Проблема насилия

Чтобы предотвратить или остановить неправедное насилие нужно праведное насилие ("добро должно быть с кулаками").
Но праведного насилия нужно в меру.
Если его будет слишком мало, то неправедное насилие не остановится.
Если его будет слишком много, то оно само превратится в неправедное насилие.
Но точной меры никто не знает.
Вот и выходит, что праведного насилия то слишком мало, то слишком много.
А ушлые люди, пользуясь этим, вечно перемешивают праведное насилие с неправедным и путают всех.


Рецензии
Не соглашусь с озвученным тезисом.
Насилие априори не бывает праведным или не праведным. Оправданное перед обществом насилие - да, но на уровне междучеловеческих отношений, насилие всегда останется наслием.
Праведное насилие преумножает насилие так же, как и не праведное. Насилие и сила - возможно, что в иной подборке слов смыл текста было бы проще озвучить.

Ольга Ваккер   20.10.2023 08:55     Заявить о нарушении
В последнее время люди поднаторели использовать эвфемизмы — чтобы сгладить, чтобы не задеть, чтобы не шокировать ненароком. И в результате оторвались от реальности. Которая ничего не сглаживает, а просто бьёт — и , как правило, по голове.
Поэтому, я стараюсь называть вещи своими именами.
Насилие — оно и есть насилие.

P.S. Из сегодняшних новостей:
"К сожалению, приходится говорить о том, что человечество, похоже, не способно жить без войны – такова падшая природа человека. Но мы можем и должны минимизировать гуманитарный вред от военных действий, если эти действия начались, особенно когда речь идет о народах, вышедших из единой крещальной купели, объединённой общей историей – я имею в виду народ России и Украины", – сказал патриарх на встрече с участниками фестиваля "Вера и слово" в зале церковных соборов храма Христа Спасителя".

Павел Лобатовкин   20.10.2023 09:04   Заявить о нарушении
Да, теперь соглашусь)
Минимизация гуманитарного вреда в войне - это заглаживание видимых последствий и, одновременно, смирение с их причинами.
Поэтому, подобные высказывания вызывают у меня агрессию в совокупности с тягой к насилию... "падшая природа человека" - тут читается как проституция моральных ценностей, не удивительно, что всё больше людей теряет веру.

Ольга Ваккер   20.10.2023 09:41   Заявить о нарушении
Признаюсь: удивили.
Я ожидал услышать какие-либо возражения и был готов привычно ответить "Это ваше мнение. У меня другое. Так бывает.", и вдруг — вы меняете своё мнение и соглашаетесь с моим тезисом!
Я растерян. Не знаю, как реагировать.

Павел Лобатовкин   20.10.2023 09:49   Заявить о нарушении
Я не поменяла своё мнение. Насилие есть насилие, и оно не бывает праведным или не праведным. Праведное насилие - это по сути индульгенция насилия, оправдание перед обществом.

Ольга Ваккер   20.10.2023 10:02   Заявить о нарушении
То есть я не верю в праведность насилия.

Ольга Ваккер   20.10.2023 10:10   Заявить о нарушении
Тогда всё привычно, и мы спокойно останемся каждый при своём мнении.
Вы — считая, что нет места злу на свете.
Я — считая, что без зла жизни не бывает.

Павел Лобатовкин   20.10.2023 10:21   Заявить о нарушении
Нет, я считаю, что зло самостоятельно и само себя наказывает. А цель добра - это не мешать злу себя наказывать. Шучу.
Цель добра - это просветление, некое понимание жизни и свою роль в ней.
Насилие - это преднамеренное применение физической силы, то есть умышленное. Зло в этом контексте - это умысел, а утверждение, что насилие принуждённое и исходит от бессилия и от безысходности - это ложь. Физически бессильный способен проявить насилие только по отношению к более слабому.
Жизнь не оперирует двоичной логикой, добро - зло, её обосновал Аристотель чтобы обозначить видимые границы, для удобста ориентировки. Я за разумность. Иногда и зло бывает разумно.

Ольга Ваккер   20.10.2023 10:49   Заявить о нарушении
Ольга, я не готов играть в слова. И, тем более, в эвфемизмы.
Я — за жизнь.
А раз я уверен, что жизнь невозможна без некоторого количества насилия, войн, лжи, горя и прочего зла, значит, я признаю необходимость существования некоторого количества всего этого.
Вы можете не признавать — ведь каждый сам решает, как ему в этой жизни устраиваться.

Кто бы как ни оправдывал злые дела,
Души преданных злу выгорают дотла.
Потому раз уж нам не дано зла не делать,
Пусть хотя бы творится то зло не со зла.

Павел Лобатовкин   20.10.2023 10:58   Заявить о нарушении
P.S. А выяснением, чем "необходимое насилие" принципиально отличается от "праведного насилия", пусть занимаются филологи. Если им делать больше нечего.
Так думаю.

Павел Лобатовкин   20.10.2023 11:06   Заявить о нарушении
А я ещё и за понимание жизни)
Благодарю Вас за увлекательную дискуссию и за повод поразмышлять о жизни.

Ольга Ваккер   20.10.2023 11:10   Заявить о нарушении
Многие задают себе вопросы о том мире, в котором мы находимся, и о нашем месте в этом мире.
Мне оказалось удобно осмысливать этот мир в форме рубаи.
В результате получилась книга, в которой четверостишия перемежаются с короткими прозаическими миниатюрами, и в целом всё это описывает моё текущее мировоззрение. Как выразился один из рецензентов от издательства, "автор вырастил своё личное Древо добра и зла".

Я очень надеюсь, что в моей книге читатель ответов не найдёт. Но вместо этого он найдёт множество поводов взглянуть на привычные явления с неожиданных сторон, хорошенько подумать и, возможно, прийти к каким-то новым выводам, новым впечатлениям.

Если хотите, я с удовольствием отправлю вам официальную электронную версию моего Рубайата (в свободном доступе в Интернете его нет) — нужен только адрес вашей электронной почты.
Если вам это не особо нужно — то и ладно.
И так всё хорошо.

http://proza.ru/2022/11/11/1777

Павел Лобатовкин   20.10.2023 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.