаясь с ними, окружающие не могут поверить, что видеть звук реально.


Рецензии
Спасибо, Эдуард, за напоминание о замечательном мужественном человеке.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.10.2023 10:23     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и память из кагорты - ЖЗЛ!

Эдуард Кукуй   14.10.2023 18:59   Заявить о нарушении