Юбилей 12 омрап - 85 лет

     12 Отдельный Морской Ракетоносный, орденов Кутузова и Александра Невского, авиационный полк, которым я имел честь, командовать, в гарнизоне Остров, что под Псковом, 20 октября сего года, будет отмечать свой юбилей – 85 лет со дня своего основания в далёком 1938 году. Захотелось вспомнить своих однополчан и сказать немного о школе, которую довелось там пройти во время службы в Морской авиации СССР, в которую меня угораздило попасть после окончания Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С.Полбина в 1969 году. Начну с того, что вообще-то я поступил в это училище только потому, что его в своё время закончил первый космонавт планеты Земля, Юрий Алексеевич Гагарин, а он был истребителем. Соответственно, и я, в своих мечтах, видел себя пилотом этих скоростных машин. Но, как говорят, «Человек предполагает, а Бог располагает» - уже после поступления в ОВВАУЛ, тогда оно ещё не было Краснознамённым, училище отдали в Морскую авиацию. 

   В результате, холерик по натуре, боксёр с 1-ым разрядом, курсант Вася, вместо того, чтобы пилотаж крутить и летать кверху жопой, (прошу пардону у мадам, которые считают это слово «неприличным»), стал пилотировать корабли солидной авиации, но не сразу. Сначала был фронтовой бомбардировщик ИЛ-28 и ИЛ-28р, простой, надёжный, но главным достоинством которого было, что лётчик там сидит один!!! В тоже время есть экипаж: штурман и вср (воздушный стрелок-радист), как его иногда ласково называли – «верный глаз в жопе командира, т.е. всегда было кого послать в магазин за водкой, для того, чтобы «стресс» снять после очередной передряги,  если таковая случалась…

   Потом был дальний, дозвуковой бомбардировщик – ракетоносец ТУ-16к-10-26, в гарнизоне Быхов, что в Белоруссии, (это как поедете в Индию, сразу направо). Затем капитан Василий Чечельницкий,  получив боевой  1-ый класс ещё старлеем, три года подряд рвался поступать в Школу лётчиков – испытателей в городе Ахтубинске. Но командир 57 мрад, генерал Иван Семёнович Пироженко, проглаголив: «Хорошие пилоты мне самому нужны», - присвоив лётчику очередное воинское звание «майор», поставил его в соседний 240 мрап командиром эскадрильи, а через два года,  вместо Школы лётчиков – испытателей отправил Васю Чечеля в Военно-Морскую академию города Ленинграда. 

    После окончания которой новоиспечённому уже подполковнику дали возможность аж две недели послужить заместителем командира 12 омрап по бзп (безопасности полётов), в г. Остров, это который Псковской губернии,  подождали, пока офицер распакует вещи и мебель, пришедшие из Ленинграда в ж.д.контейнере, и выдали новый приказ:  «Завтра самолётом АН-26 убыть в авиагарнизон Чкаловск, что под Калининградом, на свою же должность, с сохранением прежнего оклада, но в 15 одрап. Когда Василий заикнулся про «Подъёмные», которые тогда выдавали каждому оХфицеру по прибытии к новому месту службы, зам. Командующего генерал Пироженко заверил,  что их отдадут «сухарями», и вообще, «торг тут неуместен», как говорил ещё Остап Бендер (Задунайский)…

    Спешка объяснялась тем, что за три недели до описываемых событий в полку произошла катастрофа. Во время облёта ТУ-22р на сверхзвук, из-за превышения ограничений самолёта по числу М и высоте, на  которой это можно разгоняться, погиб начальник штаба полка, подполковник  Вячеслав Аникушин, и его штурман, майор, Фёдор Камшекин, с которым до этого мне довелось летать, когда 4 лейтенанта – выпускника ЧВАКУШ пришли к нам в 35 ОАЭ на ИЛ-28. В этом Лётном происшествии спастись удалось только оператору, капитану, Саше Мищенко, который, выполняя приказ командира экипажа, смог катапультироваться из неуправляемого самолёта на высоте 2000 метров и остался в живых. Соответственно, 15 одрап решили подвергнуть проверке ЦИБП (Центральная Инспекция Боевой Подготовки) – Это очень серьёзная организация, доложу я вам, которая производила любую проверку в условиях, максимально приближенных к боевым и безо всяких скидок на прошлые заслуги…

