Глава 1. Примирение или все-таки смирение

Начнем наши размышления с главного вопроса о спасительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. Самое распространенное толкование учения апостолов о цели крестной смерти Иисуса Христа, понимает под собой, что Христос принес Себя в искупительную Жертву Богу за грехи людей, чтобы умилостивить Его и приобрести людям прощение их грехов и примирение с Богом. Преобладание подобного понимания и терминологии в трудах святых отцов, уже целые столетия вызывает у многих православных богословов в большой степени критическое отношение. Поэтому защитники догмата стараясь обосновать его говорили, что в деле спасения людей непременно должны были осуществиться одновременно и любовь Божия к людям, и Его правосудие. Любовь требует прощения грешника, а правосудие - наказания его. Поэтому милосердие Божие сочло возможным спасти людей чудом искупительной Жертвы Единородного Сына Божия. Эта Жертва добровольно принесенная Богу, удовлетворив правосудие Божие открыла место для всепрощающей любви Его и потому сделала спасение людей возможным.

Такое «юридическое» объяснение догмата породило тогда же много недоумений, и с ним были согласны далеко не все Отцы Церкви. Так же не соглашался с юридическим толкованием догмата святой Григорий Богослов. В своем 45-м «Слове на Пасху» он говорил: «Кому и для чего пролита сия излиянная за нас Кровь? Кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! А если Отцу, то, во-первых, не у Него мы были в плену, а, во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, но заменил жертвоприношение, приняв овна, вместо словесной жертвы?». Попробуем разобраться, о чем же на самом деле говорят и учат апостолы. Для начала приведем ряд цитат в синодальном переводе из посланий апостола Павла, выделив в них ключевые для понимания слова:

- «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:24-25).
-  «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим.5:10-11).
-  «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:18-20).
- «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17).

Здесь ключевыми для понимания словами являются: «Примирение» и «Умилостивление». Начнем с «Примирения». Греческий корень, лежащий в основе данного перевода, означает «изменение». Сам же смысл его перевода - примирить означает - изменить противостояние на мир, вновь сделать друзьями тех, кто был в ссоре друг с другом. Но, такого примирения Бога с человеком быть просто не могло! И дело даже совсем не в том - Кто Бог и кто человек. Дело, прежде всего в том, что Бог просто не мог быть в ссоре с человеком! Но как же тогда «гнев Божий», «отмщение Его» и тому подобные страсти? Терпение, это прояснится в свое время. Теперь же только приведем сказанное Преподобным Антонием Великим: «Бог благ, и безстрастен, и неизменен.… Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а это не то значит, что бы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять на нас, с демонами же мучителями соединяют» (Добротолюбие, т.1).

Итак, повторяем, что Бог не был и не мог быть в ссоре с человеком. Он есть Любовь. Непреходящие же свойства любви есть в том, что она неизменно всегда и везде «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, радуется же истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8). Но вот человек, по своему произволу, мог отпасть от Бога. Именно это и произошло с богоизбранным народом: «тот завет Мой они нарушили, и Я пренебрег их, говорит Господь» (Иер.31:32). Но Бог не отказался от них и остался в союзе с ними: «Слушайте народы слово Господне и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое» (Иер.31:10). Да, Бог попускал Своему народу отступнику всяческие скорби и испытания для его смирения и вразумления. Но попускал вынужденно только для смирения и вразумления этого строптивого народа и блага его, которого он не понимал: «только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11). Там же (18:6-10),

Господь прямо говорит о своих возможностях и намерениях: «…не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? ... Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его…». Он - Любовь попускает им испытания, но все покрывает, всему верит, всего надеется: «..Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их» (Иер.26:3,8). Господь надеется, зная что: «это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева» (Ис.30:9-11).

Непостижимый долготерпеливый и многомилостивый к человеку промысел Божий о его спасении, знающий какое: «ужасное и страшное совершается на этой земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. И что сделаете после этого? ... Ибо от малого до большого все совершили беззакония, от священника и даже до лжепророка все действуют лживо» (Иер.5:30,31; 6:13)». Но вот опять слышен плач и моления сынов Израилевых кающихся в своих беззакониях и изменах Господу Богу своему и вот уже опять снова Бог говорит им: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю сокрушения ваши. Вот, рабы мы будем Тебе, ибо Ты есть Господь Бог наш» (Иер.3:21,22). Итак, Бог никак не был в ссоре с человеком! И одностороннее потом обращение к Богу отпавшего от Него человека совершенно неправильно переводить и называть, как примирение.

