Глава 8. Своевременная и несвоевременная кончина

Попробуем разобраться, что значит своевременная кончина? Сколько это по времени? Чем и как это определяется, сколько времени земного бытия человеку достаточно? А если человек хочет больше? Пойдем по порядку. Что есть своевременность в кончине человека?

В Божьем промысле всегда и все целесообразно. Бог, несмотря на грехопадение человека, изначальный Свой замысел о нем как соработнике Своем не отменил. Не лишил согрешившего человека своей милости и благословения: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Дело в том, что всеведущий и всеблагой Бог, сотворив сознательных и свободных людей близких подобных Себе для их участия в Своих трудах и блаженстве, провидел их грехопадение. Смерть уже возникла в мире первом небесном в Деннице падшем от страстей. Ставший дьяволом и восставший на Бога, он был низвергнут на землю еще до сотворения человека. Поэтому в Предвечном совете Святой Троицы было определено не только сотворение, но и искупление человека. Вот почему Господь Спаситель наш и называется «Агнцем, закланным от создания мира» (Откр.13:8.

«Бог знал, - пишет святой Златоуст, - что Адам падет; но видел, что от него произойдут Авель, Енос, Енох, Ной, Илия, произойдут пророки, дивные апостолы – украшение естества, и богоносимые облака мучеников, источающие благочестие» (Е. Тихомиров, Загробная жизнь или последняя участь человека, с.31). Поэтому, с грехопадением человека промысел Создателя о нем уже имеет и новую задачу, которая теперь стала наряду с исполнением человеком первой и в свое время станет для него самой главной. Она состоит в спасении от смерти падшего в грех человека, искуплении его Себе от греха и возвращении в первоначальное свободное от рабства страстям состояние. Для этого Бог и сделал человека конечным.

В самом начале его бытия Бог ограничил срок земного пребывания согрешившего человека временем достаточным для исполнения более долгой изначальной задачи. Поэтому, первым людям в допотопное время положил Бог долгий земной срок. Адам прожил 930 лет, Сиф – 912 лет, Енос – 905 лет, Муфусаил - 969 лет, Ной - 950 лет. После всемирного потопа по промыслу Своему наполовину сократил Бог этот срок земного пребывания человека. Рожденный до потопа Сим прожил 600 лет, его сын Арфаксад родившийся через два года после Потопа - 438 лет, его внук Сала - 433 года, правнук Евер - 464 года. К появлению на свет святых патриархов, срок земного бытия человека был еще сокращен Богом более чем вдвое: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3). Авраам прожил - 175 лет, Исаак – 180 лет, Иаков – 147 лет, а Иосиф уже только - 110 лет.

Человеку нужно было решать первую задачу, совмещая ее со второй. Но правильного и доброго исполнения промысла Божия о себе пребывавший в смертоносных страстях и грехах человек в массе своей ни понять, ни исполнить не мог и не хотел. Поэтому, по попущению Божьему на земле происходили трагические события, назначенные Им для спасения человека, для очищения мира и сохранения части праведных людей от других безнадежно больных грехом и смертью. Кстати, такие попущения милосердного Бога сами по себе являются показателем и подтверждением относительно малой значимости этого земного бытия человека для Бога в главном вопросе жизни и смерти человека.

Сначала всемирный потоп. Потом, после Всемирного потопа, когда человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке, люди решили построить город названный Вавилоном и по гордыне своей башню до небес, чтобы «сделать себе имя». И опять милосердный Бог приходит на помощь безумцам. Для прекращения этого страстного искушения и предотвращения страшных греховных последствий строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Потом, через долгое время был дождь огненный и серный уничтоживший Содом, Гоморру, Адму и Севоим. Но, ни первое, ни второе, ни третье наказание никак не вразумили человека. Продолжая и усугубляя свое безбожное греховное бытие люди ничего не желали понимать и «как было во дни Ноя, …так же, было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» (Лк.17:26-29). И опять, как перед всемирным потопом спасены Богом были только праведные.

Постепенное сокращение Им срока земного бытия человека (в восемь раз!) и указанные попущенные Им наказания с их последствиями свидетельствуют нам о том, что первая задача промысла Божия о человеке была им уже выполнена, ибо долгий срок пребывания на земле отдельного человека назначенный Богом, целесообразен задаче: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Теперь для решения оставшейся главной для человека задачи ему потребен был несравненно меньший срок земного пребывания. «Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших – семьдесят лет, если же в силах мы, – восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся… Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся; во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло» (Пс.89). Главное в этой задаче, чтобы человеком были познаны и достигнуты цель и смысл земного его бытия, чтобы он уверовал в Бога, познал Его, покаялся Ему и, изменив себя и дела свои для Него, снова стал угодным Ему. Человеку, желающему этого, Господь всегда дает необходимое время.

