Новые олимпийские виды спорта

Представляют движение Олимпиады шести колец и Антарктический футбольный союз (АФС)

Есть одна старая мысль, свидетельствующая, что если продумать до конца всё, что мы знаем о человеческом поведении, оно покажется нам всего лишь игрою. Тому, кто удовлетворится этим метафизическим утверждением, нет нужды читать эту книгу. По мне же, оно не дает никаких оснований уклониться от попыток различать игру как особый фактор во всём, что есть в этом мире. С давних пор я всё более определенно шёл к убеждению, что человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра.
...
Физические, интеллектуальные, моральные, духовные ценности в равной степени могут возвышать игру до уровня культуры. Чем больше способна игра повышать жизненный тонус кого-то одного или группы, тем глубже она входит в культуру. Священное действо и праздничное состязание - вот две повсюду неизменно возвращающиеся формы, в которых культура вырастает как игра и в рамках игры.
Йохан Хёйзинга Homo ludens. Человек играющий

Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) утвердил включение флаг-футбола, лакросса, сквоша, крикета и бейсбола/софтбола в программу летних Олимпийских игр 2028 года, которые должны пройти в Лос-Анджелесе (Калифорния, США), сообщил президент МОК Томас Бах.
По его словам, пять предложенных видов спорта полностью соответствуют американской спортивной культуре и покажут миру культовые американские виды спорта. Их включение позволит олимпийскому движению взаимодействовать с новыми сообществами спортсменов и болельщиков во всем мире, передаёт ТАСС.

Напомним, МОК отстранил до дальнейшего уведомления Олимпийский комитет России. Решение принято на основании того, что Олимпийские советы Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей стали членами Олимпийского комитета России.

https://vz.ru/news/2023/10/13/1234807.html

Флаг-футбол — версия американского или канадского футбола, где основные правила очень похожи на правила обычного американского футбола. Но вместо того, чтобы сбить игрока, в флаг-футболе обороняющаяся команда должна сорвать флаг или ленточку («обесфлажить») с игрока, владеющего мячом.

У флаг-футбола нет регулирующей организации, поэтому правила различаются. В игре могут участвовать от 4 до 9 игроков с каждой стороны, в игре могут участвовать как игроки одного пола, так и разнополые команды. Так же варьируется размер поля.

Флаг-футбол может быть как контактным так и бесконтактным в зависимости от того разрешен или запрещён физический контакт между игроками (обычно ограничиваются грудью).

Каждый год под эгидой различных ассоциаций проходят несколько национальных и международных соревнований, а также множество любительских игр между региональными клубами.

Международная женская флаг футбольная ассоциация, иначе известная как IWFFA, проводит флаг футбольные турниры 8 на 8 игроков и флаг футбольные тренинги по всему миру с участниками из США, Канады, Мексики, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, Шотландии и ряда других стран. Организация является самой крупной организацией, для женщин и девочек в спорте флага футбола. Наиболее значимый турнир проводится каждый февраль в Ки-Уэст, штат Флорида, называется «Kelly McGillis Classic», где более 90 женщин и девочек участвуют в играх 8 на 8, с разрешённой частичной блокировкой. Каких либо ограничений для девочек и женщин не существует.

Международный фестиваль по Флаг-футболу (IFFF) организует Кубок мира по Флаг Футболу с участием команд из США, Мексики и ряда других стран.

Международная федерация американского футбола (IFAF), начиная с 2002 года, организует IFAF Чемпионат мира по Флаг-футболу каждые два года.

Во всех 50 штатах США существуют представительства клубов, городов и прочих муниципальных образований.

В Великобритании организатором Флаг-футбольных игр является BAFA Community Leagues. В 2011 году на профессиональном уровне играли 15 команд, разделенные на две региональные подгруппы: Северная (Шотландия) и Южная (Англия и Уэльс). Также лига организует соревнования среди молодежных и кадетских уровней. В Великобритании играют с пятью игроками на каждой стороне без контакта, по правилам IFAF с несколькими незначительными вариациями.

В Германии, играют как 5 против 5 так и 9 против 9 игроков. Раньше большинство лиг разных возрастов играло без контакта, в последнее время все больше игр проводится в соответствии с вышеупомянутыми «контактными» правилами, с разрешенной блокировкой на уровне груди. Большинство команд играют 9 против 9.

