de omnibus dubitandum 1. 51

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.51. ИСКУССТВЕННЫЙ СДВИГ "ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ" В ПРОШЛОЕ…

    …как только закончилась опричнина (1572) (при Иване-Симеоне – Л.С.) и вместе с ней прекратилось засилье лютеран при царском дворе, в Москве собрался церковный собор.

    Н.М. Карамзин: «На соборе первенствовал Новгородский архиепископ Леонид (по-видимому, аналог епископа Геннадия из XV века)… Смирение великого царя… глубоко тронуло архиепископов и епископов: они проливали слезы, болезнуя о вине и виновном.

    Читали устав Вселенских соборов; рассуждали и положили утвердить брак, ради теплого, умильного покаяния государева, с заповедью не входить Иоанну в храм до Пасхи… обязывались молиться за Царицу Анну»

    Полоса опричнины закончилась разгромом ее самой. Как показывают документы, по сути дела, это был разгром клана Захарьиных, из которого вскоре выйдут Романовы.

    …во время «московского дела» 1572 года были казнены или изгнаны в ссылку: боярин Яковлев-Захарьин, родственники умершего боярина Юрьева-Захарьина, боярин Хирон-Захарьин (руское ли это имя – Хирон?) и др.

    Обратим внимание, что …Захарьин словно приставка к различным фамилиям (именам - Л.С.). но тогда, в свете того, что мы уже знаем. Возникает вопрос: не являются ли Захарьины теми самыми схариевцами, учениками Схарии, т.е. «жидовствующими», разгромленными якобы в 1499-1504 годах при раскаявшемся Иване III Грозном? Ведь Захарий и Схария – одно и то же имя, лишь немного по-разному произнесенное.

    Такое предположение косвенно подтверждается следующим весьма характерным обстоятельством. Оказывается, царь Иван IV «Грозный», приказав убить родственников умершего Юрьева-Захарьина, «не позволил похоронить их тела по христианскому обычаю» (Р.Г. Скрынников).

    По-видимому, это – прямой отголосок РЕЛИГИОЗНОЙ СМУТЫ (выделено мною - Л.С.). Православный царь не мог разрешить похоронить по-христиански еретиков, каковыми были в глазах церкви Захарьины. Но это еще больше сближает Захарьиных XVI века со схариевцами = «жидовствующими» XV века. Причем разгром Захарьиных приходится как раз на последний этап опричнины, что полностью воспроизводит судьбу «жидовствующих» при Иване III «Грозном» в XV веке. В обоих случаях – захват власти родственниками (или единоверцами) жены. 10 лет торжества, затем разгром, который носит характер борьбы с религиозной ересью.

    Будущие Романовы вышли из клана Захарьиных – схариевцев. Отражением этого клана, умышленно отодвинутым (романовскими фальсификаторами - Л.С.) на 70-80 лет вниз, в XV век, является тайное общество «жидовствующих» на Руси.

    Идея такого сдвига ереси «жидовствующих» в прошлое понятна. Романовы хотели полностью исключить из «руской истории» как следы своего участия в опричном терроре, так и свою прямую связь с официально заклейменной проклятием ересью «жидовствующих».

    Память о ереси сохранилась до сих пор; церковная анафема «жидовствующим» тоже оставалась (на словах – Л.С.) по крайней мере, до XVIII века. Но к Романовым и Захарьиным она якобы уже не относилась. Поэтому в написанном ими самими «романовском учебнике истории» ересь «жидовствующих» и Захарьиных разделяет искусственно созданный 70- или 80-летний разрыв. Причем главным мотивом была попытка скрыть участие именно в ереси, а не в терроре. Участие в терроре само по себе сомнения в законности их власти не вызвало бы. Ведь они могли бы сказать: наши предки громили врагов. Тогда как участие в официально проклятой религиозной ереси - куда более опасное обвинение для новой династии.
(Носовский Г.В. Русь и Рим: Новая хронология. Русско-ордынская империя. В 2 т. Т.II. Кн.III,IV/Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. – М.:Астрель: АСТ,2005. С. 635-637)

    В  5  часов дня 7 августа 1560 года Анастасия скончалась. Она хворала всего три дня, и самые искусные медики не могли определить ее болезни. Упорно говорили, что царицу отравили. Вся Москва провожала царицу, когда ее тело несли в Девичий Вознесенский монастырь.

