Глава 4. Человек выше ангела

Святитель Иоанн Златоуст категорично заявляет, что только человек создан по образу Творца, потому что только человек способен творить. В ангелах нет образа Творца, поэтому ангелы не имеют дара творчества. «Не ангельское дело творить, ангельское дело - предстоять». Святитель Григорий Палама говорит: «Человек выше ангела потому, что у человека есть тело». И поясняет: «Человек сложен: у нас есть душа и тело. И это означает, что душа должна владеть нашим телом. Но, чтобы душа могла подчинять себе тело, для этого у души должна быть особая способность властвовать - способность повелевать. Ангелам нечем повелевать, и поэтому ангелы только слушаются. Служение ангелов только в послушании. А человек сложен, и поэтому нашей душе даётся способность властвовать, способность творчески менять ту ситуацию, в которой мы оказались».

Дальше святитель Григорий поясняет эту мысль - «только потому, что у нас есть тело, и возможен мир культуры, возделывания полей, и т.д.». Апостол Павел говорит, что: «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную», но человеку которого «… славою и честью увенчал … и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему» (Евр.2:5-8). Что же до стиха «Не много Ты унизил его пред Ангелами (Евр.2:7), который часто приводят как аргумент в пользу превосходства ангелов, то его смысл, как считает епископ Кассиан (Безобразов), не правильно передан в синодальном переводе. Более правильно было бы «не много» перевести как «на немного», т.е. «на короткое время Ты унизил его пред ангелами» (еп. Кассиан (Безобразов), Христос и первое христианское поколение, с.341).

Кстати, то же самое следует сказать о стихе посвященному Самому Иисусу «Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2:9). К тому же в Псалтири читаем: «Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс.8:6). Здесь «малым чим» вообще означает – практически ничем. Иными словами, человек изначально совершеннее ангелов, но на некоторое время умален. Людей сотворивший их Бог благословил и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Ангелов и архангелов Бог сотворил сразу всех одновременно, а их так много, что они превосходят всякое число. (Св. Иоанн Златоуст). Попробуем сравнительно посмотреть на дары Творца человеку и ангелу, соответствующие Его промыслу о них.

Человек - соработник Божий. Он состоит из единства души и тела (изначально бесконечных и бессмертных), наделен даром плодиться и размножаться. Главным и определяющим в нем является душа, сотворенная по образу Божию и наделенная: любовью, разумом, словесностью, памятью, свободной волей, чувствами сердца, способностью управлять телом и им творить, и совестью, как главным внутренним мерилом угождения Богу человеком во всех делах и помыслах его.

Ангелы – бестелесные служебные духи, наделенные любовью, разумом, словесностью, эмоциональным чувством и свободной волей. В ангелах нет образа Творца. Они не имеют дара творчества и размножения. Ангелам нечем повелевать. Служение ангелов только в послушании. Ангелам по их природе свойственна непрестанная устремленность к Богу, ибо они сотворены для познания Творца и служения Ему. В этом заключается их предназначение и блаженство – то состояние высшего счастья, которое не прерывается и развивается вечно, по мере постижения бесконечного Бога. Ангелы стремятся к Богу не по принуждению, а по свойству своей природы, и совершается это свободно.

Итак, ангелы не имеют способности творить. Соответственно они не наделены совестью - главным внутренним мерилом по Богу всех помыслов и дел своих, ибо дел они творить не могут, а помыслы их только в постижении бесконечного Бога и служении Ему. Как же могло произойти «нравственное» падение Денницы? Исходя из вышеизложенного, приходится признать, что нравственным падением оно являлось только для Бога и человека, так как ангелы не имеют дара к подобной оценке. И Денница не счел его падением. Премного облагодетельствованный и одаренный Творцом он совершен был во всех путях своих со дня сотворения своего, доколе не нашлось в нем беззакония. (Иезек.28:12-15). Изначально не умышляемое беззаконие могло возникнуть у Денницы только в процессе служения. Тогда, когда от великого усердия, великая ревность к служению Творцу неосознанно превратилась в великую ревность к Самому Творцу. Именно так и в человеке ревность от усердия к праведности может в нем самом погубить праведность! Здесь и произошло нарушение Денницей указаний Бога данных ангелам.