В Израиле, Флаг Футбол организуется и управляется организацией American Football in Israel (AFI). Более пятидесяти команд играют в лигах для взрослых мужчин и женщин, а также молодежи. Мужская лига играет 6 против 6 по правилам контактного флаг-футбола. Мужские команды соревнуются за чемпионат Holyland Bowl. Женщины и молодежные лиги играют 5 на 5, бесконтактно. И мужские и женские сборные Израиля соревнуются в международных турнирах 5 против 5.

Флаг-футбол в России развивается под эгидой Федерации американского футбола России (ФАФР), как бесконтактный вариант дисциплины. Причём, женские соревнования имеют более целостную структуру. С 2015 года проводятся всероссийские соревнования среди женских команд с достаточно широкой географией. Первоначально главное внутреннее соревнование имело вывеску "Кубок России", хотя по своим параметрам и структуре больше походило на чемпионат России. Именно под таким названием прошёл турнир в 2021 году. Мужские команды свой первый всероссийский турнир провели в 2012 году. Основные силы мужского флаг-футбола в России сосредоточены в Москве, где действует целое флаг-футбольное сообщество Moscow Flag Football Community. Московские мужские команды имеют характерные названия: "Крепкие орехи", "Зюзино Зомбис", "Джек", "Sparrow", что лишний раз подчеркивает их полуофициальный статус. После чемпионата России 2012 года мужчины сподобились на такой турнир лишь через девять лет. В 2016 и 2019 годах проходил мужской Кубок России. В 2016-2018 года и женские, и мужские коллективы в Крыму разыгрывали Кубок России по пляжному флаг-футболу. В обоих турнирах (и мужских, и женских) тон задавали команды из Симферополя и Севастополя.

Азия

В Корее самым большим турниром является Национальный турнир по Флаг-футболу, который проводит корейская федерация флаг-футбола (KFFF). Она привлекает до 20 команд, от учащихся средних школ до взрослых.

В Индонезии существует индонезийская ассоциация Флаг-футбола (IFFA). IFFA была создана 14 февраля 2009 года как продолжение своего предшественника, индонезийской лиги по флаг-футболу, которая не функционировала с 2001 года.

Основные правила

Правила флаг-футбола широко варьируются в зависимости от лиги, но большинство придерживаются традиционных правил американского футбола с заменой борьбы срыванием флага. Традиционные американские правила футбола часто бывают упрощены, чтобы игра носила мирный характер и для избежания физического контакта и травм. Как правило, в игре участвует меньшее число игроков.
...

Лякросс (от фр. la crosse — клюшка) — контактная спортивная игра между двумя командами с использованием небольшого резинового мяча (62,8—64,77 мм, 140—146 г) и клюшки с длинной рукояткой, называющейся стик (англ. lacrosse stick или фр. crosse). Часто лякросс считают жёстким контактным спортом, однако травмы в нём встречаются гораздо реже, чем в американском футболе и других контактных видах спорта. Верх клюшки заплетён свободной сеткой, спроектированной для того, чтобы ловить и удерживать мяч. Цель игры — забросить мяч в ворота соперника, используя клюшку, чтобы ловить, контролировать и пасовать мяч. Задача защиты — предотвратить взятие ворот и получить мяч с помощью клюшки, контактной борьбы или правильной позиции на поле. В игре различают четыре позиции: полузащитник, атакующий, защитник, вратарь. В лякроссе на поле (field lacrosse) атакующие только атакуют (кроме ситуации «ride]», когда защита пытается вывести мяч и атакующие пытаются помешать им), защитники только защищают (кроме ситуации «clear», когда им надо вывести мяч), вратарь является последней линией защиты, напрямую защищающей ворота, полузащитники могут находиться в любой части поля и играть как в защите, так и в атаке, хотя на высоком уровне игры всегда есть специализация между защищающим и атакующим полузащитником.

Игру изобрели американские индейцы, использовавшие её для подготовки воинов и мирного разрешения конфликтов между племенами. Согласно данным археологических исследований, прототип лякросса был известен на территории современной Канады уже в начале XV века. Команды в то время нередко состояли из нескольких сотен человек, а протяженность поля для игры составляла от нескольких сотен метров до нескольких километров.

