Глава 7. Грехопадение человека

Из всех творений Божиих по Его промыслу о них только ангелы и люди были наделены способностью самостоятельно решать следовать им своей природе или нет. И поскольку ангельский мир уже освободился от дьявола и ангелов – слуг его, то для обольщения оставался только свободный человек. Добиться от него добровольного т.е. по своей воле отклонения от замысла о нем Творца стало главной задачей дьявола. Выше уже говорилось что тогда, предназначенный по своему образу жить в полном доверии и любви к Богу, человек свободно (не имея никаких сомнений) принимал Его волю как свою и поступал по ней. Заложенная в свободном человеке способность к греху (своеволие) не допускалась им хранением своей свободы, исполнением всех предупредительных заповедей, доверием и любовью к Богу. Лишить защиты человека этих – послушания, доверия и любви к Богу стало планом дьявола. Но, как это сделать с человеком, так доверяющим Богу и так любящим Его? Только обманув человека!

Об этой дьявольской способности авва Дорофей пишет так: Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он…, и не говорит ему: иди, сотвори … ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас … одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам (Душеполезные поучения). Для обольщения безгрешного никак не опытного  человека дьявол придумал использовать способность, заложенную в одном даре человека против способности, заложенной в другом. Как в свободном человеке заложена способность к греху, так и в даре творить заложена тяга к знанию. В своих целях дьявол решил задействовать змея. Как был обманут змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3:1), об этом Священное Писание ничего не говорит. Но уже с его помощью исполняет дьявол план использовать одну способность человека, чтобы пробудить другую и тем лишить его защиты – послушания, доверия и любви к Богу.

Соблазнение вожделением к знанию должно было обмануть человека привести его к непослушанию Богу, нарушению промысла Божьего о нем, а значит греху и власти смерти. Бог заранее предупреждал человека: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Но смерти в мире еще не было (она была только у дьявола) и человек не мог знать что это значит «умереть смертью». К тому же соблазнитель змей сказал жене: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4,5). Слово змея было против слова Бога. Почему же совесть не остановила преслушания? Тяга человека к знанию, непонимание смысла запрета и незнание последствий оказались сильнее. И «лукавое слово, воспринятое сначала чрез внешний слух, прошло чрез сердце и объяло все его существо» (Протоиерей Ливерий Воронов, Догматическое богословие, гл.10).

Пока человек не преступил запрета Его он любил Бога и слепо не раздумывая доверял Ему. Доверял Тому Кто наделил его свободной волей и благословил на всецелое обладание, возделывание и владычество над землею и всеми творениями Его. Человек познавал, творил, возделывал и управлял ими. Значит Бог благословил его и на познание? Но тогда почему же Он его запретил? Возникшие по обману соблазнительные мысли уже содержали несознаваемое человеком недоверие к промыслу Божьему, желание проникнуть в него, узнать и понять то, что по духовной своей неготовности человек реально не был способен. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:14-15). Соблазн желания и недоумение затуманили совесть, обманули и усыпили ее…. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт.3:6). «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, … и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». На призыв же Господа Бога Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:7-10).

До грехопадения человек всегда ощущал дыхание Божие в своем сердце, свое единение и нераздельность с Ним, постоянную потребность в Нем с любовью и радостью к Нему. Теперь все изменилось. Человек вдруг ощутил свою отдельность и обособленность от Бога, воспринял Его как стороннюю внешнюю Силу. Приближение Бога вызвало в нем уже не прежние чувства любви и радости, а незнакомые доселе неизвестность, тревогу, потерянность и страх. Но почему? Ведь не изменились ни Бог, ни Его милость к человеку! Зато изменился сам человек. Божий запрет человеку на познание добра и зла, по сути, означал его духовную к этому пока неготовность и потому еще преждевременность. Это было особое познание совершенно отличное от доступного тогда человеку. Живший в Боге человек весь пребывал в добре, познавал и творил одно добро, не сознавая этого. Для осознания им, что это есть именно добро необходимо было познание его противоположности!

