Глава 10. Смерть пришла в мир

Весь изначальный сотворенный Премудростью Божией растительный и животный мир был целесообразен жизни и был миром только жизни, ибо Бог смерти не сотворил. По благословению Божьему весь этот мир, отданный Им под власть человека, был во всем послушен человеку, как сам человек послушен  Богу. Первозданный мир не знал насилия и страха ибо, где Бог там нет насилия. Мир не знал хищников, и в нем не было разрушения никакой плоти. Пища потребная для жизни тогдашним человеку и животным по Промыслу Божьему была растительная. В пищу человеку дал Бог «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт.1:29-30). Благословения Божьего не было ни на какую животную пищу, даже на рыбу.

О гармонии мира, не поврежденного смертью можно узнать из пророчества Исайи. Когда пришедший Спаситель исцелит мир, и никто не будет творить в нем вреда «ибо земля будет наполнена ведением Господа» (Ис.11:9), отношения между всеми тварями по существу примут первозданный вид, но уже в новом мире: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11:6-8.

До своего грехопадения бесконечный человек и конечные животные все были бессмертны. По своей сути слово бессмертный означает - безгрешный. Оно означает внутреннее состояние одушевленного существа ни в чем и никогда не нарушившего промысла Творца о нем. Мир, устроенный по Промыслу Божьему и существовавший только по заповедям Его, был преисполнен жизни и не знал никаких страстей, никакого по ним греха, а значит и смерти. Даже бессмертный больше, чем безгрешный, - это бесстрастный! Грех всегда совершается помыслом или действием под влиянием страстей. Именно они есть источник смерти, а совершенный по ним грех есть уже сама смерть. Поэтому бесстрастный человек не имеет в себе не только смерти, но даже ее источника. Именно страсть возникшая в человеке по обманному соблазну породила грех, который и привел его к смерти.

Бог, сотворивший мир и человека не имеет страстей. И человек, сотворенный Им по Его Образу и подобию, был сотворен бесстрастным, а потому и бессмертным. Именно таким вочеловечившийся Спаситель явился в мир для спасения человека не только от смерти, но и потом от источника ее. Прежде чем перейти к очень важному вопросу проклятий поразивших змея и человека скажем о вражде положенной Богом между змеем и от него пострадавшим человеком. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Эта вражда действительно была положена Богом. Но вражда не обычная по страстям, ибо Бог таковых не имеет. Вражда не между человеком и пресмыкающимся, а между всем Божьим и не Божьим в мире Его. Вражда как непримиримость жизни и смерти. Именно об этом слова Священного Писания: «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс.90:13). Вражда которая с того самого времени и по сей день будет происходить во всем мире и прежде всего внутри самого человека.

После своего грехопадения ставший уже конечным, в «одеждах кожаных» грешный и потому смертный новый человек пришел в мир. Тогда змей и человек оказались единственными смертными существами в бессмертном мире. По милости и любви Своей не отнял Бог дарованное Им владычество над миром у человека обманутого змеем и так страшно наказавшего самого себя. Проклятия поразившие змея: «пр;клятъ ты; от {п;че} вс;;хъ скот;въ и от вс;;хъ зв;р;й земны;хъ» и ни в чем не повинную землю, в делах Адама: «проклят; земля; въ д;;л;хъ твои;хъ» (Быт.3:14,17), конечно же, исходили не от Бога. Не имея страстей, Бог никак не может поступать по ним: проклинать, ненавидеть, мстить и тому подобное. Но, что же тогда есть и откуда взялось проклятие?

Проклятие и благословение.

Начнем с благословения. На церковнославянском благословенный = похваленный, прославленный, одобренный. Само же слово благословение = одобрение, благотворение. То есть похвальное благое делание, устроение по промыслу Божьему. Проклятие всегда противоположно благословению. В буквальном смысле есть утрата благословения. Есть неприятие, отторжение от себя благого, желание худого, осуждение на злополучие и бедствия. Сразу заметим, что бытующее понимание проклятия и благословения как просто направленного кем-то кому-то потока злых или добрых слов или помыслов в корне не верно. Понять суть проклятия возможно, только поняв источник этой скверны в человеке. Господь говорит, что исходящее из уст человека, из самого сердца его – это оскверняет человека: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф.15:18-20). То есть, проклятие есть само скверное состояние души человека.