Европейские переселенцы познакомились с данной игрой в XVII веке, а к началу XIX века она стала завоевывать популярность среди французского населения Канады. Первый официальный матч по лякроссу прошёл в Канаде в 1867 году.

Лякросс дважды включался в программу летних Олимпийских Игр — в 1904 и 1908 годах, а также был показательным видом спорта на Олимпиадах 1928, 1932 и 1948 годов.

В игре участвуют две команды, которые стремятся поразить ворота соперника резиновым мячом (62,8—64,77 мм, 140—147 г) при помощи специальной клюшки, называемой стик. На верхней части клюшки, называемой головой, прикреплена сетка таким образом, чтобы игрок мог поймать и удержать в ней мяч. Основная цель игры для нападающих — забросить мяч в ворота соперника. Для этого игроки передают пасы и используют ведение мяча. Основная цель защитников — предотвратить гол команды соперника. Для этого они могут выбивать мяч клюшкой или толкать игрока в тело. Команда состоит из четырёх типов игроков: нападающий, полузащитник, защитник, вратарь. Как правило, в лякроссе нападающие играют только в зоне у ворот соперника, защитники только в зоне около своих ворот, а полузащитники могут располагаться в любой зоне и играть в качестве нападающих или в качестве защитников. В командах высокого уровня полузащитники бывают атакующие (играют в основном во время атаки своей команды) и защищающие (играют в основном во время атаки команды соперника).

В настоящее время существует несколько разновидностей лякросса, различающихся размерами поля, количеством игроков и правилами. Основных разновидностей четыре: лякросс в поле (на траве или просто лякросс), «лякросс в коробке», интеркросс, полокросс. С 1967 года проводятся мужские чемпионаты мира по лякроссу на траве, в которых принимают участие команды различных стран, а также индейского племени ирокезов (с 1990 года).

В мире существует более трёх десятков национальных федераций лякросса[en]. Из них большинство находятся в Европе и созданы в последнем десятилетии XX века, однако ведущими странами остаются США и Канада, где лякросс пользуется большой популярностью.

В Канаде игра является национальным летним видом спорта. Канадская ассоциация лякросса была основана в 1867 году и является старейшей в мире. Ежегодно проводятся взрослые и юношеские чемпионаты по лякроссу в помещениях, в двух дивизионах каждый, а также трёхдивизионный чемпионат по лякроссу на открытой площадке.

Лякросс в коробке

Mann Cup Senior «A» — проводится с 1901 года, трофей выполнен из чистого золота и стоит около 25 тысяч долларов.
Presidents Cup Senior «B»
Minto Cup Junior «A»
Founders Cup Junior «B»
Открытый лякросс
Ross Cup Senior Division I (с 1984 года)
Victory Trophy Senior Division II (с 1985 года)
Baggataway Cup University

Лякросс в США

В США спорт представлен профессиональной лигой лякросса — Major League Lacrosse. Также лякросс является одним из официальных видов спорта Национальной ассоциации студенческого спорта. В чемпионате первого дивизиона участвуют 88 университетских команд, второго дивизиона — 46 команд и третьего дивизиона — 208 команд.

На международном уровне США представляют мужская и женская сборные по лякроссу, а также молодёжные сборные до 19 лет. Помимо этого, в международных соревнованиях принимает участие индейская сборная «Iroquois Nationals[en]», представляющая конфедерацию ирокезских племён США и Канады.

Лякросс в России

В России (на июль 2021 года) существует пять команд в следующих городах:

г. Москва (Moscow Lacrosse Club, Moscow Bulldogs)
г. Санкт-Петербург («White Knights»)
г. Ярославль («Warriors», «Медведи»)

Лякросс в других странах

Небольшие сообщества лякросса долгое время существуют в Англии и Австралии. Начиная с 1990-х годов начали появляться и другие национальные ассоциации лякросса, которые теперь существуют в двух десятках европейских стран, в Новой Зеландии, Японии, Южной Корее и т. д. Все они объединены в международную федерацию, за исключением независимых ассоциаций в Индии и Китае.

Сквош – игровой вид спорта, в качестве инвентаря в игре используются специальные ракетки и мяч. Состязание проводится в закрытом помещении.