Зло как противление воле Божией и промыслу Его уже существовало в дьяволе и падших ангелах - слугах его. Оно пока еще не овладело человеком и, не имея такого воплощения, никак не могло само творить себя на земле. И в этом не было необходимости для познания человеком добра и зла! Необязательно должно было произойти их столкновение в нем самом или вообще в земном мире. Постепенное познание в Боге всего окружающего мира должно было укрепить и подготовить человека к пониманию того, что только Его воля есть источник всякого добра и блага. И напротив, всякое противление Его воле есть источник всякого зла. С Богом и в Боге должно было происходить это познание и осознание человеком преступления совершенного дьяволом. Постижение им природы страстей, греха и смерти должно было произойти без всякого личного опыта! Возможность этого не раз будет потом показана святыми Божьими, которые безусловно веря в Господа и пребывая в Нем, смогут не только сами не поддаться злу, лично не испытать многих страстей и грехов по ним, но удержать и даже отвратить от них разных других людей.

Совершенное человеком по обману и соблазну своевольное действие не только нарушило промысел Божий, но и произошло не в Боге. Познать, что есть истинное добро и зло без Бога и не в Боге просто невозможно! Поэтому, нарушив промысел Божий, человек вместо истинного знания, что есть добро и зло, не сознавая этого, получил дьявольские страсти и по ним извращенное понимание добра и зла. Получил понимание, противоположное и полностью противоречащее его образу Божьему. Этим и объясняются последовавшие за тем чувства и поведение Адама и Евы перед Богом. Не прежнее истинное, а уже новое искаженное страстями восприятие всего окружающего мира и в нем Бога возникло в человеке. Прежде «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2:25). Теперь они увидели уже все иначе. Уже по-другому открылись глаза у них обоих. Уже по-новому осознав себя голыми, сшили Адам и Ева себе опоясания. Услышав голос любимого Бога, они убоялись вдруг и скрылись от Него между деревьями рая. Лукавое и обманное по возникшим страстям видение сразу же подвигло на обманные действия, не сознающего этого человека (подробнее об этом в главе 18. Дороги, которые мы выбираем).

План дьявола сработал. Человек лишился своей защиты -  послушания, доверия и любви к Богу. Но Бог Сам есть Жизнь и Источник жизни всего сущего, и отделение от Бога есть смерть. Впервые неопытный соблазненный человек поступил по новой для себя своей воле, не по любви к Богу, а по угождению себе. Вспомним, что именно дьявол, став полным вместилищем страстей, стал центром самоугождения, превратился в самого преданного слугу самому себе. Было ли это для человека уже необратимо? Нет! Если бы сразу нашлось у человека немедленное и искреннее покаяние Богу, оно могло бы не допустить подошедшую смерть, загладить грех, убить возникшее своеволие и вернуть себя Богу, а Бога себе. Но покаяния не нашлось. Самооправдание перед Богом только утвердило грех. Отпадение человека от живоносной Любви пребывавшей в нем произошло.

Что же получил человек в результате лукавого познания? Он стал другим. Прежде цельный человек, с безмятежной чистой душей исполненной Духа Божия и не знающей сомнений, по воле, безусловно совпадающей с Божьей, легко и свободно полностью управляющей его телом. Исполненный любви, доверия к Богу и пребывавший в Нем человек радостно и свободно жил только по заповедям Его. Всегда пребывавший в Боге, он имел и Бога в себе. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4:16,18). И человек в своей истинной любви, несомненном доверии и безусловном послушании Богу не знал ни страха, ни иных страстных больных состояний и ощущений. Совсем иным стал согрешивший и заболевший смертью человек. С грехом он утратил свое несомненное послушание Богу, а с ним беспечалие и покой. В нем уменьшились жажда Бога и страх Божий, возникло недоверие к Нему. Человек стал несовершенен в любви, доверии и послушании Богу и от этого обрел животный страх, мучения неуверенности во всем, стыд и сомнения в правильности всей своей прежней жизни; «в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18).

Страх, поселившийся в душе человека, с тех пор стал мучительным и постоянным его спутником, потому что: «страх есть лишение твердой надежды» (Лествица,21:3). Именно ее-то больше не стало у человека. Неуверенность уже ни в чем, воображаемые беды, тревожные ожидания неведомых злоключений теперь стали непрерывно преследовать человека, потрясенная душа которого узнала страсти и получила неведомые ранее: страх, стыд, сомнения и недоверие к Богу. Этого и добивался дьявол. И план дьявола сработал. Теперь вечный человек стал, поборем и управляем возникшими в нем дьявольскими страстями и дьяволу оставалось только ждать своей победы. Но после грехопадения Адама и Евы были им речения Божии о земном наказании за преслушание и обещание изменения качества изначального особого тела их.