Но, что же тогда есть источник этой скверны? Паисий Святогорец говорит: если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба и он со страстью, с негодованием желает ему зла. Если сотворено зло, проклятие на него имеет силу. Если же этого зла нет, тогда проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло. (Паисий Святогорец о проклятии). То есть, проклятие действует по своим законам, по которым духовное зло не имеет силы на добро, но в любом случае находит себя и тогда начинает действовать в себе. Но, именно так действуют страсти в человеке. И только по ним творится всякое зло, которое есть грех. Поэтому хотящий избавиться от них грешный немощный человек молит Пресвятую Богородицу: «отжени от мене… вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен». Страсти есть противодействие промыслу Божьему о всяком творении Его. Они вызывают повреждение и извращение природного естества. Ими возник дьявол ставший вместилищем и носителем проклятия. Ими же дьявол осуществляет проклятие человека: подмену правды Божией, ложь в помыслах, словах и делах. Об этом Господь прямо сказал иудеям: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Таким образом, само проклятие человека есть скверное греховное состояние его души, отражающееся в лживых и лукавых словах и делах. Страсти есть единственный источник и причина проклятия. И действующее проклятие образуют именно страсти и грехи действующие, то есть нераскаянные, не отвергнутые, но принятые человеком, пребывающим в них. Бывшие страсти и грехи, искренне раскаянные и отверженные от себя человеком больше не действуют и потому прощаются всемилостивым Богом. Источником же всякого блага в человеке является только Господь. Поэтому, несмотря на греховную поврежденность всякого человека люди, живущие с верой в Господа и люди, существующие без Него, имеют противоположное состояние души. С Богом в грешном человеке пребывает благословение, без Бога в нем пребывает только проклятие. Поэтому-то понимать проклятие как направленный на кого-то поток злых слов или помыслов вызывающих свое действие, именно в корне неверно. Этот поток всего лишь есть исходящее от существующего проклятия зложелательство. Оно не способно повредить доброе, но может найти и пробудить уже существующее злое. К тому же всякое зложелательство кому-либо независимо от действенности неизбежно греховно. Об этом всегда следует помнить всем нам людям поврежденным страстями и грехом, а значит проклятием и потому тоже способным на это зложелательство.

То же самое, но с противоположным значением можно сказать об исходящем от благословения доброжелательстве. Оно не может, неспособно исправить злое по причине его отторжения и неприятия злом, но может найти и пробудить уже существующее доброе. И это доброе с новой силой будет сопротивляться внутреннему и внешнему злу. Проклятие, как и благословение, никогда не навязывается извне, но оно всегда есть следствие собственного личного выбора человека. В Священном Писании, вся 28 глава Второзакония посвящена благословению или проклятию народа Израиля в зависимости от того будет или не будет он слушать гласа Господа Бога своего, хранить и исполнять все заповеди Его. Только в зависимости от этого он сам станет благословенным или проклятым. То есть, праведность народа производит благословение, а грех производит проклятие! И благословение, и проклятие возникают из отношения человека к воле Божией о нем и сами производят себя.

Промысел же Божий есть мерило всего! Измена промыслу, преступление его неизбежно вызывает в человеке пагубные изменения для него. Вызывает к существованию все не промысленное Богом и потому оскверняющее само состояние и бытие человека, становящееся его грехом и проклятием. Вот почему преступление уже само является возмездием! То есть преступление не влечет за собой от кого-то исходящее проклятие как возмездие, но само по себе является им. Это очень важное знание отражено в древнееврейском языке. Одно слово «Авон» имеет, содержит два видимо противоположных значения: вина и наказание.(Е.А. Авдеенко "Каин". Беседа 2). А вот слово пророка: «Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя»(Иер.46:28).

Счастье для человека, что это сотворенное им себе является не только его возмездием, но еще наказанием. Ощущаемое на себе, оно имеет это второе назидательное, а потому спасительное значение: наказание как указание-на содеянное, на предмет своего раскаяния. С Божьей помощью отвращается он от совершенного преступления, от своеволия и смиренно обращается к воле Его: «Господи благослови!». У Господа кроме благих слов нет иных. Это вразумляющие нас заповеди и наставления Его. Поэтому наше прошение: «Господи благослови!» по сути своей означает: Господи вразуми и помоги смиренно исполнять волю Твою! Эта молитва смиренное прошение наше: да будет не моя воля, но Твоя! Это никак не прошение человека об одобрении и исполнении дел его, но воле Божией о делах его. Как бы сильно не хотелось человеку удачи и благополучия в его делах, этой молитвой он смиренно просит быть им по воле Его. Сознавая же свою немощь он просит: а если нет на это воли Твоей, то не попусти совершиться им, но дай мне тогда силы это перенести.

«Господи благослови!», - это прошение человека о вразумлении и укреплении сил во всем творить волю Его. Также и молитва наша: «Господи помилуй!». Милость = сострадание, милосердие. Бог есть Любовь, и милость к человеку это Его неизменное состояние. Поэтому страстной человеческий помысл: Господи смени гнев Свой на милость никак не может быть в этой молитве и относиться к Богу не имеющему страстей. И даже наше прошение Господа о каких-то желаемых благах или отвращении от нас и не попущении нам всякого зла должно завершаться смиренной решимостью: но, да будет не моя воля, но Твоя! Не человеку учить Господа милости в Его промысле о нем. Об этом Господь Сам скажет не смиренному человеку: «вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?» (Ис.45:11). Поэтому, наше прошение: «Господи помилуй!» по сути, означает: Господи вразуми и помоги смиренно принимать волю Твою! Не дерзая даже помышлять ропота на Промысел, выходящий за пределы нашего разумения, вслед за святым Василием Великим скажем: «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, их же несть числа».