История спортивной игры сквош берет начало в Англии, точной информации о годе появления нет, но одна книга 1807 года, где встречалось описание жизни в Лондоне, содержала иллюстрацию, где местные заключенные в тюремном дворике были замечены именно за данным занятием. Ранее игру называли Рэкитс, от слова ракетки, и только спустя несколько десятков лет игра стала выглядеть именно такой, какой дошла до наших дней, были установлены актуальные правила и появился закрытый корт.

Новое название игры было замечено впервые в одной из книг, выпущенной в 1980 году, однако, Британская энциклопедия относит появление названия Сквош к 1820 году.  К концу девятнадцатого века спорт стал немного набирать популярность и за пределами Англии, это Австралия, некоторые европейские страны, Индия и Северная Америка. Однако, его популярность никак не могла быть сопоставима с бадминтоном или теннисом. В 1970 начал происходить так называемый “Бум сквоша”, игра стала серьезно набирать популярность. Уже сегодня в игру регулярно играет более двадцати миллионов человек из 185 стран. А официальные соревнования проводятся практически в каждой стране.

Жребием определяется игрок, который будет первым подающим. Второй игрок должен принять подачу, путем отбивания мяча к фронтальной стене с ходу, а также допускается выполнить это после одного отскока от пола.  До того момента, пока мяч летит к фронтальной стене, его можно несколько отбивать о боковые стенки. Если мяч попадает за звуковую панель или пересек линию аута, то игроку засчитывается аут.

Традиционный. Это наиболее старый и менее популярный британский вариант. Здесь право получить очки имеется только у подающего, а победа в розыгрыше и дает право выполнять следующую подачу. Чаще всего игры длится до девяти очков, во время соревнований – до пяти. PAR. В 2009 году международная федерация изменила правила игры, теперь очки мог получать не только подающий, а все игроки. Игру принято проводить вначале до 15, а позже до 11 очков. Такие изменения были связаны с тем, что игра по старым правилам редко демонстрировала продолжительность и интересные повороты в ходе матча. Инвентарь и экипировка для игры в сквош

Ракетки для сквоша могут максимально достигать 215 миллиметров в ширину и 686 миллиметров в длину, а максимальная площадь натяжения может достигать 500 квадратных сантиметров. Вес ракеток, как правило, варьируется от 90 до 150 грамм, но может достигать 255 грамм. Диаметр мяча находится в диапазоне от 39,5 до 40,5 грамм, а его вес равняется 23-25 граммам.

Мячи представлены в нескольких разновидностях, выбор мяча, как правило, обусловлен опытом игрока. Также мячи необходимо бить перед игрой несколько десятков раз, чтобы согреть его. На каждом мяче имеется цветная точка, которая говорит о его виде. Источник: https://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/skvosh

Крикет(англ. cricket) — командный неконтактный вид спорта, входящий в семейство игр, в которых используются бита и мяч. Крикет зародился в XVI веке на юге Англии. К концу XVIII столетия игра стала одним из национальных видов спорта. Экспансия Британской империи способствовала распространению игры по всему миру. Первые тестовые матчи между сборными командами были проведены в середине XIX века. Крикетный матч предполагает соревнование двух команд, каждая из которых представлена одиннадцатью спортсменами. Игра проходит на травяном поле, имеющем форму эллипса. В центре поля расположена прямоугольная земляная площадка — питч. Длина питча составляет 22 ярда или чуть более 20 метров, ширина — 10 футов или 3 метра. На торцах питча находятся деревянные калитки. Игровые зоны на концах питча отделяются от его основного пространства специальными полосами, кризами.