    Летописец записал, что «преподобная Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели». А   Карамзин отметил, что «со смертью Анастасии, Иоанн лишился не только супруги, но и добродетели». Сам царь в письме к Курбскому через 18 лет после смерти жены писал: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? только бы у меня не отняли юницы моей, кровавых жертв не было бы». На помин души Анастасии царь передал в Троицкий монастырь 1000  рублей, на помин сына Ивана 5000   рублей (годовой доход с боярской вотчины тех лет - порядка 500-1000 р.).

    Иоанн был искренне, глубоко опечален смертью Анастасии. Во время похорон он шел за гробом, плакал, рвал на себе волосы. При виде его горя плакали многие бояре, а во время опускания гроба в могилу даже митрополит разрыдался.

    Целую неделю после похорон Анастасии Иоанн провел в одиночестве, не показываясь даже ближним боярам. Наконец, он вышел в приемную палату. Но это был уже совсем другой человек. Тридцатилетний царь сгорбился, лицо было желтое, изрезанное морщинами. Глубоко ввалившиеся глаза беспокойно бегали, горели недобрыми огоньками. Для Иоанна началась новая жизненная полоса, давшая ему печальную славу “Грозного”. Новая полоса началась и для всей Руси.

    КУЧЕНЕЙ Мария Темрюковна

    После смерти Анастасии Иван Васильевич IV "Грозный", что называется, стал «катиться по наклонной». Современники и вовсе открыто говорили, что царь впал «во блуд». При этом ни одна из последующих жён и близко не могла сравниться с первой супругой, по которой Иван IV, очевидно, тосковал всю свою последующую жизнь.

    Бояре Ивана "Грозного", избавившись от ненавистной им Анастасии, уже через восемь дней (август-сентябрь 1560 г. – Л.С.) предложили царю найти себе новую жену. Разумеется, ссылались они при этом на государственные интересы.

    Новую невесту нашли на Кавказе — ею стала княжна Кучене[й] (1548-06.9.1569), дочь кабардинского князя Темрюка. Приехавшая в Москву 13-летняя красотка с Кавказа очаровала царя, и 21 августа 1561 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание 35-летнего Ивана IV Васильевича "Грозного".

    Предварительно, как всегда делалось в подобных случаях, княжна была крещена в православие под именем Мария Темрюковна.

    В марте 1563 года* (согласно Традиционной истории 1552 г.р. шестилетняя – Л.С.) 15-летняя царица Мария родила 37-летнему мужу (Ивану IV Васильевичу «Грозному» {[(9 февраля 1526 года)1530-1584] - Л.С.} сына, которого нарекли Василием Ивановичем «Шуйским»*, однако младенец умер в возрасте двух месяцев [не умер Василий Иванович, а дожил до зрелого возраста - Л.С.].