Молитва «Господи помилуй» - это самая востребованная молитва, всегда предваряющая все другие молитвы к Господу. Иначе просто невозможно! Только смиренное принятие человеком Его воли, Его промысла позволяет ему просить Господа уже обо всем другом. И все его прошения, по той же причине, завершаются опять этой молитвой.  «Господи помилуй, Господи благослови» есть смиренное прошение человека о вразумлении, помощи принимать и исполнять волю Господа. Ограждении его от соблазнов и укреплении сил безропотно принимать промысел Божий, понимать и всегда во всем исполнять волю Его. Даже принимать и исполнять не только безропотно в смирении, но и в терпении помня, что терпение это есть упование на Бога! Одного смирения мало, ибо без упования на Господа оно возможно не по страху Божьему, но по страху животному, как это было у евреев, никогда не имевших в себе любви к Богу, но всегда смирявшихся по нему от попущений Божьих.

Это действительно есть самый наибольший дар, который только может получить грешный человек. Ведь Промысел о каждой твари исполняется независимо от ее больных страстями желаний. Всякий же ропот и не смирение человека неспособного по страстям своим принять Его волю, ничего не меняя, только разрушают самого человека. Поэтому великое счастье снискать этот дар Божий! Об этом есть наше усердное каждодневное моление: «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Эта милость возможна человеку по благодати понимать слово Его, которое всегда действенно: «И рече Богъ: … И бысть тако… И благослови я Богъ, глаголя…» (Быт.1). Вся вселенная и сущее в ней словом Его сотворены, благословенно устроены и стали быть по промыслу Его. У Бога все благое, и всякое слово Его только изъявляло благую волю промысла Его. Поэтому сам премудрый промысел Божий о всякой Его твари и есть благословение Его. Отношение же твари к Промыслу о ней само делает ее благословенной или проклятой. И когда в грядущем Царствии Божием уже ничто и никак не будет противостоять промыслу Его, вот тогда и «ничего уже не будет проклятого: и престол Божий и Агнец будет на нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3). Потому ветхозаветные пророки не проклинали, а лишь извещали всех творящих грех о неизбежных, ими же вызываемых последствиях. Таким образом, проклятие есть исходящее от собственного греховного состояния отношение зла к добру и греха к праведности. Есть форма существования и одностороннего отношения зла неприемлемая и отвергаемая добром.
 
Проклятия, неизбежно поразившие змея и землю в делах человека, стали следствием повреждений собственного естества змея и человека, противоставших миропорядку промысленному Богом. Собственное естество земли никак не изменилось, и гармония благодатных отношений со всем Его миром оставалась прежней. Исключением стали только змей и человек в его делах на земле, сами изменившиеся проклятием. Вот так бессмертный мир отреагировал на пришедшую в него смерть. Таким стало его отношение к змею и человеку в их новом пагубно изменившемся естестве. Точнее сказать, пагубное изменение их естества обрекло змея и человека на именно такие отношения с Божьим миром. И Бог только известил их об этом. Все это нам говорит Священное Писание (Быт.3:14-19).

Проклятие действовало только в этих отношениях, никак не затрагивая всего остального мира! Синодальный перевод из-за своей неточности утрачивает этот важнейший смысл. Сравним: «проклята земля въ делахъ твоихъ» и «проклята земля за тебя» (Быт.3:17). Еще при сотворении мира получившая от Бога особую силу произрастить на себе всякую растительность земля стала кормилицей всего Божьего мира. Проклятие бывшее в поврежденном естестве человека тут же немедленно отразилось на кормившей его земле, точнее на его делах с землей. И эта утрата былой пользы от трудов на земле происходила от Адама и касалась только одного Адама, а никак не всего мира, для которого произведения земли не утратили свои первоначальные совершенства. Еще хуже отношения с Божьим миром станут у братоубийцы Каина.

Согрешивший, поврежденный смертью человек, все же поклонялся Богу и приносил Ему благодарственные жертвы. «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт.4:3-5). В тексте не случайно указано последовательно: «на Авеля и на дар его» и «на Каина и на дар его». Предпочтение Божие было не самому дару животному или растительному, а намерению приносящего его человека. Главным жертвоприношением Богу было «всеприношение» или «целиковая» жертва (на еврейском языке - «ола»  его неверный перевод как - «всесожжение» взялся от единственного способа жертвоприношения). Потом это будет жертва Завета, от которой приносящий ее человек не вкушает, а приносит целиком.

