Казань. От промышленного училища до СХИ

ОТ СОЕДИНЁННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА В ГОРОДЕ
КАЗАНЬ ДО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА

1. ВВЕДЕНИЕ

Соединённое промышленное училище в городе Казань (КСПУ) – колыбель всех профессионально-технических образовательных и многих научных учреждений, которые сейчас функционируют на территории Республики Татарстан и сопредельных регионов. В КСПУ преподавали выдающиеся экспериментаторы и учёные из разных отраслей знания. Выпускники становились квалифицированными рабочими, инженерами, архитекторами, некоторые выдающимися политическими деятелями. В июне 2021 г. вышел специальный выпуск журнала "Стройэкспертиза", посвящённый 100-летию строительной отросли Республики Татарстан, в котором представлены страницы истории КСПУ. КСПУ было не только образовательным, но и культурным центром. Кроме того, учреждение на разных этапах преобразования сыграло решающую роль в биографии ряда персон, наследие которых представлено в электронной коллекции с приложением "Наследие ботаников в Казанском университете".

ИСТОЧНИКИ

1. История Государственного аграрного университета. URL: http://www.kazanhighschools.ru/hs/kgsha/122-istoriya.html
2. Краткая история – Казанский государственный аграрный университет. URL:
3. Истоки архитектурно-строительного образования в Казани и Республике Татарстан // Музей истории КГАСУ: Истоки (1890–1919). URL: 4. Григорьев Е. И. Казанское Соединённое промышленное училище (1890–1917 гг.) – пример интеграции образования, науки и производства (Из истории Казанской химической школы: от А. М. Бутлерова до А. М. Зайцева) // Историческое обозрение. 5. Химия и компьютерное моделирование. Бутлеровские сообщения. 2003. № 1. С. 43–56.
6. Кузница Казанской химической школы // Газета Республика Татарстан. Опубликовано 27.05.2004. URL:  https://rt-online.ru/p-rubr-kult-34281/
7. Кузница Татарстанских кадров // журнал Стройэкспертиза. Республика Татарстан. 2021. 6 июнь. № 6. С. 4–8. URL:
ЭТАПЫ преобразования образовательного учреждения Соединённое промышленное училище в городе Казань в Сельскохозяйственный институт и их отношение к персонам проекта "Наследие ботаников в Казанском университете"

Наименование учреждения, аббревиатура, год основания (ФИО персоны, статус в учреждении):

1. Казанское соединённое промышленное училище, КСПУ, 1905 г. Василий Алексеевич Марков, служащий.

2. Казанский промышленный, экономический и художественный техникум, 1918 г. Василий Алексеевич Марков, служащий.

3. Казанский политехнический институт с сельскохозяйственным факультетом, КПТИ, 1919 г. Василий Алексеевич Марков, служащий; Михаил Васильевич Марков, студент;
Серафима Александровна Маркова (Парфёнова), студентка.            

4. Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства, КИСХиЛ, 1922 г. Андрей Яковлевич Гордягин, служащий; Серафима Александровна Маркова, студентка, служащая; Михаил Васильевич Марков, студент, служащий; Леонид Вадимович Любарский, студент; Павел Вадимович Любарский, студент.

5. Казанский сельскохозяйственный институт, КСХИ, 1930 г. Серафима Александровна Маркова, служащая.

ЛЕТОПИСЬ

Ввиду чрезвычайной значимости учреждения мной была составлена летопись событий.

17 апреля 1881 г. Все технические учебные заведения в Российской империи переданы в ведение Министерства народного просвещения.

26 июня 1889 г. Заседание Государственного совета с особой комиссией Министерства народного просвещения по поводу целесообразности открытия промышленного училища в городе Казань.

Министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов обосновал выбор города: "Казань – местность, где химическая промышленность в России имеет первостепенное значение и кроме того, производства прядильно-ткацкое и мукомольное в Казани и близ её сообщают ей характер важного промышленного центра, в котором вполне справедливо учредить промышленное училище".

(ИСТОЧНИК. Извлечения из Всеподданнейшего отчёта Министра Народного Просвещения на заседании Государственного совета от 26.06.1889 года // Дополнения к изданию Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения по 1 января 1889. Санкт-Петербург: Типография А.Катанского (Невский проспект, д. 132), 1893.  URL: 

По результатам заседания принято Решение об открытии в городе Казань Соединённого промышленного училища с двумя уровнями профессиональной подготовки: 1) среднее химическое; 2) низшее техническое с механической, химической и строительной специальностями.