Теперь «Умилостивление».

Буквально - умиротворение, прекращение гнева. Умилостивить - значит склонить к милости, милосердию, прощению. Но, даже в попускаемых наказаниях и скорбях, милосердный Господь (без всякого там примирения), многократно Сам милует неразумных ослушников. «Ибо Он говорит Моисею: «помилую, потому что помилую, и одарю, потому что одарю. Все воистину не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего»  (Рим.9:15-16). Получается, что сам смысл ключевых слов в синодальном переводе неверно указывает подлинно необходимое условие восстановления отношений Бога и отпавшего от Него человека. Чтобы найти действительный смысл, который должен быть отражен в этих двух ключевых терминах, нужно вспомнить, чего так не хватало богоизбранному народу с его непомерной гордыней, алчностью, всякой иной похотью? Ему не хватало СМИРЕНИЯ! Смирения перед Богом, нелицемерной веры в Него, безусловного послушания Ему.

Именно они вкупе с любовью к Богу и своим ближним и требовались человечеству для его спасения. Именно их пришедший к людям Спаситель, принес и проповедал словом и самим делом. Он «..уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной..» (Филиппийцам,2:7-8). В примирении сторон всегда заложен смысл договоренности, консенсуса, взаимной уступки, тогда как в смирении есть только полное безусловное подчинение одного другому. Именно полное СМИРЕНИЕ перед волей Бога Отца (а не какое-то примирение различной воли) не только позволило Спасителю исполнить великое дело искупления рода человеческого от власти греха порученное ему Отцом, но и первому (по человечеству своему), получить спасение. «Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:15).

Господь говорит людям: «..научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29.). Смирен, а не примирен сердцем, говорит Господь! Именно этого «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19). Также, говорит Давид: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» и еще: «смирихся, и спасе мя» [Господь] (Пс.24:18;114:5). Все святые Божии говорили о смирении как важнейшей для человека добродетели. Старец авва Иоанн даже сказал: смирение и одно может ввести нас в царствие, но только медленно (авва Дорофей, Душеполезные поучения). Всегда и так милующий не смиренного человека во всей его греховной истории, Бог на истинное его смирение дарует человеку Свою самую великую милость, дарует спасение в Сыне Своем, по своему человечеству первым из людей его получившего.

Таким образом, греческий корень «изменение» в буквальном смысле одностороннего отношения человека к Богу означает не «примирение»,  а «смирение» его перед Ним. Отказ от своеволия и смирение пред  волей Его. Но, как же тогда в завещании перед своей кончиной Иаков называет Господа Примирителем: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10)? Все так. Именно Примиритель, но не Бога с человеком, а разных народов между собой. Примиритель в главном - их покорности Ему и их смирении в Нем перед Богом! Именно о прекращении распрей и войн между народами во имя Его говорят следующие строки: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:2-4). Примирение, как консенсус между разными волями, единственно возможно между страстными существами. И по страстям могут быть лишь временные примирения, во имя временных интересов: имущество, деньги, власть и т.п. По тем же страстям эти примирения как возникают, так и прекращаются. Но для достижения настоящего постоянного истинного мира между людьми, их примирение необходимо на какой-то иной, не страстной постоянной основе. Эта основа – Он!

На основе веры в Него, смиренного принятия заповедей Его происходит действительное истинное примирение мужа с женой, детей с родителями, народов с различными историями и традициями. Он Своей искупительной жертвой убил вражду и разрушил преграду между иудеями и язычниками прежде всегда противостоявшими друг другу. Своим учением и служением Он примирил их в Себе Самом создавая из них одного нового человека в Своей истинной Человечности, чем покорил и смирил их Своему истинному Божеству. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:12-18). Именно о людях, из всех разных народов, примирившихся во имя Его и смирившихся в Нем перед Богом, есть пророческая аллегория Священного Писания.