Команды по очереди отбивают мяч и играют в поле, пытаясь набрать максимальное количество очков или соответственно помешать в этом сопернику. В зависимости от формата игры команда может отбивать мяч один раз или два раза подряд. В крикете существуют два основных игровых амплуа — подающий мяч боулер (англ. bowler) и бэтсмен (англ. batsman), отражающий мяч битой. Ключевую роль в некоторых игровых эпизодах выполняет уикет-кипер. Ходы в крикете называются иннингсами.   
Спортсмены играющей в поле команды рассредоточены по всему пространству поля, в то время как соперники представлены лишь двумя бэтсменами. В рамках каждого иннингса боулер играющей в поле команды бросает мяч бэтсмену противника через всю длину питча. Бэтсмен пытается отразить бросок таким образом, чтобы мяч достиг границ поля или улетел достаточно далеко от противников, что позволило бы бэтсмену перебежать в другой конец питча. В случае успеха и при соблюдении некоторых других условий команда бэтсмена зарабатывает очки, раны (англ. run — «пробег»). Вместе с тем, выполнение некоторых игровых условий — поимка мяча соперником до касания земли, разрушение калитки бэтсмена и др. — выводит бэтсмена из игры. Иннингс продолжается до тех пор, пока десять бэтсменов отбивающей команды не будут выведены из игры, после чего команды меняются ролями. Боулеры сменяют друг друга по истечении шести подач, набор которых называется овером.

Существует несколько общепринятых форматов проведения профессиональных крикетных матчей. Различные форматы могут существенно отличаться друг от друга по некоторым параметрам, например, продолжительности. Короткие игры включают лишь 20 оверов, что составляет около 3,5 часов игрового времени, в то время как тестовые матчи между ведущими сборными могут продолжаться до пяти дней шестичасового противостояния. Изменение правил игры находится в ведении Мэрилебонского крикетного клуба, крупнейшего в мире крикетного бренда. Глобальное регулирование крикетом осуществляет Международный совет крикета, объединяющий ныне 105 членов, лишь 12 из которых обладают статусом полных.

Правила игры создаются и изменяются Мэрилебонским крикетным клубом. Кроме того, Международный совет крикета разработал стандартные игровые условия для тестовых и однодневных международных матчей. Создание и использование дополнительных условий на уровне внутренних чемпионатов находится в ведении национальных федераций крикета. В правилах игры предусмотрено несколько форматов проведения матча, в том числе по системе ограниченного количества оверов. Система подразумевает проведение матча в один или два иннигса, которые могут быть ограничены по времени или по количеству оверов. В правилах по традиции используется английская система мер, при этом новые редакции правил включают и измерения в СИ.

Свод правил включает следующие разделы: предисловие, преамбулу, 42 правила и четыре приложения. В предисловии указана краткая история правил и клуба «Мэрилебон». Преамбула была включена в правила относительно недавно. Данный раздел содержит материалы, посвящённые этическим стандартам крикета. Сами правила изменялись восемь раз. Поправки касались проблем плохого освещения, порядка жеребьёвки, этических принципов игры и других аспектов крикета.

Перечень правил игры и их краткое содержание представлены ниже.

Первые четыре правила касаются участников матча: игроков, судей и маркёров.

Правило 1: Игроки. Крикетная команда включает одиннадцать игроков, в том числе капитана. Вне рамок официальных соревнований команды могут договориться о большей численности состава, при этом в поле не могут находиться более одиннадцати игроков.

Правило 2: Замены. В крикете можно проводить замены травмированных игроков, однако заменивший игрок не может отбивать, подавать, охранять калитку или действовать в роли капитана. В случае восстановления и при согласии арбитра заменённый игрок возвращается на поле. Неспособный бегать бэтсмен может иметь своего раннера, который будет выполнять пробеги в то время как бэтсмен продолжит отбивать. Если игрок выходит на поле без команды арбитра и касается мяча, мяч незамедлительно становится мёртвым, а отбивающая команда получает 5 ранов.

Правило 3: Судьи. На матчах работают двое судей, которые следят за соблюдением правил, принимают все необходимые решения и сообщают о них маркёрам. Правила не требуют наличия третьего судьи, однако в крикете высокого уровня он (находясь вне поля и помогая полевым судьям) может работать на конкретном матче или турнире при особых игровых обстоятельствах.

Правило 4: Маркёры. На игре присутствуют два маркёра, которые следуют сигналам судей и ведут счёт.

Бейсбол — командная игра, в которой участвуют две команды по 9-10 человек. У каждого участника своя роль на поле. Команды в начале игры делятся на нападающих и защитников, затем очередность меняется. Цель — набрать наибольшее количество очков при прохождении баз, и помешать сделать это противникам. Давайте рассмотрим основные термины и процесс противостояния, чтобы не было проблем с пониманием этого вида спорта.