*) Василий IV Иванович Шуйский (ок. 1552 [БСЭ1/Василий, имена великих московских князей][Примечание: М.Д. Хмыров указывает, что по одним источникам он родился в 1547 году, а по другим — в 1552 году](1563 г.р.! - Л.С.), Нижний Новгород — 12 сентября 1612, Гостынин) — русский царь c 1606 по 1610 год (Василий IV Иоаннович) [Василий Иванович Шуйский / Назаров В.Д. // Большая российская энциклопедия — 2017].
Представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей). После низложения жил в плену у поляков. Последний представитель рода Рюриковичей на русском престоле [Тюменцев И.О. Последний Рюрикович на русском престоле: царь Василий Шуйский и аристократия // Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 год. Рюриковичи и Российская государственность. — М.: Индрик, 2008. — С. 407-425].
Второй сын (фантазиями романовских фальсификаторов - Л.С.) князя Ивана Андреевича Шуйского и Анны Фёдоровны (в иночестве Анна, ум. до 1599 года, погребена в Покровском Суздальском Девичьем монастыре). Прямой потомок (фантазиями романовских фальсификаторов - Л.С.) в восьмом колене великого князя владимирского Дмитрия III Константиновича. Получил имя Василий в честь святителя Василия Великого, в соответствии с традицией светской христианской двуименности был назван Потапием [Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Два имени государя (Потапий Максимович Матвеев внук или Василий Иванович Шуйский) // Анатомия властu: государи и подданные в Европе в Средние века и Новое время. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — С. 120-134].
Влиятельный клан "Шуйских" был представлен при дворе (фантазиями романовских фальсификаторов - Л.С.) не только Василием, но и его братьями — Андреем, Дмитрием и Иваном Пуговкой.
В 1574 году (Иван-Симеон - Л.С.) рында с большим государевым саадаком в походе в Серпухов. В 1576 году (Иван-Симеон - Л.С.) второй голова у ночных сторожей, спал в государевом стане при походе в Калугу. В 1577 и 1579 годах (Иван-Симеон - Л.С.) рында с большим государевым саадаком в походах в Лифляндию, а после третий воевода войск в Полоцке.
В июле 1575 года (Иван-Симеон - Л.С.) получает поместье в Шелонской пятине. В 1576 году, вместе с братьями, входил в состав дворовой свиты царя Ивана Грозного (Иван-Симеон - Л.С.).
В 1580 году первый «дружка» на свадьбе царя Ивана Грозного (Иван-Симеон - Л.С.) с Марией Фёдоровной Нагой. В этом же году сделал вклад в 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь и упомянут первым воеводой войск левой руки в походе на Речь Посполитую.
В 1581 году (Иван-Симеон - Л.С.) воевода Большого полка в походе к Серпухову, а потом в чине воеводы охраняет берег Оки от нападения крымцев. В июле 1582 года (Иван-Симеон - Л.С.) воевода Большого полка в походе к Новгороду, при брате Андрее. В этом же году подвергнут кратковременной опале и отдан на поруки братьям. В апреле 1583 года (Иван-Симеон - Л.С.) воевода полка Правой руки в походе к Серпухову, вновь назначен Береговым воеводою, а в сентябре Первый воевода войск Правой руки в Тарусе.

Служба при Фёдоре Ивановиче
Считался, с прочими князьями Шуйскими, виновным в возмущении московской черни против князя Бельского, в самые первые дни правления нового царя, но, несмотря на это, 31 мая 1584 года, в день коронации царя Фёдора Ивановича, пожалован титулом боярина и назначен главой Московской судной палаты. Он, не отличался военными успехами, не имел влияния на царя, как член Боярской думы, и был, в тени других представителей его рода, более мудрых и талантливых. В 1585 году (фантазиям немецких горе-историков – Л.С.) примирился с царским «шурином Борисом Годуновым» (кавычки мои – Л.С.).
В 1585-1587 годах — первый воевода смоленский. В 1586 году был в числе челобитчиков царю Фёдору Ивановичу о его разводе (фантазиями немецких горе-историков – Л.С.) с неплодной царицей Ириной Фёдоровной, за что был в опале и сослан в Буй-городок, но вскоре возвращён. В 1588 году упомянут четвёртым бояриным в ближней Царской думе.
В 1590 году первый воевода в Великом Новгороде.
В апреле 1591 года возвращается в Боярскую думу, а в июне назначен главным следователем по делу о смерти царевича Димитрия, жил и работал в это время в Угличе. По делу царевича Дмитрия, будучи под строгим надзором Годунова, Шуйский (фантазиями немецких горе-историков – Л.С.) признал причиной смерти царевича самоубийство, несчастный случай.
Борис Годунов, уже не видя опасности в Шуйских, в этом же году возвратил их в Москву. С тех пор Шуйские в целом вели себя лояльно. В 1591 году отправлен первым воеводой в Новгород. В ноябре 1592 года был за столом у Государя, после чего отправлен первым осадным и первым воеводой «Большого полка» в Новгород. В июле 1593 года и сентябре 1594 года был за столом у Государя вместе с кизилбашским послом в Новодевичьем монастыре. В апреле 1596 года первый воевода войск «Правой руки» в Алексине. В июне 1597 года первый судья в местническом споре Шереметьева с князем Ноготковым, после чего в июле первый береговой воевода на Оке.