Она о наследниках избранного народа и их будущем искуплении Им: «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт.49:11). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя значение события Входа Господня в Иерусалим, как оно изложено у евангелиста Матфея (Мф.21:1-10), говорит, что подъяремная ослица, которую вместе с осленком привели ученики к своему Господу, символически означала народ Иудейский. Господь не восхотел сесть на нее, давая понять, что избранный народ отвержен за свое неверие, что отнято от него Царство Божие и отдано народу, приносящему плоды его (Мф.21:43). Молодой осленок, на которого никто не садился, означал, по его словам, все те новые, малоизвестные в ветхозаветной истории языческие народы, которые составили на первых порах молодую Церковь Христову и приняли легкий ярем Евангелия….. Садясь на осленка, Господь показал, что Он принимает эти народы под Свое водительство. Таково толкование события, данное святым Златоустом. (Епископ Василий Кинешемский, Беседы на Евангелие от Марка, гл.11).
      
Так же, в этой аллегории просматривается и прямое наследование этими народами через учеников Его истинной веры от когда-то избранных для ее хранения, но отвергнувших Бога иудеев. Молодой осел сам не ходит. Его нужно этому учить. Для этого впереди осла идет его мать, которая обучена. Молодой ослик идет за матерью. Сам Иисус ехал на молодом осле сыне подъяремной. Так как мать осла носила ярмо, т.е. была обученная, то ее вели впереди, а за ней шел молодой ослик с Иисусом. Тут видится прямое указание на грядущее апостольское служение учеников Его. Что же касается «умилостивления», смысл которого в том чтобы Бога «склонить к милости», то более точно нужный смысл отражается просто в слове «милость». Бога не нужно упрашивать о милости ибо Он Сам ее хочет дать. Человеку нужно только истинно смириться перед Ним, чтобы получить ее. В книге пророка Осии прямо говорится об этом: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (гл.6:1,2,6).

Завершая вопрос с вышеприведенными цитатами из посланий апостола Павла, отметим, что в них определенно видна важная смысловая неточность синодального перевода, об объективных причинах которой говорилось выше в предисловии. Забегая вперед заметим, что причины подобных смысловых неточностей перевода будут не только объективными. Церковнославянское «егоже предположи Богъ очищенiе верою въ крови его» в синодальном стоит переводе «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим.3:25). Церковнославянское «веренъ первосвященникъ въ техъ, яже къ Богу, во еже очиистити грехи людския», в синодальном стоит переводе «верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17). Как видим, это далеко совсем не то же самое! Даже само построение фразы, в той же терминологии, полностью меняет ее смысл. Церковнославянское «всяческая же от Бога, примирившаго насъ себе Иисусъ Христомъ» и «зане Богъ бе во Христе мiръ примиряя себе», очень отличается по смыслу от синодального «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою» и «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:18-20).

Этот существенный оттенок примирения: кого – Кому и кого с Кем очень важен, так как именно он определяет смысл глагола – примирил. К тому же, в полном церковнославянском словаре протоиерея Григория Дьяченко вообще отсутствует само слово примирение. Но, зато есть слово смирение, которое в своем переводе с греческого включает в себя значения: примирение, мир. Здесь весьма важен наводящий смысл перевода однокоренных слов означающих: огорченный, удрученный, изможденный, уничиженный, т.е. подавленный смирившийся. Не случайно, за смирение в Писании обыкновенно берется смиренномудрие означающее кротость, смирение духом, то есть добродетель противную гордости. Таким образом, при использовании людьми синодального перевода утвержденного для домашнего (не богослужебного) чтения, весьма важно понимание смысловой нагрузки и оттенков, передаваемых ключевыми терминами.

