Глава 5. Что же есть жизнь?
Понятие истины, существовавшее в античной культуре, было формально-логическим. Повсеместное презрение к справедливости и лицемерие делало истину незаслуживающей серьезного отношения. Только понимая и принимая слова Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), можно понять Его ответ Пилату. Вообще всякое понятие и выражение, взятое и рассматриваемое вне Бога, сразу утрачивает свой истинный правильный смысл, ибо произвольно трактуется и домысливается человеком. И домысел неизбежно извращает изначальный смысл. Так бытующее в нехристианском обиходе выражение: «истина всегда между» произвольно стало означать примирение различных спорных мнений. И только слова Господа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20), полностью разъясняют верный и правильный изначальный смысл этого выражения. Нет никакого примирения различных спорных мнений, а есть только смиренное исповедание слова Истины! Он Истина между не всеми и всегда, а только между посреди всех собравшихся во имя Его! Поэтому, - не что, а Кто есть истина! Только в такой постановке вопрос имеет действительный самый главный смысл непонятый Пилатом.
Точно так же следует ставить вопрос о жизни. Жизнь – это не что, а Кто! Бог Сам есть Жизнь, вечная и несотворенная: «Я есмь путь и истина и жизнь». Бог являет Себя человеку во всех Своих творениях и Откровениях Священного Писания и Священного Предания, но открывает Себя человеку в доступных его разуму формах и понятиях. Не погружаясь в этот сложнейший вопрос познаваемости Бога, Его сущности и имен, отметим только, что всякое благо подаваемое Богом человеку несет в себе Жизнь и Любовь. Изначально так вошел Бог в создаваемый Его Премудростью мир и так пребывает в нем. Во всем сотворенном Им мире заболевшем смертью, Он есть единственный вечный бессмертный Жизнь и Любовь. Вечный, ибо несотворенный и всегда сущий. Бессмертный, ибо бесстрастный. Выше уже показывалось, что именно страсти, возникшие в сотворенном ангеле, явились источником его греха и смерти. Именно страсти, лишившие его любви, извратившие ее в себялюбие, тем лишили ангела жизни (Бога) и превратили его в дьявола.
Бог есть Жизнь сущая в Любви! Иначе Жизнь не существует. Так Он открыл и заповедал Себя людям: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей…. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.15:9;13:34,35). О великой особой значимости любви много говорится в Священном Писании. Описав в Гимне любви ее исключительные свойства (1Кор.13:4-8), апостол Павел там же очень ярко и образно говорит о ее все и вся определяющей главной вечной жизненной значимости: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3).
Поэтому именно любовь выделяет апостол в трех важнейших состояниях души верующего в Господа и уповающего на Него христианина: «вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:12,13). Лишь она одна может спасти человека, ибо только «любовь покрывает все грехи» (Притч.10:12). Бог как истинная полностью самодостаточная Жизнь сущая в Любви никогда не обращен на Себя, но всегда обращен на Свои творения и более их всех на человека. Именно ему изначально созданному по Образу и Подобию Божьему и надлежало вечно жить в любви, обращенной к Богу и сотворенному Им порученному человеку миру. Но человек сам пал грехом и заболел смертью. Себялюбие, возникшее в нем по страстям, противостало любви и потеснило ее, а следом грехом возникшая смерть потеснила жизнь в человеке. Себялюбие и смерть, любовь и жизнь.
Сама суть спасения жизни от смерти и победе жизни над смертью в человеке состоит в победе любви над себялюбием. Об этой жизненно важной разнице отношения к людям по любви и себялюбию говорит Господь в притче о добром пастыре. Называя себялюбивых пастырей евреев наемниками, к которым можно отнести всех начальников народа, Господь говорит: Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники. Поскольку наемник радеет только о своей выгоде, он не пастырь и ему овцы не свои. Наемник вор, который приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Когда же наемник видит приходящего волка (реальную опасность) для овец, тогда он оставляет овец и бежит, потому что наемник, и не радеет об овцах и волк расхищает овец, и разгоняет их. Эти пастыри уже давно стали такими.