Продолжительность этого земного времени каждого человека по промыслу Божию о нем может быть самой различной. Важно понимать, что протяженность этого человеческого  земного бытия всегда носит исключительно служебный характер, подчинена его истинной цели и смыслу, и зависит от Божьего промысла о данном человеке. Но не разумеющий и не признающий их человек по пристрастию к миру оказался очень озабочен именно его продолжительностью. Выше как раз говорилось, что мучимый и терзаемый дьяволом, весь порабощенный страстям и мирским прелестям человек будет изо всех сил искать то, что как раз нужно его хозяину: золото, дающее власть над миром и бесконечную возможность пользоваться этой властью. И сегодня по дьявольским страстям срок земного бытия для массового человека продолжает оставаться главной заботой и самоцелью. На его продление человек тратит уйму времени, сил и средств. Он подготовил и создал статистику «средней продолжительности жизни». Исходя из нее, он судит о «долгой жизни» или «преждевременной кончине». Нелепые попытки врачей понять и определить эту разницу естественными методами всегда оказывались несостоятельными и будут таковыми, ибо никому не дано знать промысла Божия о данном человеке.

Бог не запретил человеку разумного попечения о своем теле. Напротив, Он благословил знание и искусство врачевания его. Но в этом, как и во всем остальном, главным остается намерение человека! Соблюдение телесного здоровья для лучшего исправления своего жития по заповедям Божиим и спасения своей души, и соблюдение телесного здоровья для продления земного бытия и возможностей получения мирских удовольствий. Забота одна и та же, а намерения совершенно противоположные. Последнее есть самоцель, внушенная человеку алчущими лукавыми страстями, являющаяся дьявольской прелестью за которой неизбежно следует погибель его души. Правильное отношение человека к своему телу должно быть без всякого страстного почтения, но с разумной бережливостью и аккуратностью, как единственной одежде потребной ему до конца его земного пути. Понимание этого очень важно для современного человека, сверх меры озабоченного своей «телесной молодостью» и полагающего в массе своей, что срок его земного бытия зависит именно от его телесного здоровья, то есть от него самого. Однако великое множество самых различных случаев и житейских ситуаций показывают нам, что срок земного бытия человека никак прямо не зависит от этого.

Кончина человека может наступать для него совершенно неожиданно, начиная от трагических обстоятельств и заканчивая мирной совсем непонятной для медицины кончиной совершенно здорового телом человека. Этим промысел Божий каждый раз опять открывает ему, упрямо невидящему, не слышащему и не хотящему разуметь, большое заблуждение его. Поэтому, очень оптимистично и здраво звучит фраза, сказанная одним иеромонахом на проповеди: братья и сестры не беспокойтесь, здоровья вам до конца земного пути положенного Господом точно хватит! Тем не менее, человек всей душей продолжает во всех смыслах быть занят заботой о своем теле. Одной из главных причин этого как раз является неправильное понимание человеком его кончины, как смерти. Укрепляя всеми средствами свое телесное здоровье, он искренне полагает, что продляя свое земное существование, он тем самым отодвигает свою смерть. Поэтому для духа, как истинной цели и смысла бытия, у него несчастного просто совсем не остается ни желания, ни времени. Никак не заботится человек о своих грехах и «не оплакивает своего мертвеца» (Авва Дорофей, душеполезные поучения).

Уже ранее говорилось, что воля жизни и воля смерти состоят в самостоятельном стремлении человека либо к исполнению замысла о нем Творца либо к отклонению от него. Человек, живущий по своей воле жизни и решающий оставшуюся главную свою задачу, всегда имеет с собой любовь и милость Божию. Кончина такого человека будет всегда своевременна, независимо от величины срока его земного бытия и происходит она не от смерти, но по сроку определенному ему промыслом Божиим для достижения им цели и смысла этого земного бытия. Промысел Божий о каждой Его твари, не говоря уже о человеке, всегда есть по любви и милости к ней. Все попущения Божии разных больших и малых событий, природных и социальных катастроф для вразумления Своего человека, и даже прекращение его бытия никак не являются обычным возмездием или местью, ибо Он - Любовь не может, не умеет мстить! К этому еще не раз мы будем обращаться в настоящих размышлениях.