Служба при Борисе и Фёдоре Годуновых
В 1598 году первый воевода полка Правой руки в армии Фёдора Мстиславского в государевом Крымском походе к Серпухову против крымского хана Гази-Гирея. В данном походе трижды приглашался к государеву столу.
В 1599-1601 годах воевода в Великом Новгороде, где выполнял некое секретное поручение Государя.
В сентябре 1602 года принимает первым участие во встрече царя Бориса Годунова (фантазиями немецких горе-историков – Л.С.) датского герцога Ганса, жениха царевны Ксении Годуновой. неоднократно обедал с ним у Государя. В 1603 и 1604 годах упомянут за государевым столом с персидскими послами.
С 1604 года участвует в войнах против «Лжедмитрия I»=Сигизмунда III. В конце этого года назначен главнокомандующим царскими войсками. 21 января 1605 года разбивает 35-тысячное войско “самозванца” в битве при Добрыничах, который бежит в Путивль и остаётся там до мая. В Москве торжественно отметили данную победу, а сам князь Василий Шуйский пожалован золотым.
После смерти Бориса "Годунова" (13 апреля 1605 года), первоначально поддержал Фёдора "Годунова" и клялся перед народом в том, что сам клал в гроб истинного царевича Дмитрия, погибшего в Угличе. Однако всё оказывается тщетным и 01 июня в Москве начинается восстание в поддержку «Лжедмитрия I»=Сигизмунда III. Убедившись в непрочности положения нового царя Фёдора "Годунова", стал активно распространять слухи о счастливом спасении царевича, а 1 июня 1605 года прилюдно заявил, что в Угличе вместо царевича Дмитрия был убит попов сын, и что к Москве идёт не «Лжедмитрий I»=Сигизмунд III, а истинный сын царя Ивана Грозного. 03 июня в составе делегации бояр князь Василий "Шуйский" выезжает в Серпухов для встречи «Лжедмитрия I»=Сигизмунда III.
Вскоре начинает формироваться общественное мнение против самозванца. Князь Василий "Шуйский", с помощью своих (двоюродных или назначенных фантазиями романовских фальсификаторов - Л.С.) братьев, принялся претворять заговор против нового царя, назначению которого сам способствовал. Но "Шуйские" очень спешили и не были достаточно осторожны.
Заговор раскрылся 23 июня, а 30 июня 1605 года князь Василий Иванович был назван главным зачинщиком и приговорён Собором к смертной казни. Уже возведённого на лобное место, к удивлению приближённых, (сводный брат - Л.С.) «Лжедмитрий I»=Сигизмунд III его помиловал, заменив казнь ссылкой.
Князь был удалён в свои галицкие поместья. Имущество, вотчины и дворы его и "братьев" (кавычки мои - Л.С.) были конфискованы.
 
Служба при «Лжедмитрии I»=Сигизмунде III Ваза
После венчания на царство 21 июля 1605 года (сводный брат - Л.С.) «Лжедмитрий I»=Сигизмунд III Ваза простил и вернул Шуйских в Москву, так как нуждался в боярской поддержке, и князь Василий Иванович стал пользоваться особым расположением (сводного брата - Л.С.) «самозванца».
В ноябре этого же года определён вторым советником в Большом совете. От него «Лжедмитрия I»=Сигизмунда III Ваза он получил разрешение на брак (запрещённый Борисом "Годуновым"), сопровождал его тайные смотрины своей невесты при въезде в Москву.
На царской свадьбе 7 и 8 мая 1606 года ему была доверена почётная обязанность тысячного и сидел вторым за большим столом на скамейке напротив боярынь.
После венчания вёл Марину Мнишек из Успенского собора Московского кремля в царские покои под руку. Тогда же, назначен воеводой полка Правой руки в несостоявшемся походе на Крымское ханство. Но, несмотря на благоволение нового монарха (сводного брата - Л.С.) «Лжедмитрия I»=Сигизмунда III Ваза, вернувшиеся в Москву князья "Шуйские" приступили к осуществлению нового заговора.