В преамбуле к документу написано: "Центральное положение Казани между промышленными губерниями средней России и изобилующими естественными богатствами, а также исторически сложившаяся связь с экономической жизнью Сибири делают Казань особенно подходящим пунктом для специального образования техников и мастеров по химической, механической и строительной специальностям".

14 июня 1890 г. Император Александр III утвердил Указ об учреждении в шести местностях России промышленных училищ разных типов, в том числе Соединённого промышленного в городе Казань. Казанская Городская Дума выделила земельный участок на строительство зданий и корпусов для будущего КСПУ в центре города: в конце ул. Грузинская (ул. К. Маркса).

Для изучения опыта технического образования за границу были направлены профессор Санкт-Петербургского технического института Н. И. Тавилдаров, гражданский инженер Бернгард и будущий директор училища, инженер-технолог Н. Г. Грузов.

12 июня 1896 г. Заключён контракт на строительство учебного корпуса по проекту Константина Савиновича Олешкевич с торговым домом братьев В. и А. Персон на земельном участке, расположенном напротив Родионовского института благородных девиц. Следить за процессом строительства назначен архитектор Казанского учебного округа С. В. Бечко-Друзин.

1897 г. Дмитрий Иванович Менделеев, работавший в этот период на химическом заводе П. К. Ушкова (ныне г. Менделеевск), использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха (пироколлодий), сказал: "В нашу эпоху, когда промышленность начинает занимать должную и чрезвычайно важную роль в жизни всей страны, особо ощутителен недостаток в широком и самостоятельном развитии промышленного образования".

(ИСТОЧНИК. Менделеев Д. И. Основы фабрично-заводской промышленности. СПб.: тип. В. Демакова. 1897. Вып. 1. С. 46.).

10 сентября 1897 г. Торжественное открытие Соединённого промышленного училища в актовом зале Реального училища в присутствии представителей администрации, учебного ведомства, земства, городского управления, военного и судебного ведомств, членов Казанского отделения Императорского технического общества, учебного персонала, учащихся и публики.

По Положению об училище в штат сотрудников входили следующие лица: директор, законоучитель, преподаватели, ведущие теоретические занятия, руководители практических занятий, надзиратели, врач, бухгалтер, писарь, а также машинист, сторож и переписчик. Ввиду особого характера обучения преподавателями приглашались не только специалисты с высшим образованием, но и имеющие большую практику по своей специальности; руководителями практических занятий могли быть лица, прошедшие курс среднего технического училища, проработавшие значительное время на заводах, стройках и обладающие надлежащим практическим опытом.

КСПУ было многопрофильным, ориентированным на профессионально-технические знания, но также в нём преподавались основы предпринимательства (счётоводство, техническая отчётность, составление сметы).

"Низшее строительно-техническое училище сообщает учащимся сведения по строительному, печному, газопроводному, водопроводному и дорожному делу и по испытанию строительных материалов, имея целью подготовить строителей, учёных, десятников для строительных и инженерных работ". В него для обучения принимались юноши не старше 18 лет, окончившие городские и уездные училища. Общий приём происходил ежегодно до начала учебного года 1 сентября. В училище, за некоторым исключением, принимались лица всех сословий и вероисповеданий.

1898 г. Александр Аполлонович Полумордвинов выпускник 3-й Казанской Мужской гимназии, студент 1 курса Казанского университета по физико-математическому разряду (1892 г.), выпускник механического отделения Харьковского технологического института был принят в штат КСПУ на должность преподавателя механики, черчения и руководителя механическими мастерскими.

(КОММЕНТАРИИ. Именно в этом учебном учреждении 3-ей Казанской Мужской гимназии проходил полный 8-летний курс обучения будущий выдающийся ботаник Казанского университета Михаил Васильевич Марков с 1910 по 1918 гг.).

1899 г. Молодой преподаватель-экспериментатор А. А. Полумордвинов подал заявку на изобретение цветной телевизионной системы. Передача картинки и разложение трёх цветов осуществлялись фотомеханическим способом: между двумя вращающимися дисками с прорезями (передатчиком и приёмником) с использованием фотоэлемента (он назвал эту систему ТЕЛЕФОТО). В начале 1900 г. на первом электротехническом съезде в г. Санкт- Петербург, А. А. Полумордвинов сделал доклад о своём изобретении – первой в мире механической системе цветного телевидения. Он получил от военного министерства субсидию в 2000 рублей "на осуществление аппарата для передачи изображений на расстоянии".