Всеведущий Бог исполнил Свое обещание, чем разрушил почти удавшийся план дьявола. Он спасительно изменил их особое изначальное бесконечное тело, временно сделав самого человека плотским и конечным: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:16-21). Теперь лишь последнее средство которое оставалось у дьявола чтобы вернуть погибельную бесконечность бытия для уже согрешившего человека, это вновь соблазнить его чтобы он вкусил плод от «древа жизни». В этом спасительном для человека решении Бога было не возмездие, но сострадающая родительская любовь Творца к своему тяжело заболевшему творению. Поэтому, возникшая по Божьей милости кончина человека никак не есть смерть, а есть вынужденное следствие от действия смерти, начавшей владеть людьми после первородного греха. Именно из-за этого Создатель по великому милосердию Своему изменил изначальное особое тело человека на «одежды кожаные». Только для спасения человека от смерти временно сделал его таким плотским и конечным (подробно это будет рассмотрено ниже).

После этого его изменения страх от дальнейшей неизвестности в человеке усилился еще более. «Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее от преслушания» (Лествица,6:3). Нет сомнений, что Иоанн Лествичник употребляет здесь слово смерть в смысле кончины, ибо осознания самой возникшей в нем смерти у человека, конечно же, не было. Немного задержимся на «одеждах кожаных». В литературе есть также понимание этих одежд не как изменения Богом плоти человека, а как натуральных кожаных одежд изготовленных из шкур животных, ритуально принесенных в раю в жертву Богу, в напоминание людям обетования Божия о пришествии в мир Спасителя. Вот цитата из фундаментального труда:
«Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая…. Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их» (протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий, Часть 58). Так же похожее разъяснение дает Толковая Библия: «По мнению лучших экзегетов здесь дано молчаливое указание на Божественное установление института жертвоприношений... Заклание жертвенных животных символизировало собою мессианскую идею; кожи же этих жертвенных животных Господь указал человеку употреблять в качестве одежды...» (Лопухин А.П., Толковая Библия, Толкование на книгу Бытия, гл.3).

Подобное понимание никак не получается считать убедительным и основательным. Все строится на том, что наказание Божие, постигшее змея вольно трактуется как обещание Божие о пришествии Спасителя: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Других обещаний там нет. Зато это, в мессианском смысле весьма загадочное, только что согрешившие самооправданием люди вдруг сразу «приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение»? Нераскаявшимся в самооправдании, так ничего и не понявшим в происшедшем с ними людям, также трудно было бы понять и следующую цитату: «Этими словами Господь осудил дьявола, утешил наших прародителей обещанием, что некогда Потомок жены поразит саму «главу» змия-дьявола, их соблазнившего. Но при этом и Сам Потомок жены пострадает от змия, который как бы будет «жалить Его в пяту», то есть причинит Ему физические страдания» (епископ Александр (Милеант), Ветхий Завет о Мессии, Пророчества в книгах Моисея). Теперь попробуем понять, насколько вообще оправдано отнесение к Мессии слов сказанных змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее».

Как выше уже отмечалось, все строится на том, что одно Божие наказание змею вольно трактуется как Его обещание о пришествии Спасителя. Но, во-первых, все три наказания Божиих змею, жене и Адаму совершенно отдельны и обращены персонально к каждому из них. Тогда получается, что обещание Божие о пришествии Спасителя относится только к змею, ибо сказано только ему! Все что касается людей сказано им Богом совершенно отдельно. Во-вторых, если попробовать отнести к Мессии слова сказанные Богом змею то, как тогда трактовать первую часть положенной Им вражды: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее»? Если это следствие проклятия постигшего змея соблазнившего жену, тогда все понятно. Это вражда в род, которая и по сей день сохранилась в отношениях человека обоих полов со змеем. Тогда все сказанное далее тоже понятно и не имеет никакого мессианского значения. Если же это не вражда в род и тут говорится только об особом «Семени Жены» тогда, причем здесь вражда между змеем и женою? И почему тогда не положена вражда между змеем и мужем необходимым для рождения «Матери Семени»? В-третьих, почему тогда после сказанного Богом змею такого важного для согрешивших людей обещания, им самим об этом не сказано ни слова? И что тогда «люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение»?