Бунт и воцарение
Василий Иванович "Шуйский" был организатором и вдохновителем Московского восстания, которое произошло 17 (27) мая 1606 года. В ходе бунта (фантазиями немецких горе-историков – Л.С.) «Лжедмитрий I»=Сигизмунд III Ваза был убит, а князь Василий "Шуйский" был очевидцем его смерти, а уже через 2 дня, 19 (29) мая, группа приверженцев "Шуйского" «выкликнула» (объявила) его царём, который был среди всех бояр (сыном Ивана Ивановича "Молодого" и Марии Темрюковны - Л.С.) знатнейшим по роду и, стал главным претендентом на опустевший престол. Не дожидаясь всенародного избрания (как пишет Википедия - Л.С.), князь Василий Иванович взял власть в свои руки и 1 (11) июня 1606 года был коронован в Успенском соборе Новгородским митрополитом Исидором (по другим данным митрополитом Гермогеном).
Новый царь понимал (фантазиями немецких горе-историков – Л.С.), что трон под ним стоит шатко и непрочно, и начал укреплять своё положение, дав крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть, обещал судить всех «по правде», что не станет слушать доносов и никого не будет предавать смерти, не посоветовавшись с боярами. Одной из первых инициатив правительства "Шуйского" стало то, что в начале июня митрополит Филарет, Нагие (родственники последней супруги Ивана IV "Грозного") и другие заинтересованные лица отправились в Углич, чтобы (фантазиями немецких горе-историков – Л.С.) перенести в Москву останки царевича Димитрия, и князья "Шуйские" объявили Бориса "Годунова" убийцей царевича Дмитрия. Вознёс на себя в Архангельском соборе раку с мощами святого царевича Дмитрия, которую специально доставили из Углича. Но и этим ему не удалось найти опоры.
Соперники - Князь Василий Васильевич Голицын сам мечтал о престоле, а некоторые видели царём князя Фёдора Ивановича Мстиславского. Митрополит Филарет возглавлял Романовскую группу. "Шуйский" боялся его и удалил митрополита обратно в Ростов. На патриарший престол был избран митрополит казанский Гермоген. Многие другие бояре внушали, и не беспочвенно, царю подозрение. Даже посол в Польше говорил тайком, что бояре недовольны царём и хотели бы видеть на престоле сына польского короля — Владислава IV (сына «Лжедмитрия I»=Сигизмунда III Ваза – Л.С.).
В мае-июле в Москве то и дело возникали народные волнения такой силы, что иногда правительственные войска приводились в боевую готовность. Серьёзную опасность представляло движение в Северской окраине, где князь Григорий Петрович Шаховской сеял смуту и уверял всех в чудесном спасении Дмитрия («Лжедмитрия I»=Сигизмунда III Ваза - Л.С.).
Шуйский пытался укрепить войско после унизительных поражений, нанесённых царской армии сторонниками Дмитрия («Лжедмитрия I»=Сигизмунда III Ваза - Л.С.). При нём в России (Московском государстве - Л.С.) появился новый воинский устав — результат переработки немецких образцов. В 1607 году был принят свод законов, именовавшийся Соборным уложением. В то же время усилились центробежные тенденции, наиболее заметным проявлением которых было восстание Болотникова, подавленное только в октябре 1607 года. В это время Пётр Никитич Шереметьев усмирял бунтовавшую Астрахань.
В марте 1607 года издал указ, окончательно запретивший крестьянам переходить от одного помещика к другому (Юрьев день). В августе 1607 года на смену Болотникову пришёл новый претендент на престол — Лжедмитрий II. Царские войска были разбиты под Болховом (1 мая 1608). Царь Василий Иванович "Шуйский" со своим правительством был заперт в Москве, а возникший под её стенами Тушинский лагерь стал альтернативной столицей со своей правительственной иерархией. В довершение всего поляки, не желая покидать Россию (Московское государство - Л.С.), сражались на стороне "Лжедмитрия II". Отпущенная из плена Марина Мнишек, коронованная и венчанная царица, попав в Тушино, признала в тушинском воре (так называли нового самозванца) своего мужа, будто бы спасшегося от гибели 17 мая.
К концу 1608 года "Шуйский" уже не контролировал большую часть регионов страны. Эти обстоятельства вынудили царя Василия "Шуйского", чтобы удержаться на престоле и прекратить смуту, обратиться за помощью к шведскому королю Карлу IX, который ещё с 1606 года настойчиво предлагал её.
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский 28 февраля 1609 года в Выборге подписал Выборгский трактат, договор об оборонительном союзе России (Московского государства – Л.С.) и Швеции против Польши, обещал Швеции территориальные уступки в обмен на вооружённую помощь правительству Василия "Шуйского" (см. поход Делагарди).
Уступив Корелу с уездом, и отказавшись от прав на Ливонию, правительственные войска получили несколько тысяч наёмников. Командование руско-шведской армией принял на себя князь Михаил Скопин-Шуйский, собрав в Новгороде многих служилых людей и приступив весной к уничтожению тушинцев. Многие видели в молодом и энергичном полководце преемника пожилого и государя не имевшего наследников мужского пола.
Руско-шведское войско занимало город за городом, но было вынуждено остановиться в Твери, так как наёмники не получили жалование и отказались идти дальше. Между тем, с конца 1608 года началось самостоятельное народное движение, и не столько за "Шуйского", сколько против Самозванца, в защиту порядка и имущества. Борьба против тушинцев началась в Заволжье, на средней Волге и на Оке. К концу 1609 года тушинцы были выбиты из северной части Подмосковья, руские войска соединились в Александровской слободе, откуда пошли на помощь Троице-Сергиеву монастырю, и 12 января 1610 года осада монастыря была снята.
В это время по стране прокатилась волна бунтов из-за повышения цен на хлеб, которые усугублялись интригами в царском правительстве, шли слухи о заговоре убийства царя и озвучивались различные даты. Польский король Сигизмунд III Ваза (=«Лжедмитрий I» - Л.С.) был недоволен союзом "Шуйского" со шведами, решившись воспользоваться смутой, захватить часть руских земель, а если получится, то и занять руский престол (принадлежавший ему по праву рождения - Л.С.). В феврале 1610 года под Смоленском были подписаны условия, на которых Сигизмунд III Ваза (=«Лжедмитрий I» - Л.С.) согласился на царствование в Москве (своего сына – Л.С.) королевича Владислава.

