Дора Спенлоу в Сломанных цветах Джармуша

Дора Спенлоу в Сломанных цветах Джармуша.

Кинокритики и комментаторы на кинофорумах давно обратили внимание на тот любопытный нюанс, что сюжет «Сломанных цветов» складывается из импортных деталей, иначе говоря, красиво подобранные бывшие подружки Дона отсылают к популярным женским литературным персонажам, чьи образы превратились в культурный архетип: Лауре Петрарки, Кармен Проспера Мериме, Пенелопе Гомера. Это разбитые мечты Дона: об идеальной, вознесённой на пьедестал возлюбленной/Прекрасной даме; об ураганном романе и бурных амурных страстях; о постоянстве и преданности в отношениях. Очевидной литературной аналогии не находит только характер Доры, олицетворяющей утраченную тягу к семейному уюту. Между тем, фактура фильма содержит очевидные подсказки.

Когда Дон с лицом человека после аварии, которого тащат за вывихнутые и сломанные конечности, появляется в вылощенном доме Доры, он обращает внимание на картину, висящую на стене в гостиной, с изображённым на ней розовым букетом точь в точь таким же, как только что вручённый им хозяйке. Мнимый донжуан не даёт понять, удалось ли ему разгадать эту украшающую помещение маленькую абсурдную загадку. Секрет, однако, прост: сцена должна напомнить зрителю о сватовстве диккенсовского Дэвида Копперфилда к юной художнице Доре Спенлоу – во время решающего объяснения Дора рисует букет, подаренный ей Дэвидом на день рожденья.

Лора, Кармен и Пенни лишь омофоничны звёздным героиням, а означают совсем другое, и конечно Дора из хорошо окультуренного кукольного особняка, в прошлом «дитя цветов», а ныне успешный риэлтор – статус, позволяющий солидно смотреться на социальной клумбе, – в равной мере во всём противоположна своему оригиналу – наивной, беззаботной, беспечной и непрактичной Доре Спенлоу, Доре-Цветочку (Little Blossom), как называет её Бетси Тротвуд.


Рецензии