    Но данный опус не об этих событиях, про них я вспомнил лишь с целью показать, как не предсказуема может быть судьба военного, да к тому же лётчика. Так что, те, кто на «гражданке» и не вкусили ещё этого «горького хлеба», не завидуйте нашим, относительно высоким пенсиям. Многие военные за то, чтобы вы спокойно могли спать, работать, детей растить и т.д., отдали свои жизни или здоровье, т.е.  эту пенсию заслужили. Поэтому,  мой  вам совет, продолжая трудиться на благо Отечества – России, боритесь за свои права жить не в бедности, с пенсией 18 – 20 000 рублей, а по «людски», как живут наши чиновники и господа «олигархи»… Но продолжим про юбилей 12 омрап и жизненные уроки, которые вспомнились полковнику Чечелю в связи с этим событием:

    Начну с того, что насмотревшись на суровую жиСТь офицеров и прапорщиков, (тогда они назывались «сверхсрочники»), я мечтал о полярной авиации, в которой летал Санька Григорьев, из  книги Каверина «Два капитана», а потому в конце 11-го класса собрал документы и отправил в Бугурусланское Авиационное Училище Гражданской авиации, (оно было ближайшим к Дальнему Востоку, где тогда служил мой отец). И лишь когда из училища пришёл вызов с датой приезда на вступительные экзамены, лейтенант, чуть ли не мой сверстник из батиного танкового полка, в одночасье поменял мои планы, буквально на «пальцах» объяснив, какой долгий путь мне предстоит пройти, чтобы стать КВС (Командиром воздушного судна) в полярной авиации, и далеко не факт, что мне этого удастся добиться…

    У меня как глаза открылись, тут же всплыло второе подспудное желание, которое давно зрело во мне – летать на современных, реактивных истребителях, при этом распевая песню: «Первым делом, первым делом – самолёты.  Ну, а девушки? А девушки – потом…».  Поэтому хватило ума, удачи и настойчивости, чтобы экспромтом, после выпускного банкета в школе, пройти медкомиссию, с большим «скрипом», собрать по новой все необходимые документы и заказным письмом отправить на имя начальника Оренбургского ВВАУЛ им. И.С.Полбина. Дальше за 3,5 года учёбы в котором, я окончательно понял, что сам процесс летания мне нравится, но служба в армии – это не моё… Поэтому сразу решил, что карьера мне не нужна, буду летать, как в ДОСАФе – отлетал, шлемафон в угол, и на пляж, к девочкам, или в ресторан, благо цивилььный город Калининград в 24 км, рядом, есть где уставшему от полётов, Морскому лёДчику «отдохнуть». …

    Тут же нашлись друзья – собутыльники, с таким же складом мысли, как у меня: Геша Напёрстков и Витюха Пожаров, и беззаботная, разгульная жизнь понеслась. Сначала это вроде не сильно колыхало наших командиров, но потом количество полученных взысканий стало перерастать в их качество. И когда мы с «друганом» Геннадием Напёрстковым нахватали взысканий, «как у бобика блох», а Витюха Пожаров даже умудрился слететь с лётной работы, комэска 35-ой ОАЭ, подполковник, Владимир Стефанович Кондрашов, объявляя нам с Гешей очередной «строгий выговор», не произнёс фразу: «Вот этим 4-ым нормальным пилотам «1-ый класс» дам,  а вот этим двум «расп…ям» - нет – не достойны. (О Пожарове речь уже не шла. Его даже женитьба на дочке командира пехотной дивизии не спасла от увольнения из армии…)

    Только тогда мы с Геной поняли, чем мы рискуем – самым дорогим, что у нас было на тот момент – лётной работой. Взялись за ум, перестали «залетать», в плане нарушения воинской дисциплины, и, вы знаете – «без всякого блата», но «попали  в струю» - оба дослужились до должности командира полка. Напёрстков со временем стал командиром 846 омшап в Чкаловске на штурмовиках СУ-17м, а потом ушёл преподавателем тактики в ВМА г. Ленинграда. Мне же доверили командовать 12 омрап в г. Острове на бомбардировщиках – ракетоносцах ТУ-16к-26. Ясно, что обязательным условием назначения на такие должности является сильная техника пилотирования, ведь командиру полка по его функциональным обязанностям, записанных  в руководящих документах, положено учить пилотов и контролировать на все виды боевой подготовки, применяемых в данной лётной части.