(КОММЕНТАРИИ. В 1903 году Александр Аполлонович Полумордвинов впервые предложил совместить передачу цвета и звука и получил патент на изобретение аппарата для одновременной передачи изображения и звука. Благодаря экспертизе профессора Электротехнического института П. С. Осадчего получил в 1905 г. привилегию за № 10738, закрепившую за Россией честь изобретения цветного телевидения. А. А. Полумордвинов из-за ряда проблем и отсутствия финансовой поддержки на переломном этапе отечественной истории после 1919 года был вынужден продать свой патент английскому учёному Джону Бэрду, всемирно признанному в 1928 г. автору цветного телевидения).

(ИСТОЧНИК. Рашковский А. Л. Александр Аполлонович Полумордвинов. Трагическая судьба вятского гения (1874–1941). Публикация 7 октября 2012 г. URL: https://maxpark.com/community/4854/content/1596294).

(СПРАВКА. Александр Львович Рашковский (1946–2017 г.). В 1969 г. окончил Кировский политехнический институт. Работал на инженерных должностях на заводе им. Лепсе, Межотраслевом проектно-конструкторском бюро по машиностроению в г. Киров, в Кировском филиале "Росоргтехстрой", руководитель Кировского центра научно-технического творчества молодёжи. Являлся автором ряда изобретений в области электротехники, награждён званием "Заслуженный изобретатель СССР". С 1973 г. А. Л. член, а с 2001 г. – председатель клуба "Вятские книголюбы" при областной библиотеке им. А. И. Герцена. Постоянный участник краеведческо-литературных конференций в г. Киров // Родная Вятка. ГRL: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2570/111887).

В 1901 г. профессор Императорского казанского университета А. А. Альбицкий, осмотрев лаборатории КСПУ, сказал: "С грустью должен сознаться, что лаборатория Казанского промышленного училища значительно превосходит университетскую по своим удобствам".

(ИСТОЧНИК. Альбицкий А. А. Кафедра химии и химическая лаборатория Императорского Казанского Университета в их прошлом и настоящем. Ломоносовский сборник: Материалы для истории развития химии в России. Москва: Химическое отделение Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, типолитография. А. И. Мамонтова. 1901. С. 33.).

Осенью 1901 г. Сергей Миронович Костриков (в последствии выдающий политический деятель СССР С. М. Киров: член Политбюро ЦК ВКП (б), Первый секретарь Ленинградского обкома партии) поступил на обучение в КСПУ на отделение Низшее механико-техническое промышленное училище за счёт земства и Попечительского фонда городского училища г. Уржум по ходатайству воспитателей приюта и учителей городского училища.

1902 г. Первый выпуск Низшего строительно-технического училища. 16 выпускников стали гражданскими техниками-строителями.

С того времени процесс подготовки профессиональных инженерно-строительных кадров стремительно развивался. Выпускники КСПУ работали техниками-строителями, дорожно-строительными техниками, землемерами, чертёжниками, дорожными надзирателями, десятниками, гидротехниками и др.

1904 г. завершили обучение: 1) С. М. Костриков, получив награду первой степени, оказавшись в пятёрке лучших выпускников того года. Именем С. М. Кирова в 1935 г. было названо одно из образовательных учреждений приемников КСПУ – Казанский химико-технологический институт, а также ряд населённых пунктов и районов по всему бывшему СССР; 2) П. Е. Спирин. Он впоследствии стал помощником архитектора Казанской губернской земской управы; 3) В. П. Соколов впоследствии работал в Самарской контрольной палате по проверке смет на технические работы по постройке казённых зданий.

Выпускники были весьма востребованными. Многие работали преподавателями в различных гимназиях и школах, занимались частными строительными работами, занимали высокооплачиваемы должности на передовом химическом заводе братьев Крестовниковых(КОММЕНТАРИИ. Сейчас это химкомбинат "Нэфис").

5 ноября 1905 г. Директор КСПУ Н. Г. Грузов представил на утверждение Попечительского совета проект о реорганизации КСПУ:

"...Низшее строительно-техническое училище в Казани является первым училищем такого типа в России. Низшее строительное образование можно было получить в школах для десятников в Санкт-Петербурге, Одессе, Риге. Эти школы обучали взрослых юно¬шей и имели более узкую и определённую цель. А лица, окончившие низшие строительные училища, не могут быть хорошими десятниками, так как сами не были работниками. По выходе из училища они в большинстве своём поступают на службу в земские управы, где числятся техниками. В маленьких городах они часто сами заведуют постройками из-за отсутствия инженеров. Между тем знания, полученные в низшем строительном училище, недостаточны для роли земского техника и возведения самостоятельных построек. Поэтому, как показывает 6-летний опыт, необходимо преобразовать низшее строительное училище в среднее, причём ученики должны приниматься после окончания реальных училищ...