В отличие от Авеля, желавшего своим «целиковым» даром угодить Богу, Каин по одолевавшим его страстям думал угодить себе. И дар Каина Богу от плодов земли не был праведным, ибо он разделил его между собой и Богом, и тем согрешил. И Бог сказал ему об этом: «Еда аще право принеслъ еси, право же не разделилъ еси, не согрешилъ ли еси?» (Быт.4:7). Дословно: разве когда праведно принес, а праведно же не разделил, то не согрешил ли? Однако повинный пред Богом в лукавом намерении и неправедной жертве Каин не признал своей вины, но охваченный страстями возложил ее на Бога за Его избрание. И огорчился очень этому Каин и опечалился, и поникло лицо его.

Поражение страстями смерти Каина было особенно сильным. Поэтому, вместо радости о милости Господней за брата своего Авеля уже новые, когда-то неведомые чувства огорчения, ревности, зависти, ненависти бушевали в душе Каина. Предваряя новый грядущий страшный грех, сказал тогда Господь Каину: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). Еще точнее, в церковнославянском переводе сказано о новом, опасно влекущем к себе грехе уже согрешившего бушующего страстями Каина: «умолкни: къ тебе обращенiе его, и ты; темъ обладаеши» (Быт.4:7). Но Каин не умолк. Он не внял вразумлению Божьему и не заставил замолчать возмущенные свои смертоносные страсти, оказавшиеся сильнее даже вразумления Божьего, и страшный грех братоубийства был человеком совершен.

Смерть пожинала свои плоды. И сказал Господь Каину: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли: «и ныне проклятъ ты на земли, яже разверзе уста своя прiяти кровь брата твоего от руки твоея» (Быт.4:11). Сотворив такое страшное преступление, погибшее смертью естество Каина, содержало еще более худшее проклятие, с гораздо более тяжелыми для него последствиями в отношениях с миром. Теперь уже не «проклята земля въ делахъ твоихъ», а «ныне проклятъ ты на земли». Это стало проклятием не трудов человека на земле и оскудением пользы от них, но уже самого человека на земле! Адаму было уготовано в скорби питаться от земли, которая за труды его возрастит кроме зерен хлеба терния и волчцы так, что ему даже придется, есть траву полевую. Потому сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» до конца дней своих (Быт.3:17-19). У Каина не будет даже этого: «егда делаеши землю, и не приложитъ силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли» (Быт.4:12). На труд земледельца Каина земля имеющая от Бога особую силу произрастить совсем не даст ему этой своей силы. Стенающим, трясущимся от страстей своих на земле переставшей его кормить сделало Каина его собственное зло, его собственная скверна, проклятие, возникшее в нем к окружающему миру. И мир воспринял его.

Как и прежде согрешивших змея и Адама Бог только известил Каина о возникшем его проклятии. Но в отличие от Адама молча признавшего свой грех безбожный Каин не только не признал своей вины в постигшем его проклятии, но лживо возложил опять ее на Бога прямо в лице укорив Его: «наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду стенающим и трясущимся на земле; и всякий встретивший меня убьет меня» (Быт.4:13,14). Защищенный от убиения по Божией милости Его печатью пошел Каин, оставивший Бога от лица Его. Больше Каин не был земледельцем, но к его судьбе мы еще вернемся.   

Прежде чем говорить о Божьем разрешении людям на животную пищу обратимся к их первым жертвоприношениям Богу. Поврежденная страстями душа их мучимая сомнениями и соблазнами пребывала в постоянном страхе от дальнейшей неизвестности. Их новое уже немощное тело подвержено было всяким страданиям: болезням, голоду, жажде, усталости, о чем Бог и предупредил их (Быт.3:16,17). Не раскаявшись в самооправдании и не зная что это спасительное наказание люди молча приняли его. Изгнанные из рая они начали приносить жертвы Господу. О первых их жертвах повествует нам Священное Писание как принесенных Каином и Авелем. Были это жертвы по страху и желанию «задобрить» Бога или по раскаянию и любви к Нему? Судя по тексту Священного Писания, обе жертвы были принесены ими по разным причинам. Так будет происходить до тех пор, пока страсти каинского духа не изгонят раскаяние и любовь к Богу из душ людей. Тогда причина принесения жертв Богу останется только одна. Можно ли предположить, что люди уже тогда стали употреблять мясо животных себе в пищу? Судя по состоянию их поврежденной страстями души, немощного тела это вполне вероятно. К тому же отношение человека к природному миру стало качественно иным. Уже не любящий попечитель, а себялюбивый хозяин стал управлять вверенным ему миром. И люди начали приносить в жертву Богу животных. Во всяком случае, есть мясную пищу они начнут еще задолго до разрешения Божьего данного Ною и его семье.