    В Остров я пришёл на должность заместителя командира полка по лётной подготовке, через год уже стал просто замом, т.е. оставался за командира, если тот уходил в отпуск. Т.е. прошёл должности всех трёх замов, хотя, чтобы назначили командиром полка, достаточно обозначиться на любой из этих ступенек служебной лестницы, но так создавалась иллюзия движения по военной карьере. Как бы то ни было, мне после проверки Инспектором из Москвы теоретических знаний и лётной подготовки была присвоена квалификация «Военный лётчик-снайпер»,  а через год прежний командир полка, Николай Александрович Мордовалов, был назначен командиром дивизии на Север (СФ), а я пошёл на его должность.

     Отмечу, что я многому научился у полковника Мордовалова. Не принимая его жёсткий стиль руководства, полностью перенял у него смелость в принятии решений на полёты и полную ответственность за их выполнение. Для примера – идут ЛТУ (лётно-тактические учения). По плану предстоит вылет на всю ночь, для проверки ПВО всех стран Варшавского Договора. Но как вылетать, когда всего в 500 метрах от торца ВПП стоит туман, стеной, от реки в районе БПРМ и до этого места, и такое впечатление, что туман движется в сторону полосы. Но синоптик, начальник АМС в/ч 53808, капитан Олег Масальский убеждает: «Командир, летите спокойно, эта муть закроет ВПП только после восхода солнца.  К тому времени вы уже все произведёте посадку. Вот «точка росы», я всё посчитал…» И Мордовалов поверил синоптику. Все три эскадрильи полка, 30 экипажей, ушли в ночь в полёт над Европой, а когда под утро вернулись, стена тумана так и стояла, не сдвинувшись ни на метр…

     Спустя пару лет, уже будучи сам командиром полка, я этот «подвиг» доверия Олегу Масальскому, как к метеорологу и «метеоснайперу», (такое прозвище ему присвоил тогда старший штурман полка Николай Мазов), повторил. Стоял гололёд, зима, три тепловые машины, бывшие на тот момент в гарнизоне исправными, ВПП, в принципе, привели в надлежащий порядок, (если и не все 3500 метров длины полосы, то 3 км – точно). Об очистке РД (рулёжных дорожек), речь вообще не шла, их точно до начала лётной смены не успевали почистить. И тогда я принял Решение – всем полком, подсадив инструкторов к молодым КК, (Командирам кораблей), мы ушли ночью на «Радиус», на Север, (так у нас называют полёты, близкие к максимальной дальности полёта данного типа ЛА). А меня на полётах присутствовал Инспектор из Москвы, полковник, Анатолий Тимофеевич Михеев, который сам в своё время был командиром нашего полка, и в данном случае, прибыл в гарнизон Остров полетать на себя…

    Мы же, когда вернулись, гололёд усилился, ВПП смогли удержать в рабочем состоянии, а рулёжки – нет. Тягачи буксовали и не смогли ни одного самолёта закатить в капониры, они так и остались стоять на РД. НО Анатолий Тимофеевич при всех меня «пожурив» на разборе полётов, потом завёл в мой кабинет, и, пожимая руку, сказал буквально следующее: «Василий Васильевич, я уже летаю на ТУ-16 – около 15 лет, но не подозревал, что можно не побояться принять решение на вылет в таких условиях, и так блестяще его осуществить. Спасибо за науку!!!»

    В общем, когда мне вспоминается служба в Острове, я каждый раз думаю, что командир полка – это самая интересная и непростая должность, на которой мне довелось служить, тем более, что полк отдельный, и дислоцировался в 600 км от штаба ВВС Балтийского флота, т.е. на самостоятельность решений командира практически никто не влиял. А когда вспоминаю своих подчинённых, сразу к сердцу подкатывает волна  нежности, губы сами начинают мысленно петь песню из кинофильма «Офицеры» -   …. 