(КОММЕНТАРИИ. В 1905 году на службу в КСПУ был приглашён Василий Алексеевич Марков на должность начальник столярными мастерскими и переехал в Казань со всей семьёй, включая старшего сына будущего выдающегося ботаника профессора М. В. Маркова).

Предлагается оставить вместо трёх одно низшее училище, куда будут поступать вследствие крайней бедности и с небольшим удовольствием. В училище необходимо открыть три средних училища с механической, химической и строительной специальностями.

Предполагается изменить учебные планы, ввести курс электротехники, добавить уроки математики, сократить курсы счётоводства, коммерческой географии и политической экономии. Ввести практические занятия по физике и электротехнике, увеличить количество занятий в химических лабораториях и на заводах.

Всего оставить 212 предметных уроков, из них по физике и электротехнике – 27, 15 – по химии, 100 уроков черчения, 42 урока рисования и чистописания".

На этот проект пришёл ответ от Попечителя Казанского учебного округа: "Признать такое преобразование в принципе желательным и возможным. Летальную разработку отложить до одного из будущих заседаний Педагогического совета после предварительного рассмотрения господами преподавателями училища всех измышлений, которые повлекут за собой такое преобразование".

Корпуса и здания КСПУ составили целый комплекс на Арском поле по Грузинской улице, в который входили: "1) главный трёхэтажный корпус училища, служащий для помещения классов, чертёжных и рисовальных зал, библиотек, музея и других учебных помещений; 2) трёхэтажный корпус квартир служащих; 3) двухэтажный корпус механических мастерских с одноэтажной каменной пристройкой для кузницы и помещения парового котла и паровой машины; 4) двухэтажный корпус химической лаборатории с залами для занятий качественным, количественным и техническим анализом с прилегающими к ним физической и химической аудиториями, физическим кабинетом, помещениями для приготовления опытов по химии и физике; 5) одноэтажный корпус техно-химических мастерских и учебных заводов для практического изучения производств (клееваренного, мыловаренного, содового, сульфатного, минеральных солей) и изучения операций по различным отделам технологии, с отделением для электрической станции; 6) двухэтажный амбар для хранения и учёта сырых материалов, продуктов и изделий учебных мастерских; 7) одноэтажные службы; 8) сарай для сушки леса"...

(ИСТОЧНИКИ. Краткие сведения о Казанском промышленном училище и условия приёма. Казань: Императорский университет. 1907. С. 11–12.
Отчет о состоянии Казанского соединенного промышленного училища за 1912 год. Казань: типография И. Н. Харитонова. 1913. С. 33.).

Жизнь КСПУ разнообразили культурные мероприятия. Силами учащихся были организованы мероприятия по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, 100-летия Отечественной войны 1812 года и др. Проводились ученические вечера – как ежегодные, так и тематические. Так, например, на ежегодном ученическом вечере 14 февраля 1914 года выступал хор и оркестр учеников, декламировались стихи, исполнялись музыкальные номера на скрипке, гитаре и т. д. Проводились в КСПУ также ежегодный годичный акт и ежегодная выставка ученических работ.

(КОММЕНТАРИИ. Акт - торжественное собрание по поводу дня открытия образовательного учреждения. На "акте" зачитывались годовой отчёт и обзоры научных трудов, профессорами произносились речи. Как памятные знаки выпускались специальные медали).

(ИСТОЧНИК. Григорьев Е. И. Казанское соединенное промышленное училище в материальной и духовной культуре Казани (1890–1917 гг.). Литературные чтения в усадьбе Боратынских. ГОМ РТ, Музей Е. А. Боратынского. Казань: ГОМ РТ. 2001. С. 7–10.).

30 мая 1917 г. В соответствии с постановлением № 131 Временного правительства Соединённое промышленное училище преобразовано в Казанское политехническое училище (со статусом вуза) с тремя отделениями: химическим, механическим и строительным.

30 сентября 1917 г. Казанское политехническое училище получило законное право выпускникам присваивать квалификацию инженер узкой специальности.

21 ноября 1918 г. В соответствии с предписанием № 3420 Отдела вузов Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) РСФСР был создан Казанский промышленный, экономический и художественный техникум, в состав которого вошли: Казанское политехническое училище, Казанское художественное училище, Казанское коммерческое училище и Виленское химико-техническое училище.

2 января 1919 г. В соответствии с Постановлением № 22 Отдела вузов Наркомпроса РСФСР Казанский промышленный, экономический и художественный техникум преобразованы в Казанский политехнический институт.