Игра взяла свое начало в Америке, где пользуется особой популярностью до настоящего времени, поэтому основная терминология может быть непонятной. Вот основные термины бейсбола, которые помогут правильно ответить на шуточный вопрос «сколько пинчеров на базе»:

Аут — дается тогда, когда в текущем иннинге игрок выведен из борьбы.
Аутфилдер — игрок, располагающийся на внешнем поле, играющий на стороне защищающейся команды.
Ампайр — так называют рефери бейсбольного матча.
Бок — такое решение может принять судья, когда ошибается питчер. Когда дается эта команда, нападающий может продвинуться к следующей базе.
Бол — ситуация, когда питчер подает мяч, находящийся вне зоны поражения, такая подача не отбивается битой. Когда ситуация повторяется 4 раза, защищающийся может передвинуться на первую базу.
Бэттер — занимает нападающую сторону, можно отличить от других игроков по бите, располагается на поле с удобной стороны “дома”, напротив защитника.
Граунд-аут — ситуация в игре, когда бегущий бэттер уходит в аут, при положении защитников, успевших доставить мяч до базы, перед тем как он успел до нее добежать.
Грэнд Слэм — когда бегуны занимают все 4 базы, за одну подачу команда может набрать 4 очка, второе название “большой удар”.
Дабл  — ситуация, когда при одном ударе бэттер добегает на вторую базу.
Дабл плей — при разыгрывании мяча защитники дважды заработали аут.
Иннинг — игровой отрезок в бейсболе, минимум их 9, после каждого команды меняются приоритетом атаки или нападения.
Инсайд-Парк Хоум-Ран — подача, при которой атакующий успел обежать все базы и вернуться в дом.
Кетчер ((англ. catcher) — располагается сзади “дома”, принимает мяч, который подает питчер.
Осаливание — если защитник коснулся игрока в нападении, он считается осаленным и выбывает в аут, аналогичная ситуация происходит при осаливании базы.
Питчер  — подает в защите.
Ран —очко в бейсболе, которое получает команда, играющая в атаке.
Раннер — игрок атаки без биты на базе.
Сингл — атакующая подача, в процессе которой нападающий игрок с битой (бэттер) добрался до первой базы.
Страйк — команда судьи, означающая ошибку, при которой игрок с битой не отбивает мяч, дотронувшийся до биты, но его ловит игрок с перчаткой (кэтчер).
Тайм  — остановка игры судьей.
Это только часть используемой лексики в бейсболе, но владея ею, можно легко разобраться с основами и правилами игры, понять о чём говорят комментаторы и болельщики увлекательного вида спорта.

Правила игры бейсбол четко описывают, какой должна быть площадка.  Поле представляет квадрат размерами около 1 гектара. Если провести лучи на площадке, они будут находиться под прямым углом, деля поле на внешний и внутренний секторы. Главным будет внутренний квадрат, имеющий строгую длину сторон — 27, 45 м, по углам располагаются базы — один из главных элементов игры. Поверхность игрового поля, за исключением коридоров между базами, покрывается травой. Покрытие должно быть ровным, без участков естественных подъемов или спусков. В центре внутреннего квадрата располагается искусственная возвышенность высотой 45 см. На вершине — площадка из белой резины, место питчера.

Следующий важный элемент площадки для бейсбола — место кетчера, или домашняя база. Она считается главной, первой базой, остальные нумеруются против часовой стрелки. Делается она в форме пятиугольника, чтобы широкий край был обращен к питчеру, а клиновидный — к дорожке. Расстояние между площадками для питчера и кетчера должно составлять 18, 4 м.

От клиновидной части базы начинается территория свободная от травяного настила. Это дорожки, обозначенные белой линией из измельченного мела. Они проходят вдоль всех 4 баз. Вся территория внутри коридоров, игровая или «инфилд». Внешняя часть, которая доходит до забора — «аутфилд».

Помимо строгих размеров поля, требования предъявляются к инвентарю, необходимому для ухода за ним:

наличие хороших дренажных систем;
ирригационные системы, должны осуществлять полив не только газона, но и грунтовых дорожек;
разработанную программу ухода за грунтом и травой;
необходимое для игры оборудование (резиновые площадки, базы);
забор с сеткой, чтобы трибуны и зрителей не задел случайный мяч.
По сравнению со многими видами спорта, поле для бейсбола не очень большое, требует минимум оборудования и инвентаря. Главная задача — обеспечить должный уход газону и дорожкам.