В прямых персональных обращениях Бога к Адаму и жене его есть только наказание и обещание скорбей. Жене по беременности от семени, болезней от родов и влечения к мужу, а Адаму от многих тяжких трудов его на земле (Быт.3:16-19). Это не говоря уже о том, что сам змей не был дьяволом! Превращение Денницы в дьявола произошло задолго до сотворения Богом земного мира. Змей же был в числе земных полевых зверей созданных Богом. Просто он «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3:1), и потому был использован дьяволом для соблазнения человека. Исполненная змеем хитрость дьявола удалась. За это змей получил свое проклятие, а люди свое наказание. И здесь вопрос, причем тут Мессия, и какое отношение имеет семя змея к дьяволу? Очевидно, что несостоятельность этого мессианского подтекста к проклятию действительно постигшему змея, в свою очередь напрочь разрушает теорию первого ритуального жертвоприношения будто бы установленного Самим Богом в раю. Даже следующих двух оснований уже достаточно чтобы видеть несостоятельность такой теории. Во-первых, по определению рай это место абсолютно несовместимое с убийством и кровопролитием. Во-вторых, где Бог там нет и не может быть никакого насилия, и уж тем более Самим Богом совершенного, ибо: «Благ Господь ко всем, и щедроты его на всех делах Его» (Пс.144:9). Поэтому, конечно: «Человеки и скоты спасеши, Господи» (Пс.35:7). Не говоря уже о том, что человеку и не было нужды в жертвоприношениях, ибо он непосредственно общался с Богом и в лице Его возносил хвалу свою.

В результате вторжения смерти в душу человека и усвоения части ее, в ранее единой бессмертной душе стали одновременно пребывать жизнь и смерть. Теперь душа, оставаясь бесконечной, перестала быть бессмертной и уже сама стала настоящим полем сражения жизни и смерти в человеке. Утратившая свое былое единство в Боге, душа человека раздваивалась в сомнениях от бесовских соблазнов. Теперь эта душа, - пишет авва Дорофей, - сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало … и опять сама мучится от зла. (Душеполезные поучения). Но смерть, вошедшая в человека, расколола не только единство его души, но и былое единство души и тела. Прежде тело, подчиненное и послушное добрым и полезным повелениям души, выполняло исключительно служебную функцию. Теперь уже плотское и конечное, оно само стало объектом ее повышенного внимания, интереса и угождения. Поврежденное страстями, изменившееся греховными деяниями это тело стало весьма капризным и требовательным объектом. Все страсти испытанные им и повредившие его теперь укрепились в нем уже в качестве самостоятельной потребности насилующей поврежденную и ослабленную грехом душу.

В итоге, у человека стала бесконечная, но поврежденная душа, имевшая в себе не только жизнь, но и смерть и потому ставшая смертной и конечное, развращающееся тело управляемое этой смущенной мятущейся душой. В отличие от души, оно отдельно не имело в себе жизни и потому, по мере ее развращения все больше осваивалось смертью, становилось телом смерти. Об этой страшной незащищенности тела человека апостол Павел говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:18,24). Забегая вперед, здесь необходимо пояснить. Да, душа человека оставаясь бесконечной, перестала быть бессмертной (то есть стала смертной, получила возможность умереть), но она не была обречена на смерть! Душа только лишилась «гарантии» бессмертия. Точно так же, как способность к греху не означает сотворения греха, но все зависит от личного выбора человека его воли. Навсегда сохраняясь бесконечной, душа человека могла оставаться живой (Божией) или стать мертвой (дьявола) еще прежде кончины человека. Точно также, будет ли тело человека на момент его кончины останками тела смерти или это будут святые чудотворные исполненные жизни мироточивые мощи «и кости ваши расцветут, как молодая зелень» (Ис.66:14), зависит от жития человека и состояния души и тела его на момент кончины.