Еще за шестьсот лет до выхода Господа на служение пророк говорит: «это псы, бесстыдные душой, не знающие сытости и лукавые; это пастыри бессмысленные: все идут своей дорогой, каждый уклонился в свою корысть от первого до последнего» (Ис.56:11). Что же тогда говорить о людях, которые по слову Господа: «Овцы погибшие были люди Мои; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыв ложе свое. Все находившие их, пожирали их, и притеснители их говорили: не пощадим их, ибо согрешили они пред Господом» (Иер.50:6,7). Да, дьявол и Бог приходят каждый за своим. Господь - Жизнь сущая в Любви, Сам есть полная противоположность наемникам, которые в сути своей были смертью сущей в себялюбии. И Он говорит: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овец. И знаю Моих, и Мои знают Меня так же как знает Меня Отец и Я знаю Отца и душу Мою полагаю за овец. Добровольность полагания души и бескорыстная жертвенность Его любви к спасаемым людям видна из слов Господа: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам полагаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».
И здесь очень важные для нашего понимания слова: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин.10:8-18). Тут необходимо заметить, что в приведенной притче Господней о добром пастыре, имеется неточность синодального перевода, существенно влияющая на понимание смысла текста. Сравним: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Вот церковнославянский перевод: «азъ прiидохъ, да животъ имутъ и лишше имутъ. Азъ есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою; полагаетъ за овцы» (Ин.10:10,11). В синодальном переводе «животъ» и «душа» переведены одинаково как «жизнь». Но душа и жизнь это далеко и совсем не то же самое! Более того, только изначально сотворенные Богом души животных и человека были «души живые». Рассмотрим это подробнее.
Бог Жизнь сущая в Любви есть единственный источник жизни и любви всего сущего. Как любовь дает жизнь, так жизнь черпает себя в любви. По Его промыслу и благословению, Премудростью Его произвели вода и земля «душу живую» (Быт.1:20,24), и сотворились рыбы, пресмыкающиеся, птицы, скоты, гады и звери земные, все по родам их. Последним, по образу и подобию Своему, сотворил Бог человека из праха земного, и «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Эта исходящая от Источника «жизнь в любви» есть изначальная благодать Его сотворенному одушевленному миру. По Божьему промыслу о творениях, на бессловесных животных согласно их роду она почила благословением жизни, а в человеке согласно его природе соработника Божия, еще и дыханием жизни. Об этом говорит пророк Давид: «положшаго душу мою в живот» (Пс.65:9).
Кстати в этом случае и в синодальном переводе нет погрешности: «Даровал Он жизнь душе моей». Поэтому и сказано, что «В Его руке душа всего живущего и дух всякого человека». И на церковнославянском: «Не въ руце ли его душа всехъ живущихъ и духъ всякаго человека?» (Иов,12:10). Изначальный созданный Премудростью Божией мир не знал смерти. И только уже потом, через грех совершенный человеком, смерть вошла в его душу и тело, а уже через него в души и тела всех порученных ему и подвластных ему животных (подробнее об этом в разделе, Смерть пришла в мир). Пока же только отметим, что души заболевших смертью человека и животных тогда уже перестали быть только «душами живыми», и в них стали пребывать жизнь и смерть. Страсти, по которым произошли первородный и потом уже всякие другие грехи, по наследству стали передаваться родителями детям внося в наследуемые ими души и тела свои непредсказуемые изменения и задатки. Поэтому многие врожденные особенности, неожиданные наклонности «тяжелого характера» проявившиеся в процессе роста детей прямо являлись следствием действия унаследованных ими страстей. Но все дальнейшее изменение «количества» жизни и смерти в человеке зависело уже только от него самого, от выбора им пути своего земного бытия.
