И юный октябрь...

...1917-й.

– Я спик... только элитл.

Хозяин кабинета улыбнулся и, откинувшись на спинку стула, заговорил на идише.

– Ничего страшного, Леон Давидович, мы всегда можем найти общий язык с интересными нам людьми. Вы знаете, что сейчас происходит в Петербурге?

– Только то, что пишут в газетах.



– Вы понимаете, что в газетах пишут почти всё, что узнают репортёры? И понимаете, что есть люди, которые знают больше?

– Да, я понимаю.

– Нам нужно, Леон Давидович, чтобы вы поехали в Россию. События в ней интересуют нашу страну и наша страна хотела бы влиять на те события.



– Да, но...

– Никаких но, Леон Давидович! Вы хотите сказать, что подали документы на натурализацию? Зачем нашей стране ещё один шлемазл? А в России вы можете достичь гораздо большего.

Говоривший открыл ящик стола и положил на поверхность паспорт с наклеенной в него фотографией посетителя.

– Сказав «да» вы, Леон Давидович, сразу же становитесь гражданином Соединённых Штатов, у вас появляются деньги, группа заинтересованных товарищей, билеты на пароход, который отправляется в Россию и большая перспектива.

– Да, но...



– Конечно-конечно! Вы вспомнили господина Ульянова. Не думаю, что он сможет вам сильно помешать. Тем более, что сейчас в Швейцарии нужные люди помогают ему тоже вернуться в Россию. У него, Леон Давидович, не будет того, что будет у вас. Деньги!

– Я согласен!

– Вот и хорошо! В Лондоне вы сдадите паспорт нашему поверенному, в обмен на русский паспорт с открытой визой. Для этого с господином Керенским тоже работают наши люди.

– Я согласен!

...1930 год.

Посетитель по-хозяйски расположился в кресле, оглядел комнату и остановил свой взгляд на собеседнике.

– Вы поступили очень неразумно, Леон Давидович, заявляя, что вы – гражданин Соединённых Штатов. У вас никогда не было американского паспорта. Более того, вы – до сих пор – гражданин Советского Союза. Такие люди не могут получить американское гражданство. Поэтому, вам не стоит утруждать себя, обивая пороги представительств нашей страны. Вы – никто, товарищ Троцкий! И во всём этом лишь ваша вина. Америке гораздо проще вести дело со Сталиным, потому что он есть легитимный руководитель вашей страны.

Наши люди предлагают вам отправиться в Мексику. Там постоянно происходят какие-то революции в каждом городе. И в этой стране никому не придёт в голову интересоваться вашим гражданством.

Со своей стороны, чтобы вы не подумали, что я вас не уважаю, обещаю, что заинтересованные люди скоро свяжутся с вами на предмет публикаций ваших работ в разных странах. Вам же нужно на что-то жить. Темы для этих работ вам подскажут, да вы и сами о их можете догадаться...


Рецензии