Свержение и плен
Хотя к марту 1610 года большая часть Московского государства была освобождена от антиправительственных сил, положение осложнялось тем, что в сентябре 1609 года в пределы страны вторгся польско-литовский король Сигизмунд III (=«Лжедмитрий I» - Л.С.), осадивший Смоленск.
Царь Василий "Шуйский" не был популярен в народе:
Царём Василием мало кто был доволен. Главными причинами недовольства были некорректный путь В. "Шуйского" к престолу и его зависимость от кружка бояр, его избравших и игравших им как ребёнком, по выражению современника.
— Василий Ключевский. Русская история. Полный курс лекций, лекция 42

Кроме того, антишуйские настроения в Москве были подогреты неожиданной смертью молодого полководца Скопина-Шуйского.
В Москве к его прежним врагам прибавился митрополит Филарет Романов. Кроме того, Ляпунов, один из бывших сторонников Самозванца "Лжедмитрия I", решил возвести на престол князя Голицына и поднял настоящее восстание. Поражение войск Дмитрия "Шуйского" под Клушином от армии Сигизмунда III (=«Лжедмитрия I» - Л.С.), во главе с польским гетманом Станиславом Жолкевским, в битве 24 июня (4 июля) 1610 и восстание в Москве привели к падению "Шуйского".
 