Как известно, в допотопные времена благословение Божие людям было только на пищу растительную и потому равно пригодную как для Ноя и семьи его, так и всех спасённых им в ковчеге существ (Быт.6:21). Позже уже после Потопа, Бог Сам благословил Ноя и сынов его разрешением на особую пищу. Из-за поврежденной смертью природы человека попустил ему Бог разрушать плоть всякого животного и немощному его телу отбирать тело животного себе в пищу, не трогая его душу в крови находящуюся. Бог не вменил это человеку в грех, ибо страсти угождения себе оттеснившие любовь и сострадание, страсти по которым человек уже совсем иначе воспринимал и понимал мир, уже пребывали в нем. Не понимая творимого зла, человек сам либо уже совершил или неизбежно совершил бы это.

Попуская неизбежное Бог вместе с тем ограждает запретом человека от преступления куда более тяжкого. И тогда сказал Бог: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:2-4); «не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17:14). Здесь Бог дает человеку очень важное знание о самом главном для него - бесконечной душе. Именно на нее обращено все Священное Писание, все заповеди и предупреждения Божьи. Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

Знание о нахождении души в крови всякого одушевленного существа, о дозволенном и недозволенном человеку в обращении с ней, тогда являлось очень важным для него. Господь предупреждает людей, чтобы они никак не оскверняли душ своих ничем недозволенным Им, ибо все души принадлежат Ему, и Он взыщет их. Взыщет все, даже души выпущенные из тела зверем или человеком взыщет Господь, ибо Сам говорит: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт.9:5). О крови жертвенного животного, в которой душа его Господь говорит: «зане душа всякiя плоти кровь его есть, и азъ дахъ ю вамъ у олтаря умоляти о душахъ вашихъ: кровь бо его вместо души умолитъ». Очень важный глубокий духовный момент виден в церковнославянском переводе. Буквально: потому что душа всякой плоти есть кровь его, Я даю ее вам для жертвенника умолять о душах ваших, ибо кровь его вместо души умолит. (Лев.17:11). Кровь безвинного жертвенного животного как душа его умоляет о грешных душах людей ее приносящих!

О душах всех бессловесных тварей Божьих тоже есть попечение Его: «Населили землю создания Твои… Все ждут от Тебя, что даруешь им пищу во время свое. Подаешь Ты им, и принимают; простираешь руку, и все насыщаются благами; отнимешь  дух у них, исчезнут, и в прах земной возвратятся» (Пс.103). Души всех животных тоже взысканы будут Богом. И животных скончавшихся естественно, и принесенных через жертвенник, и употребленных в пищу домашних и диких:  «Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею» (Лев.17:13). Попустив человеку, употребление в пищу тела животных, души их Бог оставляет Себе. Для чего и почему Бог оставляет Себе души животных Священное писание не говорит. Возможно потому, что Богу не нужно тленное, Ему нужно вечное и все бесконечные сущности всего животворенного принадлежат Ему. Именно в душах во время пребывания в своих телах на земле происходит главное противостояние Божьего Промысла жизни и дьявольского замысла смерти, в них решается вопрос жизни или смерти сотворенного Им мира и определяется их будущее в новом мире Его. Поэтому, все души и людей и животных будут взысканы Богом по промыслу Его о них.   

Смерть пришедшая в мир в человеке через человека стала разрушать этот мир. Очень важно понимать следующее. Изгнанный из рая во внешний мир человек продолжил делать все то, что он делал в раю. Только теперь он это делал не для мира, а для себя! Измененное страстями мироощущение и миропонимание кардинально изменили суть его деятельности. Теперь она сама происходила не по любви к доверенному Богом миру, а по угождению себе. То, что человек понимал как созидание, уже несло в себе разрушение и смерть. Так через человека и его деятельность смерть проникла в животный мир и нарушила в нем порядок Божий. Милосердный Бог попустил человеку ради поврежденной смертью его природы употреблять животных в пищу и даже не вменил это человеку в грех. Но всякое животное существование, как благословение Божие пребывающее на его бессловесных тварях все равно противилось своему разрушению. Любое тело насильственно отнимаемое от его души вместе с ней противится этому разрушению. Где Бог и жизнь там нет насилия!

Смерть в животном мире есть прямое следствие человеческого греха, следствие деятельности человека нарушающей Промысел Божий о тварях Его. Все, что нарушает промысел Божий, даже не будучи вмененным в грех, само в другой твари порождает этот грех. Порождает ранее неведомые не данные ей Богом ощущения, чувства, желания, тьму, хаос и тем обрекает эту тварь на недозволенное ей изменение ее природы, иное бытие, то есть в ней производит грех, а значит, вводит в нее смерть. Через человека, смерть разрушила гармонию мира и вошла в животных, породив в них разрушение и страх. Из травоядных животных возникли хищники. Погоня, животный страх, боль, борьба за выживание все эти атрибуты смерти стали новым лицом этого мира. Животный мир превратился в животную войну. Все это произошло еще задолго до Ноя по вине не испрашивавшего у Бога никаких на это разрешений грешного человека.