В данном случае этот нужный смысл получается следующий:

-  «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву милости в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:24-25). К тому же, в церковнославянском переводе вообще никакого «умилостивления» нет: «оправдаеми туне благодатiю его, избавленiемъ, еже о Христе Иисусе, егоже предположи Богъ очищенiе верою въ крови его, въ явленiе правды своея, за отпущенiе прежде бывшихъ греховъ». То есть: оправдываемые даром по благодати Его, искупленные дабы быть со Христом Иисусом, Его же предназначил Бог, получая очищение верою крови Его, которой явил Он правду Свою, в отпущение прежде бывших грехов.
-  «Ибо если, бывши врагами (Его), мы смирились перед Богом смертью Сына Его, то тем более, смирившись, спасемся жизнью Его. И не только, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, в Котором мы ныне приняли смирение» (Рим.5:10-11). «Все же от Бога, смирившего нас Себе Иисусом Христом и давшего нам служение смирения, потому что Бог во Христе смирил перед Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово смирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: смиритесь перед Богом» (2Кор.5:18-20).
- «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17). Здесь это «умилостивление» опять произвольно введено синодальным переводом, существенно меняет смысл текста, поэтому исправлять его на «милость» даже не имеет смысла. Вот церковнославянский перевод: «отнюдуже долженъ бе по всему подобитися братiи, да милостивъ будетъ и веренъ первосвященникъ въ техъ, яже къ Богу, во еже очистити грехи людскiя». Буквально: Поэтому должен был по всему уподобиться братиям, и милостив будет и верен первосвященник тем, которые с Богом, чтобы очистить (их) грехи человеческие.

Теперь «Искупление».

Что же такое есть «искупление» в спасительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. Обратимся к самому смыслу слова «искупление». Практически всеми толковыми словарями оно трактуется так:
Искупление - избавление, прощение, освобождение, спасение.
Купель - название сосуда, употребляемого в православной церкви для совершения таинства Крещения.
Согласно сложившейся практике толковые словари определяют значение слова по устоявшейся и закрепившейся за ним функции. Однако, корень слова искупление (определяющий его существо), это «купа». То есть: сбор, собрание предметов, вещей, людей в одно место.  Отсюда: покупка - приобретение, «разделенное совокупить» - соединение. Но в принципиальное отличие от покупки, выкуп и искупление означают не просто приобретение, а возвращение себе, воссоединение с собой чего-то или кого-то временно утраченного! И здесь очень важно увидеть главное существенное различие смыслового содержания этих двух терминов, ибо выкуп и искупление это совсем далеко не то же самое! (Подробнее об этом в заключительных главах Размышлений).

Пока же только отметим, что суть искупления человека Господом состоит в возвращении Себе, воссоединении с Собой утраченного человека, через особое служение ему: подвиг, жертву. Это действительно избавление, освобождение, спасение человека, но не от кого-то, а от чего-то и через это возвращение Себе, воссоединение с Собой. Именно для этого пришел Господь в мир: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Поэтому крайне нелепо выражение, по смыслу не редко встречающееся устно и письменно: Господь искупил грехи наши. Конечно, правильно будет: Господь искупил (вернул Себе) нас от грехов наших. В книге пророка Даниила есть совет данный пророком царю: «Грехи твои милостынями искупи и неправды твои щедротами нищим» (Дан.4:24).

Конечно, немыслимо и кощунственно пытаться понимать это как «компенсацию» перед Богом за сотворенное зло, а не истинное душевное раскаяние и исправление. Правильно это следует понимать: искупи от грехов и беззаконий (исправь, верни, соедини) себя Богу правдою и милосердием к бедным. Именно о таком понимании искупления буквально говорит Авва Дорофей: Сам Господь наш, пришел к нам, воспринял образ человека, тело и душу человеческие и, одним словом, по всему, кроме греха, сделался человеком, так сказать, усвоив Себе этим человека и сделав его Своим. Итак, хорошо и прилично сказал Святой, что "человек есть стяжание самое драгоценное". (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).

Вновь вернемся к недоуменным словам святителя Григория Богослова: «Кому и для чего пролита сия излиянная за нас Кровь? Кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! А если Отцу, то, во-первых, не у Него мы были в плену, а, во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, но заменил жертвоприношение, приняв овна, вместо словесной жертвы?». На это ответим, что в таком понимании, ни Отцу Своему Небесному и уж тем более лукавому не приносил Господь этой страшной спасительной жертвы. А вот для кого и почему  была необходима эта жертва, увидим позже. Пока же отметим, что искупительная жертва Господа нашего Иисуса Христа была торжественным финалом всех исторических усилий Творца по возвращению Себе и воссоединению с Собой (искуплению) отпавшего от Него творения.  «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:27,32).


Рецензии