Глава 2. Человек образ Божий
По естеству Бог дал человеку только добродетели. Страстей же по естеству в человеке не было, ибо их нет у Бога по образу и подобию Которого он был сотворен. Свободная воля, дарованная человеку Творцом, давала ему возможность следовать исключительно добру. По Промыслу Божьему, человек призван был творить только одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником всякого Добра. Только через такое соединение его свобода могла непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог. Образ и подобие человека Богу не были телесными, поскольку Бог есть дух. Они отражались в сущности человека – устроении его души, в особых свойствах качественно отличительных от душ животных: любовь, разум, словесность, память, свободная воля, чувства сердца, способность управлять и творить своим телом, и конечно совесть - главный необходимый спутник всякого доброго жития и творчества. Премудростью Божией сотворенный как соработник Творцу человек, наделенный многими дарами и способностями, уже мог сам созидать и творить. И Бог благословил его на обладание, возделывание и владычество над землею и творениями Его (Быт.1:28; 2:15). И человек пребывал там, в несомненном послушании и беспечалии, трудах, созерцании и молитве любимому Творцу, наслаждении райском, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан.
Душа и совесть.
В отличие от всех предыдущих конечных Своих творений, человека Бог сотворил бесконечным, с особыми бессмертными (ибо смерти еще не было) душою и телом. «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем.1:13,14). Самым главным и определяющим в человеке является его душа, ибо в ней есть образ Божий. Выше отмечалось, что Образ и подобие человека Богу пребывали в сущности человека – устроении его души. Это устроение полагало действие всех даров и способностей человека направленное исключительно к добру по его же свободной воле. И все это в полной гармонии пребывало в совести человека, как установлении Божием. Поэтому, несмотря на присущую ему телесность сущность человека имеет исключительно духовную нравственную природу!
Отметив этот чрезвычайно важный факт, перейдем к не менее важному вопросу, что такое совесть? О совести, Иоанн Златоуст говорит: «Тем-то и отличаемся мы от бессловесных, что человеколюбивый Бог возвеличил нас разумом и в природу нашу вложил познание добра и зла. …У нас есть достаточное руководство – совесть, и невозможно чтобы кто-нибудь лишен был ее помощи» (христ.: Иоанн Златоуст. Т. 1. 1991, с.275-276). О ней же авва Дорофей сказал так: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон» (христ.: Дорофей авва. 1995, с.59). В своих посланиях часто говорит о совести апостол Павел. Он учит, что Бог у всех людей написал нравственный закон в сердцах и что все они будут судимы по свидетельству своей совести в день воздаяния (Рим.2:15-16). Апостол ссылается на совесть, как на нравственный критерий поведения: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль... за братьев моих» (Рим.9:1-3).
В том же послании Павел вменяет христианам в необходимость повиноваться власти не только из страха наказания, но по совести (Рим.13:5), ибо иное есть противление Божию установлению (Рим.13:1,2). В послании к Коринфянам он пишет: «похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности... жили в мире, особенно же у вас» (2Кор.1:12).
Итак, совесть святыми отцами определяется:
• как присутствующее у всех людей руководство в выборе между добром и злом;
• как нечто Божественное, помысл который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое;
• как написанный Богом нравственный закон в сердцах всех людей, по свидетельству, которого они будут судимы в день воздаяния;
• как свидетельство установления Божия и показатель угодности Богу поступков человека.
Из сказанного видно, что совесть - это написанный Богом в человеке нравственный внутренний закон его души, который есть главное внутреннее мерило угождения Богу человеком во всех делах и помыслах его. Она есть естественный закон для человека, и нет человека, не имеющего совести. Совесть контролирует все душевные качества человека и активно влияет на них. У изначально сотворенного человека все свойства его души: разум, словесность, воля, чувства сердца, деятельность имели устроение образа Творца, устроение любви и полного доверия Творцу. Поэтому, для еще не поврежденного грехом цельного человека не было различий между «надо» и «хочу», различий в потребном от него и потребном ему. Предназначенный (по своему образу) жить в полном доверии и любви к Богу, человек свободно (не имея сомнений) выбирал Его волю как свою и поступал по ней. Все это в полной гармонии пребывало в совести человека, как установлении Божием, неосознанно и радостно управлялось ею. Радостно, по любви и доверию, по стремлению человека к Богу, а неосознанно, потому что совесть не ощущала себя.
Впервые совесть ощутит себя, когда произойдет изменение устроения души человека, образа его и нарушится гармония с совестью. Когда образ бытия человека перестанет быть образом только жизни и больше не совпадет с Промыслом Божиим о нем, когда произойдет первый грех. Образ Божий, в сотворенном по Нему человеке, есть устроение души человека по Промыслу Божьему о нем. После грехопадения человека в нем остались способности, дарованные ему Творцом, но устроение его души изменилось. Оно перестало быть устроением любви и полного доверия Творцу. В тяжело заболевшей страстями душе человека появились новые чувства, желания, помыслы никак уже не связанные с образом Творца. Теперь каждое движение в человеке его способностей стало сопровождаться участием его совести как свидетельства установления Божия, как внутреннего мерила угождения Богу человеком во всех делах и помыслах его. В душе человека по его своеволию, вне совести, возникает второй его образ сотворенный уже им самим. И этот состоящий из возникших смертоносных страстей и желаний образ, не имеет ничего общего ни с образом Творца, ни с Его промыслом о человеке.
Об этом втором образе Макарий Великий говорит так: «Как скоро Адам преступил заповедь, - змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа.… Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов». (Макарий Великий, Духовные беседы, беседа 16, 33). Подробно это будет рассмотрено ниже. Пока же отметим, что ставший таким, человек стал не только творцом трагических изменений во вверенном ему Богом мире, но и творцом своей трагической судьбы. Из всех творений Божиих ни животные, ни растения, ни звезды, ни какие другие объекты физического мира не могут самостоятельно решать, следовать им своей природе или нет. Только ангелы и люди были наделены такой способностью. Всем ангелам, согласно их природе, а не по принуждению свойственна непрестанная устремленность к Богу. Они и были сотворены для познания Творца и служения Ему. И вот тут возникает очень важный вопрос. Если ангелы могут самостоятельно решать: быть с Богом, Который есть Добро, или воспротивиться своей природе, то есть отвергнуть Бога и Его Промысел о себе, то для чего ангелам делать противное своей природе?
Свидетельство о публикации №223101400975