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин...

      Когда вспоминаю службу в Острове, сразу множество интересных эпизодов приходят на память. У нас в гарнизоне я, как и Тимур Апакидзе, вёл 5 лет секцию каратэ. Однажды пришлось даже возглавить драку своих офицеров с местной шпаной, пришедших с колами и палками прямо к гостинице проучить лётчиков, чтобы не приглашали местных барышень к себе на танцы в Дом Офицеров. При мне, благодаря моему правому пилоту Юрию Лончакову, совершенно по-другому стали праздновать день ВМФ. Его превратили в день Нептуна с разыгрыванием целого представления с боем пиратов на Гороховом озере. Не забыть, как хоронили экипаж майора Василия Ефимова, погибшего 13 июля 1988 года, когда я водил сводную группу на удар по вмб «Белушья губа» на Новой Земле в Баренцовом море...

        Только при мне вы узнали, что значит уходить с последней плиты аэродрома, хотя мои замы: и Геллерт, и Осокин в один голос твердили в Североморске-3, что так "Низзя", надо сливать топливо и идти без выполнения боевой задачи...

     Только при мне вы стали летать с не полностью очищенной полосы. (3000 на 50 метров). Соседний 342 ап РЭБ так никогда не делал. Летал только, когда было очищено 3500 на 80, но сколько лётных они отбили, т.к. три тепловых машины, которые  обычно были в строю, не успевали очистить весь аэродром, как это положено по руководящим документам.

    Я вас заставил отрабатывать Противоистребительный и Противоракетный маневр - "ножницы", чего до меня никогда не делали, заставил летать ночью строем «клин» в составе отряда,  (до меня так не летали), и Юра Шубин будет последней "редиской" - (плохой человек в переводе с блатного жаргона), если откажется от своих слов, которые он мне сказал в самолёте, когда летели на юбилей полка: "Командир, спасибо, что привили любовь к полётам строем ночью с интервалом и дистанцией  1 на 1» - СКАЖЕТ, мол, в АН-26, когда летели  в Остров: "Я БЫЛ ПЬЯН, и просто из подхалимажа, щёлкнул Вас по голенищу", -   но, что у пьяного на языке, у трезвого на   уме... Так что, Юра, не заставляй   Командира думать о тебе плохо... Далее, СВОИМ ПИЛОТАМ НАПОМНЮ -

     Я вас без всяких послаблений готовил к войне, и не случайно именно я занял 1 место по качеству расчётов и посадок по итогам за год. На след год у меня было уже третье место, но ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ, которую я ставил перед собой, объявляя это соревнование,  была достигнута - вы стали летать лучше.

        Далее, Сергей Иванович Осокин так бы и закончил службу штатным командиром отряда, если бы я не разглядел, что это сильный лётчик, порядочный офицер и его надо двигать. Старший лейтенант Ивинский никогда бы в 30 лет не стал бы командиром корабля, а старлей  Серёга Аляксин в 30 лет с ТУ-16 не пересел бы  на СУ-17. Кроме того, опального правака Лущикова никогда бы не восстановили на ИЛ-38, если бы я за них не боролся перед Командующим. При мне Серёга Андреев, Толя Полонский, штурмана: Филлипов и Васильев ушли в Испытатели, а Олег  Швецов, ушедший вслед за ними потом погиб в Индонезии на "Суперджете-100"... Я ЛИЧНО НАУЧИЛ ВСЕМУ своего правака Лончакова, и он 19 лет пробыл в отряде космонавтов. Совершил три полёта в космос, получил звание Героя России, прошёл должности командира отряда космонавтов и начальника ЦПК им. Гагарина.