Переход в служебном рвении этой тонкой грани тварным исполнителем, более других возвеличенным Самим Творцом в служебном его достоинстве, не был им осознан (по отсутствию совести ненадобной служебным духам). И возникшая тогда страсть гордыни в его до этого свободной воле породила соблазн. Осознавая свой ум и светоносность, и не сознавая тварной ограниченности, Денница по этой возникшей страсти устремился к еще большей власти и силе, чем получил от Бога. Тогда он возжелал стать во главе не только части ангелов, но всего ангельского мира, стать, наконец, равным Богу. По той же тварной ограниченности не ведая, что творит, ангел Денница пожелал по своей воле (уже несвободной от возникшей страсти) отказаться от Бога и Его промысла о себе. Изначально созданный, по промыслу Божьему, добрым бесконечным и бессмертным Светоносцем он, отвергнув Бога по возникшей страсти, согрешил: «внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил» (Иезек.28:16).

Так служебный дух превратился в полную противоположность первоначальному замыслу Творца о нем. Как прямое следствие отклонения уже несвободного существа от замысла о нем Творца, в нем возникло зло полностью изменившее его сущность. Изначально сотворенный ангелом с одной лишь бесстрастной направленностью к блаженству - высшему счастью от служения и непрестанной устремленности к Богу, Денница превратился в дьявола - всепоглощающую и целиком поглотившую его страсть. Страсть, исполненную всякой неправды, в которой уже ничего не осталось от Бога. Выбрав свой путь бытия, и по своей воле отвергнув Бога, Денница отпадает от Любви, Блага, Красоты и впадает в прямо противоположное - ненависть, зло, безобразие. Новые, изначально совсем неведомые ему чувства, стали всепоглощающими руководителями его ума и воли. Не имея внутреннего мерила угождения Богу (совести), падший ангел не испытывает никаких сожалений сомнений в происшедшем с ним превращении. Теперь в нем есть только новая всепоглощающая и всеобъемлющая страсть.

Бог есть Жизнь и Источник жизни всего сущего и всякое движение в противоположном от Него направлении неизбежно ведет к смерти. Об этом Священномученик Ириней Лионский так и говорит: «Отделение от Бога есть смерть». В отличие от человека в ангелах нет образа Творца неподвластного смерти. Образа, который может быть потеснен смертью, но не может быть уничтожен. Отвержение Бога, Его Премудрости и промысла о себе, изгнало полностью жизнь из Денницы, превратило добрый дух в злой дух. Ревность и ненависть ко всему, безобразие, злоба и все иные всепоглощающие страсти, явившиеся в нем стали свидетельством смерти, свидетельством состояния саморазрушения твари лишившейся жизни - Бога и переставшей быть Его.

Из когда-то самого преданного слуги своему Творцу он превратился в самого преданного слугу самому себе. Дьявол стал центром самоугождения, стал антиподом любви, стал сам объектом поклонения самому себе. Став духом злобы и ненависти ко всему, состоянием всех смертоносных страстей дьявол стал бесконечным, первым вместилищем и злорадствующим носителем смерти, ее домом и хозяином. Значит ли это, что дьявол стал творцом смерти? Нет! Ни бывший ангелом, ни ставший дьяволом, Денница никогда  не был и не стал творцом.

Очень важно понимать, что смерть не является сотворенным существом. Как и зло, смерть лишена собственной природы, потому что ее нет в замысле Божием. Авва Дорофей говорит, что зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Смерть, как и жизнь, есть явление духовное! Смерть возникла в мире бестелесных духов и первые погибшие ею были отпавший от Бога дух и ангелы его. Поэтому, пришедшая только потом в телесный мир смерть к телу имеет лишь косвенное отношение. Имеет ровно настолько, насколько душа сама пораженная страстями смерти насилует и губит собственное свое тело.

