Моя кавказская бабушка Кычи и генсек Брежнев

Однажды, в старом и уютном каменном доме в селении Хасанья, моя древняя балкарская бабушка Кычи смотрела телевизор, который был центром развлечений и источником новостей для всей семьи. В силу своего рождения в начале 20-го века в Хуламо-Безенгийском ущелье Балкарского округа, бабушка Кычи не очень-то понимала, кто такие коммунисты и что за власть они предлагают горцам Кавказа. А скорее всего ей было пофигу.

Представьте, это были серые и холодные дни Советского Союза, время, когда наивность и невинность смешивались с оптимизмом и мечтой о светлом будущем. Время, когда страной правил генеральный секретарь ЦК Компартии СССР Леонид Ильич Брежнев. На мой обывательский взгляд он был гениальным и решительным лидером, который заботился о людях и старался не обижать народ.

И вот однажды, когда на экране телевизора появилась фигура генсека Леонида Ильича Брежнева в белом маршальском мундире, орденах, моя бабушка Кычи, сидящая на своем любимом стуле, всполошилась. Она увидев генсека сильно обрадовалась. Бабуля хоть и была простой безграмотной женщиной из горной деревни, она всегда с интересом слушала Брежнева. При этом до её сознания не доходило то, что телевизор это техника и изображение, события на экране имеют искусственный характер. Бабуля искренне полагала, что люди внутри экрана её видят и слышат, в том числе обожаемый Брежнев.

Бабушка воскликнула на балкарском языке: "Смотри, идет наш дорогой Падишах!" Было видно, что она в зачаровании от прекрасно одетого и выразительного лица на экране. Ее глаза сияли от восторга и она не могла сдержать своих эмоций. "У нас такой Падишах, такой сильный и умный!" - сказала она с гордостью в голосе. Мне казалось, что бабушка Кычи особенно восторгались густыми бровями Леонида Ильича.

Я смотрел на нее с улыбкой на лице, видя, как она превращается в маленькую девочку, забывшую о своих проблемах, старости. Это был миг радости, миг, когда она чувствовала себя в безопасности и защищенной.

С течением времени и мытарствами жизни, моя бабушка претерпела многое: первую мировую войну, революцию 1917 года, гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, депортацию в Киргизию, но в этом мгновении она была только радостью и благодарностью за то, что жила в эпоху изменений и понимала, что наша страна идет вперед.

Для нее генсек Леонид Ильич Брежнев был Падишахом, символом могущества и привлекательности. Она не понимала, что есть существенная разница между падишахом, то есть царём и генеральным секретарём ЦК Компартии. И я, много лет спустя, понимаю, что главное для нее было не политика и не проблемы своего времени, а простой факт того, что она изо всех сил верила в лучшее и счастливое будущее. При каждом появлении на экране телевизора Брежнева, бабушка ему активно махала рукой и желала на балкарском языке долгих лет жизни: «Жашасын бизни Падишах». Единственное о чем она сожалела, что потеряла в период сталинской депортации своего единственного сына Бориса, который умер через три дня после окончания 10-го класса. Пережила бабушка Кычи царя, всех генсеков и умерла уже в 1996 году, когда страной правил президент России Ельцин.

Заурбек Шахмурзаев 


Рецензии