    Я уж не говорю, что,  как и Тимур Апакидзе, 5 лет вёл секцию каратэ в гарнизоне Остров, напрыгал более 800 прыжков с парашютом. Причём перед всем полком после катастрофы Васи Ефимова совершил прыжок с нашим спасательным парашютом с 3500 метров, чтобы доказать вам его надёжность. Кстати, вы все наблюдали, что это было около минуты в свободном падении. Кроме  того,  когда с Острова пришлось по состоянию здоровья отца перевестись в 33 ЦБП города Николаева, умудрился летать на корабельном вертолёте КА-27, не прерывая полёты на сверхзвуковом ТУ-22м3. Таких командиров полков и пилотов, которые обучали своих лётчиков каратэ, имели более 800 прыжков с парашютом и летали  одновременно на столь разных типах,  на весь Союз можно пересчитать по пальцам, это я вам без ложной скромности говорю...  Вот для примера высказывание обо мне одного из моих лётчиков Игоря Ларькова:

     "Василич, по поводу "Ваших лётчиков". Как бы Вас не критиковали, согласны мы с этой критикой или нет, я в таких случаях отвечаю, он мой командир, случилось бы, я за ним в бой пошёл бы без размышлений, хороший он или зашкаливает у Василича, мне по фигу, что о нём говорят, он мой командир и точка!.

      Рассказываю им, любопытным, один случай, в котором сам участвовал. Помните, когда в Острове нас пришли отлупить колами скобари к офицерскому общежитию, вечером, после службы? Когда стало понятным, что драку избежать не возможно, КОМАНДИР ПОЛКА её возглавил, скомандовал "А ну погнали их мужики!". И гнали мы эту шоблу с колами до самого города! Помните?! Спрашиваю, осуждающих Вас, а ваш командир на такое был способен?! Возглавить драку своих молодых офицеров с местными хулиганами? Конечно же, им нечего сказать..."

       Сергей Иванович, опробуйте его оспорить ? Что касается горнолыжных очков, в которых, якобы, летал Шубин , то так мне доложил ОСОБЫЙ ОТДЕЛ, чтобы объяснить, почему сразу 3-4 пары Ф-16 задержались возле его обшарпанного с-та. Но вы, засранцы, вместо того, чтобы злорадствовать, когда командир допускает какую-то неточность в своих опусах, в рецензии ему бы на это тактично указали. И я бы сразу исправил , а пи…  (звиздеть) об этом кулуарно - тут ума много не надо... Я уже не говорю за то, что я счас, как маяк, и своим примером показываю, КАК НАДО БОРОТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗА ЖИЗНЬ !!! Даже то, что я инвалид-колясочник приехал на юбилей полка, говорит о многом...  Здоровые командиры полков в генеральских погонах не приехали, а инвалид Чечель свой полк  не бросил. Кстати, что генеральские погоны совсем не мешают таким поездкам, хорошо доказал бывший Командующий ВВС ЧФ, генерал Анатолий Быков, честь ему за это и хвала…

       Или вспомните, как всем составом полка боролись с «дедовщиной» среди матросов службы, так называемыми неуставными отношениями, и я не погрешу против истины, если скажу, что нам удалось со временем изжить эту «заразу». Во всяком случае, генерал Греков из Политуправления Москвы срочной прилетал перенимать наш опыт в этом вопросе. Вспомнилось. как с подачи полковника Мордовалова был нарушен общепринятый порядок назначения на должность начальника авиационного гарнизона. На аэродроме базировалось две лётных части: 12 омрап и 342 ап РЭБ, и гарнизоном всегда руководил более опытный командир полка. Но полковник Мордовалов убедил Командующего, что полковник Ушаков склонен к злоупотреблению «зелёного змия», а Чечельницкий — спортсмен, и почти не пьёт, в итоге назначили меня. А это такой «геморрой», за который к тому же денег не платят, что где-то через полгода или больше, Командующий ВВС БФ Пётр Иванович Гончаров на подведении итогов за ЛТУ, всеуслышание, сделал мне упрёк, что 12 омрап утратил передовые позиции, я потом в кабинете Гончарова,  наедине, заявил: «Тов. Командующий, снимите с меня обязанности начальника гарнизона, и за три месяца я исправлю положение в полку».
 
