Глава 3. Падший ангел
В откровении - притче пророку на царя Вавилонского Господь Бог открывает уже помыслы его: «Ты же сказал уже в уме твоем: взойду на небо, выше звезд небесных поставлю престол мой и сяду на горе; в сонме богов, на краю севера; взойду выше облаков, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13–14). За это беззаконие, говорит Господь: «Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иезек.28:17). И исполнил Господь Бог, как было обещано намерение Свое: «Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иезек.28:16). И дальше об этом говорит пророк: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12).
Как же могло произойти такое страшное нравственное падение со столь совершенным и добрым Его творением? Зло изменило его сущность. Но ведь зло лишено своей собственной природы потому что его нет в замысле Божием. Господь зла не сотворил, ибо оно противно Его благости. Зло заключается в отклонении свободного существа от замысла о нем Творца. Будучи сотворен добрым Светоносцем без следа порочности он от собственного произволения стал ненавистником Бога и противником Его, по-еврейски «сатаной» (Мк.1:13), по-гречески «диаволом» (Мф.25:41), клеветником лукавым (Мф.13:19), лжецом и отцом лжи (Ин.8:44), драконом (Откр.20:2).
Но как же произошло это произвольное отклонение у Светоносца так премного облагодетельствованного Творцом, и было ли оно изначально осознанным? Может быть, путь в ад оказался вымощен благими намерениями? По этому вопросу Е. Тихомиров: «Чего могло недоставать к совершенству его, к упрочению за ним всего совершенства на всю вечность, кроме благодарного повиновения и любви к своему преблагому Создателю? Но сего-то именно и недостало! Как и почему недостало? Это - тайна для нас неисследимая» (Загробная жизнь или последняя участь человека, гл.2, с.9). Мы все-таки попробуем ответить на этот вопрос и для этого снова вернемся к человеку. Но прежде отвлеченно рассмотрим источник этой проблемы.
Бог абсолютно свободный единственный Кто не имеет Своего предназначения полностью вольно сотворил Своей премудростью все невидимое и видимое: «вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея» (Пс.103:24). В отличие от Творца вся тварь имеет свое предназначение и целесообразна по Его промыслу о ней. Именно поэтому всякое творение обязательно имеет о себе Его заповеди - указания для соблюдения им этой целесообразности и исполнения своего предназначения. Для несамостоятельных уготованных к попечению о них неодушевленных и одушевленных бессловесных тварей все указания о них даны Творцом их попечителю человеку. Самостоятельным же словесным ангелам и человеку указания о них даны Творцом им самим. Ангелам - в виде их устремлений, человеку - в виде его совести и устных заповедей.
В бессмертных мирах для любящих Бога тварей было достаточно одного Его волеизъявления. Поэтому указания содержали только: что и как надо делать, и совсем не объясняли почему (по заповеди Божией человеку о древе познания все пояснения будут даны ниже). Этого и не требовалось, Его воля предполагала не обсуждение, но безусловное послушное исполнение ее. Первые указания были даны сотворенным бессмертным ангелам (смерти еще не было в их мире). Но всякое нарушение указаний неизбежно привело бы к повреждению творения, утрате его целесообразности и началу ужасных действий противоположных его предназначению, а значит непредсказуемым страшным последствиям. Выяснив это, теперь вернемся вновь к человеку.
Свидетельство о публикации №223101401026