Смерть, вошедшая в человека, расколола единство его души. По своеволию человека в его душе теперь кроме изначального духовного образа Творца с данной Им совестью, возник второй его уже душевный образ (а точнее безобразие), сотворенный через грех уже им самим. Этот образ, состоящий из возникших смертоносных страстей и желаний, не имеет ничего общего ни с образом Творца, ни с Его промыслом о человеке. Позже, уже в известной нам своей человеческой истории, по страстям этого душевного образа (безобразия) человек начнет изменять (уродовать) и свой природный данный Творцом естественный телесный образ. Начнет создавать свои телесные безобразия: от различных «украшений» в виде наносимых татуировок и всевозможных пластических изменений, вплоть до прямых извращений, включая перемену и иное противоестественное применение своего природного пола. Говоря о подобных возникших новых душевных качествах человека, в которых было «неустройство и всё худое» святой апостол Иаков прямо определяет их по принадлежности и происхождению, говоря, что они «не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». И напротив, говорит апостол: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:15,17). Это то, что есть от Образа Божия и Духа Его и сохранилось в другой части души вместе с совестью человека.

Однако, что же происходит с новыми планами дьявола соблазнить уже согрешившего человека вкусить плод от «древа жизни». О них мы узнаем из слов всеведущего Бога. В синодальном их переводе есть важная неточность: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». То, что узнал Адам, никак не являлось истинным знанием и уж тем более не делало его таким «как один из Нас»! По причине неточности Синодального перевода, прибегнем к помощи церковнославянского. «И рече бог: се, адам бысть яко единъ от нас, еже разумети доброе и лукавое: и ныне да не когда прострет руку свою и возметъ от древа жизни и снест, и жив будет во век» (Быт.3:22). Буквально, и сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, чтобы познавать доброе и злое. Смысл «стал как один из Нас» заключается как раз не в том, что Адам стал способен на истинное познание добра и зла. Именно его он лишил себя. Смысл в том, что Адам стал поступать как Бог независимо по своей воле! Но эта воля не была благой, и по ней он стал обретать только ложное познание, которое неизбежно погубило бы земной мир. Именно об этом опасение в словах Бога: и теперь, как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Какой это «вечной жизни» всеблагой и всемилостивейший Бог не пожелал Своему творению? Сначала попробуем понять, что это за дерево жизни? Сам Бог есть Жизнь и Источник жизни всего сущего. Жизнь только в Боге и никакое Его творение не может этим источником быть. Скорее всего, здесь проблема перевода единого термина – «др;ва жи;зни», объединяющего в себе понятия «жизни» и «бытия». К тому же в изначальном бессмертном Божием мире эти понятия совпадали. Вероятнее всего это было дерево вечного и нетленного бытия, а не жизни. Для чего Бог создал подобное творение, Священное Писание нам не говорит. Но если бы поврежденный смертью и носящий ее в себе человек, с конечным плотским телом одетом в «одежды кожаные», вкусил плод от этого дерева, он увековечил бы свои страдания. Тогда, навсегда соединив поврежденные смертью душу и тело, человек необратимо покорился бы смерти, увековечил ее в себе, сделал себя и своих потомков неисцелимыми от нее. Бесконечно существующие плотские страстные люди творящие грех и плодящие подобных себе тоже бесконечных людей. Через каждое новое безбожное познание все увеличивающие грех, уже без всякой надежды на спасение, что может быть страшнее этого? Созданный Богом мир любви добра и радости безнадежно превратился бы в мир страстей самоугождения зла и страданий, мир жизни - в мир смерти. Но именно это и было целью дьявола!

Стать безраздельным хозяином вечного человека, обрести в нем способность творить и властно управлять ей, творя зло во всем уже своем мире. Для этого-то он обманул и соблазнил человека, и толкал его к такому миру вошедшими в него страстями. И вот запутавшийся и получивший извращенное знание человек, по обманному соблазну и своеволию уже преступивший запрет Божий, оказался перед еще большей опасностью - вкусить от «древа жизни». И всемилостивейший Бог опять воспрепятствовал планам дьявола не только спасительно изгнав из рая уже изменившегося человека, но и оградив его доступ к «древу жизни» херувимом с пламенным мечем (Быт.3:24). Но изгнание в мир не спасло человека уже заболевшего возникшими страстями, от этой мечты и цели дьявола. Совсем не понимая ее истинного смысла, мучимый и терзаемый дьяволом человек всю греховную свою историю вплоть до наших дней будет стремиться к этой мечте, искать «философский камень» и эликсиры «вечной жизни и вечной молодости». Порабощенный страстям и озабоченный мирскими прелестями человек, искренне думая и полагая, что творит угодное себе, будет изо всех сил искать то, что нужно его хозяину: золото, дающее власть над всем миром и вечную возможность пользоваться этой властью.
 
