Синтетическая картина Мира. Карл Дюпрель

Тезисы
Карл Дюпрель (1839 – 1899)
2. Двуликость человека

Итак, если отрешиться от дуализма силы и материи, то наше посмертное существование перестанет быть для нас совершенно непонятным, так как оно будет подобно теперешнему нашему трансцендентальному существованию и приблизится еще более к нашему земному существованию, если принять во внимание то, что имеющие в нем место наши способности приобретаются нами после нашей смерти не впервые.

Потусторонний наш мир представляет продолжение нашего мира, но продолжение, лежащее за порогом нашего сознания. Человек, как биологическая форма, приспособлен только к этому миру; потусторонний же его мир скрыт от его познавательного органа подобно тому, как продолжения солнечного спектра скрыты от его глаза, приспособление которого не распространилось за пределы цветов радуги.
*

Антиномии находят свое решение за пределами заключающей их в себе области (планиметрические антиномии разрешаются только стереометрически). Общим принципом механического и теологического воззрений служит сверхчувственное, что должно быть положено в основание природы как феномена.

Жизненным началом служит в нас наш трансцендентальный субъект. Будучи организующим принципом, этот субъект по отношению к организму априорен, первичен, вследствие чего форма нашего земного обнаружения непременно должна быть только преходящей формой его существования. "Не у человека разум, а у разума человек".
Чувствами обусловливается у нас качество нашего сознания, а не само его в нас существование, подобно тому, как цветными очками обусловливается цвет видимых сквозь них предметов.
Так как трансцендентальные способности не зависят от нашего чувственного аппарата, даже предполагают его пассивность, то при имеющем место во время нашей смерти распаде этого аппарата должно остаться неприкосновенным само наше существо. Смерть возьмет от нас только чувственное наше сознание.

3. Дуализм сознания

Художники, поэты и философы согласны в том, что в результате полнейшего отрешения от нашей внешней жизни у нас появляется в конце концов бессознательное творчество, которое только и дает нетленные плоды. В основании творчества лежит интуиция. Надо пропитаться насквозь материалистическим образом мыслей, чтобы думать серьезно, что механическими движениями молекул мозгового вещества человека можно объяснить замечательнейшее из всех явлений в мире – творчество гения.
*
…Для своего погружения в материальный мир, наш трансцендентальный Субъект построил себе соответствующее орудие – наше тело, и снабдил его необходимым для своего действия в этом мире двигательным и познавательным аппаратом.


Рецензии