...

В начале всякого состязания стоит игра, то есть договоренность о том, чтобы в границах места и времени, по определенным правилам, в определенной форме совершить нечто такое, что приносит разрешение некоего напряжения и находится при этом вне обычного течения жизни. Чт; должно быть совершено и чт; станет выигрышем – вопрос, который в игровой задаче вырисовывается как вторичный.

Необыкновенным сходством отмечены во всех культурах обычаи состязания и значение, которое им придают. Это почти совершенное формальное сходство уже само по себе доказывает, как сильно вся игровая, агональная деятельность связана с глубинной основой душевной жизни человека и жизни общества.

Быть может, еще яснее, чем в областях права или войны, которые были рассмотрены выше, подобие форм архаической культуры сказывается в состязаниях в знании и мудрости. Для раннего человека что-то мочь или сметь означает власть, а что-то знать – волшебную власть. По сути, для него всякое определенное сведение священно, это есть тайное и колдовское знание. Ибо для него, собственно, всякое отдельное знание находится в прямой связи со всем миропорядком. Упорядоченный ход вещей, установленный и определенный богами, сохраняемый и поддерживаемый отправлением культа для сохранения жизни и на благо человека, этот ;tam, если назвать его древнеиндийским словом, ничем иным не оберегается столь надежно, как знанием человека о священных вещах и их тайных именах, знанием о происхождении мира.

Участвующие в священных празднествах состязаются в этом знании, ибо в выговариваемом слове оживает воздействие на миропорядок. Состязания в сакральном знании укоренены в самых глубинах культа и являются его существенной составной частью. Вопросы, которые жрецы по очереди или по вызову задают друг другу во время жертвоприношения, суть в полном смысле слова загадки, по форме и направленности совершенно подобные загадкам, которые задают при совместной игре.