На каком-то этапе этой трагической метаморфозы Бог по великой Своей милости и заботе о жизни сотворенного Им мира Всемирным Потопом сметает с лица земли вместе с неисцелимо больным человечеством и весь также больной животный мир. Вот что мы читаем об этом в Книге Бытия: И увидел Господь Бог, что умножились злобы человеков на земле и что все помышления сердца их были усердны на зло во всякое время; и помыслил Бог, потому что сотворил человека на земле и, размыслив, опечалился в сердце Своем, что сотворил их. И сказал Бог: истреблю человека, которого сотворил с лица земли, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, так как размыслил и восскорбел что сотворил Я. Но уже вся земля растлилась перед Богом, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

Ной же обрел благодать пред Господом Богом. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо исполнилась земля неправды от них и вот, Я истреблю их с земли. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. (Быт.6:5-13;7:21-23). Конечно, страшная катастрофа Всемирного Потопа была допущена Богом не из-за несчастных бессловесных зараженных человеком смертью тварей. Тем более что все спасенные Ноем сохраняли в себе смертные повреждения и были обречены перенести их в новый мир также как и сам Ной, и семья его. Все дело было в людях, точнее в каинитах!

После страшного греха братоубийства, оставивший Бога и оставленный Им наедине с самим собой Каин обратился в скитание. Защищенный от убиения по Божией милости Его печатью стенающий и трясущийся от своих страстей нисколько не раскаявшийся в содеянном грехе пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. Там он пребывал восемьсот сорок лет и там же породил сынов и дочерей, создавших первую цивилизацию. Градостроители, скотоводы, музыканты, кузнецы всех орудий из меди и железа, все были дети Каина. (Быт.4:15-22).

Каинская цивилизация решительно существовала без Бога как сообщество воплощающих страсти создателей своего творчества. Это была плохая безбожная цивилизация. Всякое творчество, идущее не от Бога и содеянное не в Боге пагубно, ибо совершается не во благо человеку, но по страстям и для страстей его. Это была дьявольская цивилизация, быстро и страшно растлившая ее носителей. Об этом говорит своим женам пятый потомок Каина Ламех: «послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт.4:23,24). Слова Ламеха сами говорят за себя. Если защитная печать Каина вменяла за убиение его семикратное отмщение то, по этим словам Ламеха можно только себе представить все множество совершенных им грехов! И это, так или иначе, относилось ко всем каинитам, ибо по-другому в полностью безбожной цивилизации быть просто не могло!

В Эдеме же в то время жили потомки Сифа третьего сына Адама. О нем сказала Ева, что восставил ей Бог другое семя вместо Авеля убитого Каином. Когда у Сифа родился сын он нарек ему имя Енос, и: «сей упова призывати имя Господа Бога». Очень важный для нас оборот в церковнославянском переводе: «упова призывати», то есть, с верою повинуясь и надеясь, он призывал имя Божие (Быт.4:26). Судя по тому, что потомков Сифа Священное Писание называет сыны Божие (Быт.6:2), они затем так и вели праведную жизнь. Но наступает трагический этап в истории сынов Божиих: смешение с каинитами. Этот этап очень подробно и детально изложен Авдеенко Е.А., в его «Беседах о Каине». Мы же только вкратце обратимся к Священному Писанию: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2). Так, через женщин началось опасное смешение сынов Божиих и каинитов. Очень важно понимать, в чем была опасность этих женщин. Жена каинитянка это, прежде всего мировоззрение. «Прилепляющийся к блуднице становится одно тело с ней» (1Кор.6:16).

Опасность каинитянок была не в том, что могли возбудить они сладость чувств, а в том, что затем могли сделать духовную подмену и настоять на своем, и увлечь в свой пагубный мир страстей. Каинитянка это содержание, а ее привлекательность была «наживка» для праведного мужа. Начиная с каинитянок, на которых стали жениться сыны Божии, началась та особая проблема развращения уже поврежденного страстями человека. И много позже эта беда постоянно будет происходить с иудейским народом, даже мудрейший царь Израиля Соломон не минует этой участи. Именно о них женах с языческим мировоззрением потом в свое время Закон Моисеев будет запретительно предупреждать иудеев! Но они снова будут совершать этот грех, и снова отпадать от Бога! Через жен каинитянок не только начнется развращение самих сынов Божиих, но и появится особое потомство: их дети новые каинитяне. В Священном Писании о них сказано, что были исполины, люди сильные и именитые. (Быт.6:4). Именитые это значит славные в делах изобретательства, имеющие имя. Авдеенко Е.А., переводит их как: Гибаримы - гиганты по силе и Ниффелимы - именитые в делах своего изобретательства, ниспровержения и падения. Это будут исполненные страстями и могучие телом безбожники ничего общего не имеющие с детьми Божиими, это будут настоящие каиниты.