Царь Василий IV Иванович "Шуйский", по воле собравшейся толпы 17 (27) июля 1610 года, во главе с Захарием Ляпуновым, был свергнут с престола частью боярства, столичного и провинциального дворянства (см. Семибоярщина) и насильственно пострижен в монахи (он сам отказался произносить монашеские обеты, за него это делал другой человек) в Чудовом монастыре, где "Шуйский" и содержался. Польский гетман Жолкевский потребовал выдать "Шуйского" вместе с братьями. Он понимал, что для королевича Владислава присутствие в Москве "Шуйских" очень опасно. Но боярского согласия гетман не получил, он лишь добился, чтобы братьев "Шуйских" перевели в другие, не московские монастыри, так, князь Василий Иванович был помещён в Иосифо-Волоцкий монастырь, а его (двоюродные - Л.С.) братья — в крепость Белую.
Затем, уходя из России (Московского государства – Л.С.), в сентябре 1610 года, "Шуйский" (не как монах, а в обычной мирской одежде) отдан польскому гетману Жолкевскому, который в октябре вывез его и его братьев: Дмитрия с женою и Ивана под Смоленск. После взятия Смоленска, Сигизмунд III (=«Лжедмитрий I» - Л.С.) решает забрать их с собой в Варшаву. Василий "Шуйский" оказывается в польской столице и 19 октября решением Сейма заключен на содержание в Гостынинский замок. В Варшаве царь и его (двоюродные - Л.С.) братья, как пленники, были представлены 31 октября королю Сигизмунду III (=«Лжедмитрию I» - Л.С.), принесли ему торжественную присягу и отправлены сперва в Гродно, а в июне 1611 года, в Гостынский замок.
Князь Василий Иванович "Шуйский" умер в заключении 12 сентября (по другим данным 5 сентября) 1612 года в Гостынинском замке, в 130 вёрстах от Варшавы, через несколько дней там же умер его (двоюродный - Л.С.) брат Дмитрий. Первоначально погребён там же, перед воротами замка. В 1620 году Сигизмунд III (=«Лжедмитрий I» - Л.С.) торжественно перенёс его гроб в Варшаву, в специально построенный мавзолей. Стены этой усыпальницы украшали надписи о победах польского войска, которые привели к пленению руского царя. Третий (двоюродный - Л.С.) брат, Иван Иванович Шуйский, был отпущен из польского плена в Россию (Московское государство – Л.С.) решением Рады 15 февраля 1620 года.
В апреле 1635 года по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия "Шуйского были вывезены делегацией московских бояр во главе с князем Алексеем Михайловичем Львовым и 10 июня доставлены в Москву.
 
11 июня в присутствии патриарха Иосафа I и царя Михаила Фёдоровича прах князя Василия Ивановича был захоронен.
Современник оставил описание царя: "ростом невысок, лицом некрасив, глаза имел подслеповатые. В книжном чтении достаточно искусен и умён был. Очень скуп и упрям. В тех только заинтересован был, которые в уши ему ложь на людей нашёптывали, он же с радостью её принимал и с удовольствием слушал".

Браки и дети
Князь Василий Шуйский был женат дважды.
1. Княжна Елена Михайловна Репнина (ум. 1592) — дочь боярина и князя Михаила Петровича Репнина, возможно, брак закончился разводом [Козляков В.Н. [Василий Шуйский] — (ЖЗЛ), 2007, с. 38]. Первый брак оставался бездетным, после он долгое время был холостяком.
2. Княжна Мария Петровна Буйносова-Ростовская (с 1608 года) — дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского, в девичестве Екатерина [Существует теория, что "Шуйский" поочерёдно был женат не дважды, а трижды — на Елене Репниной, а затем на сёстрах Марии и Екатерине "Шуйских", то есть перемены фамилии не было, см. Таймасова Л.Ю. Тайный брак царя Василия Шуйского // Новый исторический вестник. — № 31. — 2012] (Мария), после пострижения мужа приняла иночество с именем Елена в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве. Умерла 02 января 1626 года в Покровском Суздальском монастыре, где и была первоначально погребена. В 1635 году была перезахоронена в Вознесенском монастыре Московского кремля рядом с княгиней Евдокией Дмитриевной.

Автор «Бельского летописца» рассказывает:
у царя Василья Ивановичя всея Русии детей было только две дочери, и те, во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна.
Царевна Анна Васильевна (1609-26 сентября 1609 года) — умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле; после его разрушения большевиками останки вместе с прочими были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас [О работе группы по изучению захоронений некрополя Вознесенского собора в Кремле]. Гробница была найдена в ходе работ по исследованию некрополя Вознесенского монастыря в Кремле. Исследователь некрополя Вознесенского монастыря Татьяна Панова приводит надпись на крышке саркофага: «Лета 7118 сентября в 26 ден на памят святаго апостола Ивана Богослова преставис дще государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси царевна и великая княжна Анна Васильевна всея Руси» [Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. — М., 2003].
Царевна Анастасия Васильевна (1610) — умерла во младенчестве. Похоронена в Суздальском Покровском монастыре — по месту ссылки своей матери.