Роковая проблема, возникшая у Адама и Евы, состояла в том, что они, решившись без Бога постичь, что есть добро и зло вместо истинного знания, не сознавая этого, получили дьявольские страсти и по ним извращенное понимание добра и зла. Теперь поврежденные духовно, по уже возникшим страстям они неизбежно продолжили бы свое познание. После изгнания их из рая так и случилось и происходит с их потомками, по нынешний день. Но всякое страстное действие, противоречащее Божьему промыслу, неизбежно становится греховным и пагубным для человека. Это хорошо показала самая первая возникшая в безбожном познании и безбожном творчестве Каинова цивилизация. Знания, полученные и примененные в ней людьми по страстям вопреки промыслу Божьему, моментально развратили и погубили их (к этой Каиновой цивилизации мы еще вернемся). Эти же причины лежали в основе гибели и всех последующих цивилизаций. Страсти это есть печать дьявола на человеке.

Несмотря на быстро идущее научно-техническое развитие страсти, целиком захватившие человека в познании и творчестве, неизбежно должны были привести его к страшной духовной и нравственной деградации. И это произошло. Сегодня нам об этом печально свидетельствует сам образ жизни массового человека определенный его системой ценностей, и его духовные запросы (подробнее об этом в Заключительных главах). Было бы человеку в свое время открыто истинное познание добра и зла? Судя по промыслу Бога о человеке как соработнике Своем – да, несомненно! Это главное знание о сотворенном мире и в нем же сокрытое до времени предназначено именно человеку. Только сокрытое не в плодах древа познания добра и зла, а самих Божьих указаниях ему! Вспомним, что именно преступление самих Божиих указаний и без древа познания добра и зла вызвало грехопадение Денницы, погубило его. Для человека заповедное древо было необходимым условием этого познания, а отношение человека к этим указаниям было для него пока неосознанным добром или злом. И долгий путь их познания лежал не через вольное вкушение им запретного плода и нарушение промысла Божьего, а через веру и соблюдение всех заповедей Его! Всякое же истинное познание должно совершаться человеком, для его же блага, всегда своевременно по промыслу Божьему о его духовной готовности, происходить только в Боге и с Богом. Кстати именно так всю человеческую историю и совершались самыми лучшими истинно верующими в Бога учеными все богоугодные полезные человеку главные открытия во всех областях знания о мире.
      
Изгоняя несчастного потерянного уже смертного с плотским конечным телом человека из рая в открытый мир, определил Бог по Промыслу Своему срок первоначального человеческого земного бытия, который Сам потом еще не раз изменял. И сказал человеку Господь: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.… И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3:19,23). Заботясь о будущем спасении человека, всеблагой Создатель не только ограничил срок земного его бытия, но и попустил в нем обретенные человеком неизбежные, из-за греха теперь уже ставшие естественными страдания. Для его вразумления попустил ему Бог испытания всяческими болезнями, скорбями, многими лишениями, изнурениями, усилиями и трудами (Быт.3:16-18). Видел Бог в сердце Своем, «что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8,21). Еще прежде на предвечном Божественном совете Святой Троицы по предвидению было принято решение не об изменении и исправлении человека, но о Воплощении Сына Божия «Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13:8) и спасении человечества. Поэтому, промысел Божий о спасении согрешившего человека был всегда. Для этого Бог тогда и сделал его конечным. В этом же было и спасительное наказание (указание) для вразумления потомков согрешившего человека.

Здесь необходимо заметить, что эту возникшую по Божией воле конечность человека многие авторы уже очень давно стали называть смертью. Вероятнее всего такое понимание пришло от язычников, все представления которых о жизни и смерти прямо и непосредственно были связаны с окружающим их вещественным миром. Жизнь, – как чувственное восприятие (получение) радостей и горестей от мира. Смерть, – как прекращение их. Такой же взгляд был у них не только на людей, но и на всех животных тварей. Но Бог не сотворил смерти, а вот конечность человека сотворил! Поэтому, кончина человека никак не есть его смерть! Более того, размышления о сроке человеческого земного бытия, нас неизбежно приводят к вопросу о своевременности и несвоевременности его завершения. Приводят к пониманию, что своевременная кончина человека вообще происходит не от смерти, но по сроку земного бытия определенного ему Промыслом Божиим. И напротив, несвоевременная кончина человека происходит от действия смерти, ее разрушительных страстей и греховного бытия самого человека.


Рецензии