Смерть это не есть тварь, а есть состояние одушевленной твари! Состояние противления твари Творцу и Его промыслу о ней, состояние изменяющее природу твари, изгоняющее из нее жизнь и ведущее к ее внутреннему саморазрушению и гибели. В свою очередь тварь, имеющую такое состояние можно называть живущей лишь настолько насколько в ней сохранилась сама жизнь, то есть Бог. Итак, смерть не есть тварь, а есть только состояние твари. Поэтому у смерти, как и у зла, нет своей воли. Но, зато воля смерти или воля к смерти, по возникшим страстям, появилась у твари, изначально имевшей только одну волю жизни или волю к жизни, но потом захваченной смертью и потому обретшей наряду с первой и эту вторую волю. Соответственно, лишь одна единственная и абсолютная воля смерти осталась только у той твари, которая изначально не имела в себе бессмертного образа Творца и поэтому была захвачена и преисполнена смертью целиком. Преисполнена так, что в ней уже ничего не осталось от жизни (от Бога), но есть только пожирающее пламя страстей, в которых лишь ненависть и презрение к жизни (к Богу) и страх перед жизнью (Богом).

К сожалению уже давно, по причинам, которые будут рассмотрены ниже, слово «жить» стало употребляться бездумно и легко в значении слова «существовать». Поэтому договориться до полного абсурда стало очень даже просто, например - до «живущего» дьявола. На самом же деле эти понятия: «жить» и «существовать» отнюдь не являются синонимами. Более того, их смысловое пересечение только одностороннее. Самое главное это жизнь и смерть. Они есть противоположные духовные состояния одушевленной твари, и оба они существуют. Существование это только различные вещественные и невещественные формы и способы их проявления или явления ими себя. Поэтому, смерть никак не может жить, но может существовать. Итак, существует жизнь и существует смерть. Это есть два противоположных, непримиримых существования. О дьяволе же можно говорить, что существует совершенно погибшая смертью тварь, ставшая абсолютным сосредоточением смерти, существует мертвый дьявол.

Именно это состояние смерти, противоположно изменившее изначальную природу возникло в бывшем Светоносце. Гордость и себялюбие навсегда уничтожили в нем смирение и любовь. Но гордость всегда есть причина зависти, говорит блаженный Августин, ибо «от гордости каждый бывает завистлив». И тогда если «гордость есть любовь к собственному превосходству», то «зависть – отвращение к чужому благополучию» (Августин блаж., О Книге Бытия, кн.10, гл.14.). С утратой жизни, эти пагубные зависть и отвращение, возникшие у Денницы к Тому, Кто прежде дал ему эту жизнь, превратились уже в страх и ненависть к Нему и творениям Его. Более же всех это коснулось последним сотворенного человека. Как известно первая попытка дьявола открыто себя противопоставить Богу закончилась его поражением: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

Но страстные мечты о власти над миром уже не могли оставить дьявола. Не имея возможности, открыто воевать против Бога дьявол начал скрытую войну с Ним в Его творениях. Поэтому не случайно выбор дьявола пал на человека. И не только по ревности, зависти и ненависти к нему из-за многих даров, данных ему Богом. Главным было то, что человек был единственным творением, созданным по Образу и подобию Божьему, имел в себе Его образ и Его бесценный дар творить, которых не было у дьявола. Потому и повелел Бог, чтобы служили пребывающему на земле человеку высшие силы по причине достоинства Образа, которым был облечен человек. (Святитель Иоанн Златоуст; Мудрость духовная: святые отцы об ангелах). Борьба за власть над человеком была войной против Бога в человеке. Той самой новой скрытой войной дьявола против Бога и устроения мира Его, ибо весь этот мир был отдан во владение человека. И власть над человеком станет властью творить им свою волю над всем земным миром!


Рецензии