Тщеславие - духовная инфляция

Тщеславие – духовная инфляция.

Казалось бы, чем связаны между собой инфляция и тщеславие? Для рядового человека, в принципе, ни чем. Да и при более-менее углубленном рассмотрении – тоже, тоже нет никакой связи.  Но она всё-таки есть. Попытаемся с Божьей помощью её раскрыть.
Что такое инфляция? Инфляция – это, говоря простым языком, повышение уровня цен, обесценение денежных знаков или просто денег, которые у нас в кошельке или на карте. Но это с одной стороны. С другой же, это одновременно и обесценение усилий труда, которыми эти самые деньги нами заработаны. Условно говоря, в период инфляции рубль сегодня – завтра это уже не тот же самый рубль, но имеющий меньшую покупательную способность, хотя усилия труда для его получения остались прежними. Простой пример. Допустим,человек собрался завтра купить себе стиральную машинку по текущей цене, которую увидел на сайте магазина. Завтра, ничего не подозревая, отправился в магазин за покупкой, а там – цена уже не та, не по его карману. И спрос его перешел в категорию отложенных, отложенных до лучших времен или до того, что по карману. Инфляция сделала его беднее, обесценив его кошелёк, превратив его в нечто, что  стало обладать меньшими покупательными возможностями, а  все его труды, если не в пустоту, то в нечто менее ценное, недостаточное. Т.е. человек работал, работал, а тут возьми цены и вырасти за одну ночь, условно, на двести процентов. Люди, пережившие перестроечные годы, меня прекрасно поймут, что это такое. Для полноты раскрытия поднятого вопроса, необходимо пояснить, что до того момента, пока уровень цен был привязан к золотому стандарту, пока не были широко использованы методы кредитной спекуляции (если, конечно, не открывались новые золотые месторождения или не было социальных потрясений в виде войн, революций и проч.), общество не сталкивалось с таким явлением, как инфляция в его устойчивом виде. Наоборот, были даже периоды дефляции, т.е. снижения цен. Но только стоило отвязаться от золотого стандарта, как экономика погрузилась в череду инфляционных ожиданий, которые для неё превратились в самую насущную реальность. Т.е. для рядового обывателя – нас с вами – инфляция стала не просто чем-то обыденным, но даже уже ожидаемым явлением, так сказать, бытовым моментом.
А что же тщеславие? При чём оно здесь?
Как пишет прп. Иоанн Лествичник, тщеславие по качеству «есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод...». Как видим,  когда мы трудимся духовно спасения своего ради, тщеславие, закравшееся в нашу душу, заразивши её, обкрадывает нас, делает бедными в отношении нашего богатства, которое мы накопили себе там, где моль не точит и вор не подкапывает и не крадет. Оно не просто нас делает беднее на какую-то единицу духовного труда, а окончательно, так сказать, до нитки, обкрадывает нас. И её отличие от инфляции в том, что если влияние последней мы испытываем опосредованно, по независящим от нас причинам, то тщеславие – есть исключительно наше детище, только нами в нас допущенное быть. И тщеславием мы заражаемся особенно тогда, когда из виду теряем золотой стандарт – Христа, воплотившегося нашего ради спасения. Когда теряем из виду Его подвиг на Кресте, Его Голгофу, опять же нашего ради спасения. Ведь Он как Бог не имел нужды ни воплощаться, ни тем более умирать: разве может бессмертный Бог умереть? Нет, конечно! Но Бог добровольно впустил в Себя смерть и пережил, как человек  все её ужасы, только чтобы спасти человека – Своё создание. И вот когда мы теряем из вида Христа, тогда и поражает нас тщеславие, обесценивая наши труды, подвиги, борения, ночные бдения, посты по силе и сверх ее и прочее, что мы называем духовной бранью. Христос – это некий золотой стандарт для верующего. И если Он всегда на виду, если сердце привязано к Этому золотому стандарту, то никакая духовная инфляция нестрашна в принципе. И потому только тогда труды обогащают нас, увеличивая наши духовные возможности, являясь залогом спасения. Хотя подвиг сам по себе – это, конечно же, не гарантия вхождения в Царствие Небесное, поскольку спасает нас Христос своей милостью, подвиг – это всего лишь то, что обозначает меру нашего желания быть спасёнными. Но это уже другая история...


Рецензии