О не тождественности души и жизни утверждал и Серафим Саровский. Толкование Библии: «вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной» (С. Саровский по кн., Быт.2:7) как то, что в Адаме до этого не было души, а была лишь плоть одна, созданная из персти земной, он называл не верным! Он утверждал, что Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. И если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его этого дыхания жизни, то Адам был бы неимущим внутри себя Духа Святаго, возводящего его в Богоподобное достоинство. Он был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу, но Духа Святаго внутри себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и стал «Адам бысть в душу живу» (1Кор.15:45), т.е. совершенно во всем Богу подобную. Так же Господь наш Иисус Христос, по Воскресении Своем, дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамовскую благодать Всесвятаго Духа Божьяго. (О цели христианской жизни, Из беседы преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым).
Из этих приведенных рассуждений видно, что сам преподобный Серафим Саровский совершенно определенно разделяет душу - как часть никак неотрывную от животного творения и жизнь - как особую благодать Святого Духа животным и человеку сообразно их природе. В человеке жизнь может сохраняться, уменьшаться, и возобновляться милостью Божией, меняя тем самым само состояние всего человека, которое в его отношении к Господу - Источнику жизни зависит только от него самого. Таким образом, жизнь это благодатное духовное состояние человека, исполняющее устроение его души по Божьему промыслу о нем. Жизнь, как и смерть не есть тварь, а есть только состояние одушевленной твари! Жизнь - как благодатное устроение души человека Творцом предназначенное по промыслу Жизнодателя только для всякого и вечного блага человеку и порученному его попечению животному миру. И смерть - как погибельное устроение души, приобретенное самим человеком вследствие захвативших его страстей, противостоящее промыслу Творца о всяком Его творении греховными помыслами и деяниями. Несущее всякое зло, разрушение и вечную погибель самому человеку и порученному его попечению животному миру.
Причина существования этих противоположных устроений души человека всегда есть только одна - это царствующий или не царствующий в ней Бог! Поэтому, в своем исходном и главном состоянии, Жизнь и смерть это есть - «Кто» и «что». Жизнь и смерть в человеке прямо никак не зависят от его животного существования. То есть, кончина человека, являющаяся неизбежным завершением всякого животного существования, никак не влияет на устроение его души, на саму сущность человека. Выше отмечалось, что сущность человека и есть в устроении его души. Физически здоровый с нормально функционирующим организмом человек уже может быть, в сущности, мертвецом! И, напротив, скончавшийся завершивший свой земной путь человек может остаться, в сущности, живым способным к жизни дальнейшей и бесконечной с Господом. Другими словами, в зависимости от «количества» жизни и смерти в каждом отдельном человеке, о нем следует говорить как «в сущности, живом» или «в сущности, мертвом», ибо душа есть форма сущности человека (подробнее об этом в разделе, Возвращение в Рай).
Таким образом, животное существование человека в единстве его души и тела, которое есть – «что», никак нельзя путать с самой жизнью в человеке, которая есть – «Кто»! И если кончина является неизбежным завершением всякого животного существования, то сами жизнь и смерть есть бесконечные устроения бесконечной души человека и зависят только от него самого, от избранного им пути земного бытия. Кстати подтверждением слов Серафима Саровского о не тождественности души и жизни, и едином сотворении Богом животного существа с душой и телом, и отдельно вдунутом потом «в лице его дыхания жизни» служит следующее. Прекращение бытия и разлучение души от тела любого животного существа происходит всегда болезненно, ибо нарушает их изначально сотворенное единство. Но вот утрата жизни и умирание в теле пребывающего человека от его страстей и грехов проходить может постепенно и опасно незаметно для него. Все потому, что жизнь это не сама душа, а только ее изначальное благодатное устроение! Выше было сказано, что это единственно возможное для Бога устроение одушевленного мира предполагало свое сохранение соблюдением Его заповедей о себе. Его благословением были живы души животных, Его дыханием жизни человек обрел в себе Святого Духа, возводящего его в Богоподобное достоинство. Но все это было даром Его любви к сотворенному одушевленному миру. И этот Его дар - жизнь мог быть утрачен одушевленным миром вместе с любовью.
Свидетельство о публикации №223101401063