Бог - Любовь никогда никого не карает. Его любовь никогда не ложится на человека гневом, осуждением или иной страстью, ибо не имеет их! По человеколюбию Своему и желанию спасения человеку, Господь провидец может сократить или даже отменить изначально отпущенный ему срок земного бытия, чтобы избавить этого человека от гибельного для него земного пути. Да, такая милость Божия трудно понимается человеком и трудно принимается по немощи и греховности его. Тогда безумный человек восстает против воли Божией и по своей воле смерти, не ведая, что творит, всеми возможными способами пытается продлить срок земного бытия и получает эту смерть себе или своим близким. Одним из многочисленных примеров такого безумного смертоносного своеволия человека является повествование матери декабриста Кондратия Рылеева о том, как она заранее предвидела печальную и трагическую судьбу своего сына, увидев вещий, знаменательный сон. В нем незнакомый, но сладкозвучный голос, говорил ей: «Опомнись, не моли Господа о выздоровлении… Он, Всеведущий, знает, зачем нужно теперь скончаться ребенку… Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий… Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!..  Да… да… буду… буду… все… все… отдам… приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастие моей жизни, остался жив!..». По не смирению своему мать вымолила у Бога выздоровление своему уходящему из мира от болезни трехлетнему ребенку и потом до конца дней своих пребывала в печали и ужасе, наперед зная судьбу сына, не имея ни возможности, ни надежды повлиять на нее и постоянно наблюдая детальное исполнение всего уже виденного ею. (Полностью история была опубликована в январском издании «Исторического Вестника» за 1895 год под заглавием «Сон Рылеевой»). 

Итак, протяженность времени земного пути человека сама по себе не существенна и всегда индивидуальна. В деле спасения человека милость Божия в Промысле о нем, на всем его земном пути всегда предусматривает время для любимых им и любящих его людей настолько насколько это не противоречит его спасению. Таким образом, кончина человека живущего по  своей воле жизни по промыслу Божьему всегда своевременна независимо от величины срока его земного бытия. Напротив человек, проходящий свой земной путь вопреки промыслу Божьему о нем по своей воле смерти, может по попущению Божьему продлить его (как с Кондратием Рылеевым), может осознанно или не осознанно сократить его смертью (пагубными страстями и грехами по ним), может даже самовольно на погибель свою прекратить его самоубийством. Вот другой пример несвоевременной кончины человека попущенный Богом во спасение и назидание людям. Притча, рассказанная Господом своим ученикам об одном богатом человеке, с уверенностью планирующем свою благополучную жизнь. Рассуждая сам с собою, этот человек сказал: «..сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лука,12:17-21).

Итак, кончина человека это совсем не есть смерть его. Смерть человека это совершенно иное его состояние. Очевидно, что в следующей цитате тоже говорится вовсе не о смерти, а о кончине человека. «Вначале Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению, так что и тогда, когда Он допустил смерть, допустил ее с тою мыслью, чтобы ты вразумлялся этим наказанием и, сделавшись лучшим, мог опять достигать бессмертия. Такова была воля и мысль Божия издревле и от начала, и с таким определением Он создал первого человека» (Св. Иоанн Златоуст, Беседа о воскресении мертвых). Вообще, понимание кончины человека именно как его смерти невероятным образом делает Самого Господа и Спасителя нашего от смерти Иисуса Христа соработником смерти!

За всю человеческую историю совершенные человеком по страстям его и попущенные Господом войны, природные и техногенные катастрофы, аварии воздушного, наземного, водного транспорта и т.п., унесли миллионы и миллионы невинных жертв, в том числе стариков, женщин и детей. И все они скончавшиеся, независимо от их веры в Бога что, стали добычей смерти? Никак немыслимо! Опираясь на размышления о смерти многих святых отцов церкви, Е. Тихомиров пишет жуткую вещь: «Святой Василий Великий видит в смерти избавление от бессмертного недуга. Святой Григорий Богослов признает смерть приобретением для грешника в стране изгнания: «Чрез грех делается человек изгнанником, удаляемым – в одно время – и от древа жизни, и из рая, и от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно - смерть, в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, самое наказание делается человеколюбием». Как грех отделил человека от Бога, так смерть отделяет его от дьявола. «За грех, - по словам Златоустого, - Господом благодетельно установлена смерть…»(Е. Тихомиров, Загробная жизнь или последняя участь человека, с.35).

Вот какой получается кошмар, когда происходит путаница в определениях и подмена понятий! Мало того, что смерть (само состояние и сущность дьявола) вдруг отделяет человека от самого дьявола (??), так она еще и «Господом благодетельно установлена»?? Как же тогда быть с тем, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих…»? И что Сам Господь устами пророка говорит: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13:14). Какую же тогда смерть победил Господь?             Разумеется, святые отцы говорят не о смерти, а о кончине человека, но это же совсем другое явление! Заменим во всем приведенном выше отрывке все слова с основой «смерть» на слова с основой «кончина» и прочитаем снова. Мы получим совершенно ясный понятный и безусловный смысл текста!


Рецензии