    Командующий, посовещавшись с нач. полит. отдела спец.частей, полковником Калмыковым Виктором Ивановичем, уважил мою просьбу. Я же собрал весь руководящий состав полка, от командиров отряда и выше, объяснил ситуацию, заслушал коллективное мнение и поставил задачу, как будем личный состав в/ч 53808 превращать в единый воинский коллектив!!! 1) Дал команду, выписать мне дни рождения всех 600 с лишним человек офицеров и прапорщиков полка ( для контроля ) — если кто из именинников попадёт в наряд, буду наказывать его командира.

    2) Приказал провести ряд соревнований по волейболу, футболу, перетягиванию каната и прочим интеллектуальным видам спорта, и в сборные отрядов, АЭ, ТЭЧ и полка максимально привлекать матросов срочной службы, чтобы все трудились, так сказать — в едином строю.  3) Объявил, что одну тренировку в неделю по каратэ будем проводить в казарме, но ходить на занятия я разрешу только тем, у кого не будет замечено элементов «дедовщины».  

    4) Поскольку сразу добиться изжития неуставных взаимоотношений добиться не удалось, с особо злостными нарушителями я стал проводить по воскресеньям, когда у них личное время, индивидуальные беседы, которым готовился готовился заранее, собирая все сведения о матросе: из какой семьи, увлечения, друзья и т.д.  И как правило, такая беседа давала свои плоды — матросик осознавал, что воинский коллектив — это единый здоровый организм, где действует принцип: «Один за всех и все за одного», и дальнейшая служба шла у него нормально...

    В общем, не буду больше перечислять что мы ещё делали для улучшения моральной обстановки в полку, повышения БГ и выучки лётных экипажей, в том числе, своими силами построили домик ДС, на 100 человек личного состава, с сауной, двумя комнатами отдыха и т.д. Соответственно, мне по итогам года присвоили очередное воинское звание — полковник и наградили орденом «За службу Родине» 3-ей степени. А когда мы с Ириной были в Острове на предыдущем юбилее полка 26 октября 2018 года, один из моих авиационных механиков, прапорщик, подошёл ко мне: «Командир, я хочу с Вами выпить за наш полк!!!»  Когда выпили, добавил фразу: «А вообще, Ваш стиль командования полком опередил лет на 50, тот, который существует в нашей армии, сейчас». «Вам со стороны виднее», — мы пожали друг другу руки и пошли продолжать банкет дальше….

             Закончить сей опус хочу стихами воспитанника 12 омрап Заслуженного лётчика — испытателя РФ, полковника, Анатолия Полонского:
   
                ПОСВЯЩЕНИЕ ВЕТЕРАНАМ 12 омрап.

    Прославленный в боях, орденоносный. Неповторимый в мощи и красе, Двенадцатый морской ракетоносный Нас вновь собрал на взлётной полосе. Мы снова те лихие капитаны, Которым в жизни не было преград, Прошедшие моря и океаны, Не ради денег, славы и наград. В минувшем веке круче идеалы Нам предлагали партсекретари. В них тоже было спорного немало, Но в том же в веке жил Экзюпери! Мы у него летать учились с детства, И, лейтенантом приходя на флот, Я получил богатое наследство – Штурвал и имя гордое – пилот. Нам доверяли сложные задачи И полк летал над ширью всех морей. Сплав мастерства, отваги и удачи – Вот то, что отличало «скобарей». Ученья, пуски и визиты дружбы, Морских театров всех не перечесть! Никто из нас не прятался от службы, Служить в полку была большая честь. Мы с прошлым нитью связаны незримой, И я сегодня вижу, как мираж, - В одном строю со мной майор Ефимов И вновь его бессмертный экипаж. А нам с тобой жить за двоих, дружище. И пусть судьба нас сохранит от бед. Мы в жизни тихой гавани не ищем. Желаю нам удачи и побед! Великий полк! В день этот судьбоносный Подняв бокал, я говорю себе: «Двенадцатый морской ракетоносный, Спасибо, что ты был в моей судьбе!» Полонский А.Б. (лётчик 12 омрап в 1977-1986 г. г.Остров, 25.10.2008 г.)

 


Рецензии
Спасибо за ссылки - пустил слезу...

Полковник Чечель   22.10.2023 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.