Духовное нравственное падение детей Божьих и их совершенно безбожное потомство, вот что пришло на смену церкви Божией, в которой прежде были дети Его. Сама граница между церковью и миром стерлась. Бог перестал быть - прежде всего, и стал - после всего. Можно ли удивляться, что в таком мире «умножились злобы человеков на земле и что все помышления сердца их были усердны на зло во всякое время». Вот почему милосердный Господь, видя все это и провидя неизбежное с человеком «размыслив, опечалился в сердце Своем, что сотворил их». Вот почему сказал Господь: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я восскорбел, что создал их». Животный мир неповинный перед Богом стал заложником человеческого безумия и греха, но никак иначе чем Всемирным Потопом навсегда очистить мир от всех до последнего каинитов было невозможно.

А что же был Ной? Священное Писание говорит: «Ной же обрел благодать пред очами Господа. … Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:8,9). Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «В то время, как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми Ной, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели. …Человеком мы назовем того, кто сохраняет образ человека…. чтоб быть человеком, надобно еще быть добродетельным, убегать пороков, побеждать нечистые страсти, и исполнять заповеди Господни». (Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия). И тогда милость Божия уничтожив гибнущих, безнадежно больных смертью уже не человеков, вновь дает возможность человеку и сохраненным им всем тварям Его начать новый этап своего бытия.

Был ли человек теперь навсегда защищен от каинской напасти. Увы, нет. Страшная смертельная болезнь Каина была скрыта не в плоти его, а в страстях захвативших его душу и только поэтому она пребывала в семени его. Стремительное ее развитие в первой полностью безбожной и потому самой злодейской Каиновой цивилизации не оставляло сынам Божиим, еще тогда не готовым к сопротивлению, вовсе никаких шансов выжить. Милостью Божией человек вновь получил этот шанс и воспользовался им. Потом, когда дьявольские страсти вновь восстанут в человеке на Бога, человек будет уже лучше готов к этому, но все же не настолько хорошо чтобы справиться с ними. Больной смертью человек будет сеять разрушение в мире людей и порученном его попечению животном мире.

Смерть внесенная человеком в животный мир совершенно изменила его и это немедленно отразилось на отношении природного мира к человеку. Животные перестали подчиняться человеку и слушаться его. Вся природа противостала человеку, изменив и осложнив его житие многими лишениями, изнурениями и опасностями. Но, как в душе человеческой вошедшая смерть не смогла уничтожить образа Божия, так и в изменившихся душах бессловесных животных сохранилась печать благословения Божьего как возможность существования по Промыслу Его. История дает нам целый ряд удивительных подтверждений этому. Когда опаснейшие и сильнейшие хищники (львы и тигры) сталкивались с великой силой божественной любви в душах святых Его, то перед ними они вели себя кротко и послушно, как овцы. Святой великомученик Пантелеймон и дикие звери в императорском цирке, Святой Герасим и лев в Иорданской пустыне, святой Зосима и лев выкопавший могилу преподобной Марии Египетской, святой Даниил со львами во рву и многие, многие другие свидетельства тому. Но все по промыслу Божьему об избранных Его. Так великому святому Своему Игнатию Богоносцу попустил Господь исполниться его истовому желанию: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым», и принять быструю кончину от диких зверей в римском цирке.

С развитием человеческого общества и животного мира на протяжении многих веков смерть, существующая в людях и животных, продолжала свое дело. Прежде возникшие страх, боль, недоверие и противостояние в мире животных и людей многократно умножились и качественно изменились. Войны между государствами, порабощение и истребление целых народов, пытки и казни, измены и предательства, лень и разврат, роскошь и нищета, убийства и все множество иных грехов совершаемых по смертоносным страстям людьми, все больше отвращали их от Бога и порабощали смерти. Подчинив себе страстями души людей, смерть заставила их отказаться от жизни, оставив умирающим лишь больное уродливое греховное временное существование. О гибнущих людях Павел говорит, что они «не заботились иметь Бога в разуме, но были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим.1:28-31).