9 января 1919 г. Казанский политехнический институт начал свою работу в составе 4-х факультетов: архитектурно-строительный, химический, механический, экономический с сельскохозяйственным уклоном.

23 февраля 1919 г. В структуре Казанского политехнического института сформирован сельскохозяйственный факультет.

22 мая 1922 г. В соответствии с Постановлением Главпрофобр РСФСР на основе объединения сельскохозяйственного факультета Казанского политехнического института и лесного факультета Казанского государственного университета учреждён Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства. Казанское среднее сельскохозяйственное училище было закрыто, хозяйство его передано институту, а её учебно-опытная станция "Ферма" осталась в ведении Наркомата земледелия ТАССР.

Октябрь 1922 г. Утверждено первое правление КИСХиЛ. На сельскохозяйственное отделение приняты профессора: А. М. Васильев, Андрей Яковлевич Гордягин, Ф. В. Чириков, А. Е. Арбузов, Ф. Т. Дитякин и многие другие.

Сентябрь 1923 г. – первый выпуск КИСХиЛ.

Май 1925 г. Постановление правительства РСФСР по передачи в ведение КИСХиЛ ряда объектов: 1) "Ферма" из Наркомата земледелия ТАССР; 2) комплекс зданий бывшего КСПУ (ул. К. Маркса, 65).

26 декабря 1928 г. Принято Постановление Президиума ТАТЦИК о признании КИСХиЛ учебным и научно-исследовательским центром Поволжья. В связи с этим рекомендовалось Наркомпросу и институту обратить особое внимание на комплектование вуза рабочей и крестьянской молодёжью, особенно из бедняков и батраков, и на увеличение числа татар-выдвиженцев в приёме.

Июнь 1929 г. Утверждён акт Совнаркомом РСФСР о преобразовании сельскохозяйственного факультета в агрономический с отделениями: 1) агрономическое с секциями растениеводства и животноводства; 2) коллективного земледелия; 3) землеустроительное. Лесного факультета в факультет лесного хозяйства.

Основная масса студентов были комсомольцами, идейно преданными молодой Советской власти, несмотря на очень трудные условия, проводили большую учебную, политико-воспитательную и культурно-массовую работу в институте и подшефных деревнях Арского и Свияжского кантонов Татарии. Они активно участвовали в предметных комиссиях, вместе с преподавателями составляли учебные планы и программы по всем дисциплинам и приводили их в соответствие с требованиями времени. Кроме того, они оказывали большую помощь преподавателям в оборудовании лабораторий и кабинетов общего и частного земледелия, почвоведения, машиноведения и других специальных дисциплин.

(СПРАВКА. Кантон – это тоже, что административный район)

Студенты принимали активное участие в шефстве над деревнями. Эта работа была самой многогранной и увлекательной. В 13 деревнях более 70 студентов работали над ликвидацией неграмотности, руководили спортивными, хоровыми, музыкальными, драматическими кружками, организовали "агрообоз" по очистке семян, выступали с докладами о внутреннем и внешнем положении СССР, вели агротехническую пропаганду, систематически выпускали стенные газеты, занимались антирелигиозной работой. Такая работа для сельского хозяйства ТАССР, переживающего негативные последствия коллективизации, была большим подспорьем. Большое внимание студенты уделяли связям с военно-морским и воздушным флотом. В воинские части писали письма, собирали подарки, выезжали с концертами. Студенты активно участвовали в культурно-массовых и оборонно-спортивных мероприятиях. Они организовали литературно-художественный журнал "Чернозём", в котором печатали (на стеклографе) свои стихи, поэмы, рассказы.

1930 г. Наркомзем СССР принял Постановление о ликвидации Казанского института сельского хозяйства и лесоводства и формировании двух вузов: Марийский лесотехнический институт с переводом в 1932 г. в город Йошкар-Ола (Марийская АССР) и Казанский сельскохозяйственный институт с агрономическим факультетом.

27 октября 1932 г. Специальной комиссией Наркомзем РСФСР принял Постановление о присвоении Казанскому сельскохозяйственному институту имени выдающегося писателя А. М. Горького.

1933 г. Казанский институт молочного хозяйства расформирован и включён в состав КСХИ в статусе зоотехнический факультет.

(СПРАВКА. В Казанском институте молочного хозяйства некоторое время работал Михаил Василевич Марков).

1936 г. зоотехнический факультет КСХИ переведён в Казанский ветеринарный институт.

                Светлана Федорова, Казань, 2023 г.


Рецензии