Вторая женитьба, к которой царь Василий Иванович не стремился и на которую согласился только из соображений династической целесообразности, произошла после долгого вдовства, а затем и прямого запрета царя Бориса Федоровича (прозванного "Годуновым" - Л.С.), опасавшегося увидеть в новом поколении князей "Шуйских" претендентов на престол, что могло создать угрозу правлению его сына. Уже царь (его родной брат – Л.С.) Дмитрий «Лжедмитрий I»=Сигизмунд III, по сообщению Жака Маржерета, «хотел нарушить этот тяжёлый и незаслуженный запрет, наложенный на старшего князя "Шуйского", но произошёл переворот, и вчерашний жених превратился из боярина в царя. Затем необходимость борьбы с врагами, в том числе личное участие в походе под Тулу, на долгое время отодвинули вопросы о других государственных и династических интересах», как пишет биограф Шуйского Вячеслав Козляков. Наследником царя считался его брат Дмитрий «Лжедмитрий I»=Сигизмунд III [Козляков В.Н. (Василий Шуйский) — (ЖЗЛ)].
 
Критика
П.В. Долгоруков в "Российской родословной книге" выводит царя № 58 Василия Ивановича "Шуйского", сыном боярина и князя № 56 Ивана Петровича Шуйского (ум. 1587), а представленного выше отца № 52 князя Ивана Андреевича Шуйского (ум. 1573) показывает бездетным [Примечание: М.Д. Хмыров указывает, что по одним источникам он родился в 1547 году, а по другим — в 1552 году].
Непонятно почему, но в Бархатной книге царь Василий Иванович "Шуйский", вместе с братьями в поколенной росписи князей "Шуйских" — не показан [Тюменцев И.О. Последний Рюрикович на руском престоле: царь Василий Шуйский и аристократия // Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 год. Рюриковичи и Российская государственность. — М.: Индрик, 2008. — С. 407-425]. Также их нет в поколенной росписи князей "Шуйских" поданной в 1682 году в Палату родословных дел, хотя после его смерти прошло всего 70 лет, а после смерти брата Ивана «Пуговки» 40 лет [Либрович, Сигизмунд Феликсович. Царь в плену Василий Шуйский: исторический очерк Сигизмунда Либровича: с 46-ю снимками с портр., картин, рис., гравюр, медалей, видов, планов и пр.. — 2-е изд. — СПб.: книгопеч. «Труд и польза», 1904. — С. 17. — 136 с.].

Самозваные сыновья Василия IV
В 1639 году появились самозванцы, выдававшие себя за сыновей Василия IV Ивановича "Шуйского". Так, в январе 1639 года в Польше появился первый Лжесимеон «Шуйский», который вскоре таинственно исчез. Летом 1639 года в Молдавии появился второй Лжесимеон, он также не сыграл никакой заметной роли в истории и вскоре был выдан Москве. В 1644 году за царевича Иоанна «Шуйского» выдавал себя Тимофей Анкудинов — самозванец с мировой известностью, но и ему не удалось сыграть никакой роли в политическом устройстве Русского царства (Московского государства – Л.С.) [Усенко О.Г., 2006, с. 51][Симченко, 1997, с. 14-41].

Второй брак царя Ивана IV «Грозного» по версии Андрея Сидорчика, не оправдал его ожиданий. Мария Темрюковна не могла (фантазиями романовских фальсификаторов - Л.С.) заменить ему Анастасию. Более того, современники полагают, что темпераментная горянка не успокаивала, а разжигала гнев царя по отношению к тем, кого он считал «врагами».
Мария Темрюковна умерла 6 сентября 1569 года в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду. Царь (Иван V Иванович «Молодой» - Л.С.) вновь заподозрил в этой смерти козни бояр, хотя оснований утверждать, что вторая жена Ивана IV «Грозного» разделила (фантазиями романовских фальсификаторов - Л.С.) участь первой, нет.


Рецензии