Функция такого сакрального противоборства в загадывании загадок нигде не проявляется так отчетливо, как в ведической традиции.
...
В различных песнях Ригведы прямо запечатлены подобные состязания.
...
Очень долго в этих песнях преобладает характер ритуальных загадок, тогда как отгадка опирается на знание ритуала и его символики. В форме загадок, однако, непосредственно зарождается самое глубокомысленное мудрствование относительно основ сущего. Грандиозный гимн X, 129, не без основания был назван Паулем Дойссеном «вещью, возможно наиболее достойной восхищения из всего дошедшего до нас с древнейших времен».
...
В некоторых гимнах Атхарваведы, как, например, в гимнах X, 7 и 8, целые вереницы таких вопросов-загадок собраны вместе, они как бы свободно нанизываются одна на другую и приводятся к одному знаменателю, независимо от того, сопровождаются они ответами или нет.
...
Вопросы-загадки ведических гимнов прямо ведут нас к наиболее глубоким суждениям Упанишад. Здесь, однако, мы не ставим себе задачу более подробно вникнуть в философское содержание священных загадок – но лишь поближе рассмотреть их игровой характер и как можно отчетливее продемонстрировать их значение в истории культуры.
...
Как постоянный мотив встречается состязание в вопросах, где ставкой является жизнь, в сказаниях "Эдды".
...
Ответ на вопрос загадки не может быть найден путем размышлений или логических рассуждений. Этот ответ есть некое разрешение, внезапно открывшаяся возможность разорвать узы, которые наложил на вас тот, кто задал вопрос. Отсюда и то, что правильное решение тотчас же лишает силы спрашивающего. В принципе, на каждый вопрос есть только один ответ. Он может быть найден, если известны правила игры. Правила игры по виду могут быть грамматическими, поэтическими или же ритуальными. Нужно знать язык загадок, нужно знать, какая именно категория явлений обозначается символами колеса, птицы, коровы. Если возможен иной ответ, соответствующий правилам и при этом такой, о каком спрашивающий и не подозревал, – горе ему. С другой стороны, одна и та же вещь может быть представлена или выражена столь многими способами, что ее легко скрыть под покровом бесчисленного количества самых разнообразных вопросов-загадок. Часто решение загадки заключается в знании определенного священного или тайного имени вещей, как, например, в уже упоминавшихся "Речах Вафтруднира".
...
У греков придумывание апорий, то есть вопросов, на которые нельзя дать окончательного ответа, как игра было одним из излюбленных совместных занятий. Апории могут рассматриваться как ослабленная форма смертельной загадки. Роковой вопрос Сфинкса проступает словно бы все ещё сквозь игру: ставкой в принципе продолжает быть жизнь. Красноречивый пример того, каким образом позднейшая традиция претворяет мотив роковой загадки, так что сакральная основа её дает о себе знать со всей очевидностью, может поведать нам история о встрече Александра Великого с индийскими гимнософистами. Овладев одним городом, который оказывал ему сопротивление, Александр велит привести к себе десятерых мудрецов, давших совет воевать против него. Он будет задавать им неразрешимые вопросы. Кто ответит хуже всех, первым простится с жизнью. Один из них будет в этом судьею. Если он будет судить хорошо, то спасет себе жизнь. Вопросы большей частью носят характер космологических дилемм, игровых вариантов священных загадок ведических гимнов. Кого больше: живых или мертвых? Что больше: земля или море? Что было раньше всего: день или ночь? Ответы на вопросы содержат больше логических уловок, чем мистической мудрости. Когда же наконец один из мудрецов на вопрос, кто же дал наихудший ответ, молвит: один был хуже другого, – то тем самым весь план обесценивается: никто не может быть предан смерти.
...
Среди множества сложных образований, в которых загадка обретает литературную форму, будь то для забавы или для назидания, есть некоторые, заслуживающие особого внимания, поскольку они с чрезвычайной ясностью являют нашему взору связь между игровым и сакральным. Прежде всего это беседа в форме вопросов и ответов религиозного или философского содержания. Она присутствует в самых разных культурах. Её тема, как правило, – мудрец, которого вопрошают один или несколько других мудрецов. Заратустра предстаёт таким образом пред шестьюдесятью мудрецами царя Виштаспы.
...
Здраво рассуждая, религиозный диспут времен Реформации, такой, скажем, как между Лютером и Цвингли в Марбурге в 1529 г. или между Теодором дё Безом и его коллегами с католическими прелатами в Пуасси в 1561 г., прямо продолжает старый, священный обычай.
...
В одном из фрагментов Эмпедокла говорится – по поводу могучей борьбы стихий – об исполнении времен, которое к этим первоначалам обоюдно «влечется обширною клятвой». Полностью постичь смысл этого мистико-мифического образа, видимо, невозможно. Тем не менее ясно, что мысль мудреца-провидца находится здесь в той сфере правового состязания-как-игры, в которой мы уже научились видеть важную основу первозданной культурной и духовной жизни.

Homo ludens. Человек играющий
Йохан Хёйзинга

В МОК предложили изменить Олимпийскую хартию ради переизбрания Баха на третий срок.

Предложение выдвинул Мустафа Берраф из Алжира на 141-й сессии Международного олимпийского комитета, которая проходит в Мумбаи. Его поддержали Луис Мехья Овьедо из Доминиканской Республики и Айша Гарад Али из Джибути.

Томасу Баху 69 лет, он возглавляет МОК с 2013 года. В 2021-м Баха переизбрали на четырёхлетний срок, который, согласно действующей Олимпийской хартии, должен стать для него последним.

Вице;президент МОК Джон Коутс из Австралии, являющийся главой юридической комиссии, сообщил делегатам, что письменное предложение о внесении изменений в хартию должно быть представлено за 30 дней до сессии.

«Прежде всего, хочу сказать большое спасибо за ваши добрые слова поддержки, потому что, я думаю, эти слова поддержки адресованы не только мне, они адресованы всем нам.

Вы знаете, что я очень предан Олимпийской хартии. То, что я являюсь основным автором Олимпийской хартии, заставляет меня быть более лояльным к ней.

Вы слышали разъяснения председателя нашей юридической комиссии по этому поводу. Еще раз большое спасибо, я очень тронут вашей поддержкой и дружбой», – сказал Бах в ходе сессии.

Источник — Inside the Games

Sports.ru


Рецензии