Повинуясь дьявольским соблазнам в похотях сердец своих, люди творили всяческие безумия, противоестественные непотребства, оскверняя ими сами души и тела свои (Рим.1:26). Они слышали, что будет праведный суд Божий и что делающие такие дела достойны смерти, однако не только сами делали их, но и других делающих их одобряли. Все это стало следствием неверия и безбожия людей, которые по безумной страсти гордыни своей «..осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся..» (Рим.1:21-23). Это была страшная всепоглощающая и убивающая в человеке Образ Божий «любовь к миру, за которою», - по словам Иоанна Лествичника, - «следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние, - самая лютая из всех страстей» (Лествица,14:36).

Именно по отчаянию, а также другим страстям в нарушение второй заповеди Господней сотворил себе человек множество кумиров. По самой же пагубной страсти был сотворен человеком главный кумир, который еще прежде стал кумиром дьявола - это он сам. По гордыне, самомнению и неразумию своему тварь вознесла себя на место Творца. Преподобный Ефрем Сирин говорит об этом: «Поставил человек как бы божеством себе ближнего: ему старается он всегда угодить; его стыдится, если сделает проступок; его боится, если ведет себя худо; от его похвалы теряет и цену доброго своего дела; поэтому, человек в полном смысле стал рабом рабов. Ты, Благий, даровавший нам свободу, которую отдали мы в рабство, соделай и то, чтобы Тобою заменить нам того владыку, которого сами мы поставили над собою!» (Ефрем Сирин, прп., О рае). По произволу и непослушанию своему отпавший от Бога и своевольно впавший во власть греха человек уже не мог сам освободиться от нее. Более того, погрязнув в этой власти, он уже массово и не хотел освободиться от нее! Утопая в гибельных страстях люди «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1:25). Смерть пожинала свою жатву.

Не ведая, что творит, человек приносил свои жертвы Богу и разным идолам, которых почитал за богов. Его больная страстями и похотями душа дерзко требовала от Бога (за принесенные жертвы) не своего исцеления от рабства страстям, а помощи и защиты на его безбожном, своевольном пути. Закон Моисеев, пророки, попускаемые Богом страшные горести и страдания, ничто не могло отвратить человека от дальнейшего его падения и гибели. Грехи множились и все больше убивали человека. Ничего не понимающая душа его истерзанная животным страхом, раздираемая страстями и мучимая совестью бессознательно и безгласно взывала о помощи, но надежды на спасение от смерти грехом у человека уже не оставалось. Непонятная ему страшная смерть, овладев человеком, определила все его бытие. Человек по безбожию и неверию своему был совершенно неспособен понять свою смерть и ее страшную природу! По житейскому опыту он хорошо понимал свою кончину и ее неизбежность, страшился ее и, предвидя, как мог к ней готовился. Но захватившую его смерть и ее прямую связь со всем внутри и вокруг него происходившим безумным кошмаром человек понять не мог! Остатками жизни в своей душе он ощущал ужас, безысходность и страшную тоску от захватившей его смерти.

Не понимая истинной причины, человек связывал их со своей неизбежно грядущей кончиной. И, конечно же, человек не понимал угрозы смерти вечной, как состояния смерти закрепленного навсегда, как вечного разделения его с Богом, уже реально нависшего над ним. Посему печально для людей пророчество Давида: «Я сказал: вы  боги и сыны Всевышнего все; но вы как человеки, умираете, и как всякий из князей падаете. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс.81:6-8). Но, разве люди «боги и сыны Всевышнего все»? Да, люди боги по благодати Его, ибо сотворены Богом по Образу и подобию Его и все имеют в себе, в своем устроении образ Божий! Почему же тогда они «как человеки, умирают, и как всякий из князей падают»? Да потому, что уже не живут по своему естеству - образу Божьему, но по своей воле смерти пребывают в погибельных страстях и падают ими в грехи, неизбежно ведущие только к их смерти. Окончательно гибнущего смертью и не способного самостоятельно справиться с властью греха человека, уже никак недостаточно было только прощать.

Всю греховную человеческую историю любящий и милосердный Бог прощал человека. Но каждое новое прощение Богом человека никак не помогало ему и само по себе не делало его лучше. Теперь человека нужно было уже только спасать от смерти. И тогда спасение пришло от «могущего спасти». Сам «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11), ибо «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18:14). Сам Создатель изволил стать человеком, чтобы человек снова стал богом. Стал богом по благодати данной ему Творцом в его изначальном образе. Снова стал носителем тех неповрежденных души и тела, в которых он был сотворен и которые в свое время Спаситель Христос, через Его воскресение Богом от мертвых, восстановит возрожденному человеку. Поскольку спасение Господом человека осуществляется при самом непосредственном и заинтересованном его участии очень важно понять саму суть этого нашего спасения, саму возможность отнять человека у смерти, избавить его от конечного тела и вновь восставить цельного с бессмертной душой и особым бессмертным телом. Попробуем сначала внимательно рассмотреть, как человек сам понимает и воспринимает смерть и понять, как и чем на самом деле держится смерть в человеке.


Рецензии