Тень обиды. Сказка

    Северная сказка

(Все мои сказки это не заимствование,не подражание,а мой  художественный вымысел
 Автор)


 Нынешняя Республика Саха в советское время носила название - Якутия.
Коренные жители страны- народы севера,предки кочевников курыканов, переселенцев с Байкала.
Возможно этим изначально объяснимо сохранившееся здесь тюркское тенгрианство*.
Основа этого верования  означена сакральным древом,представляющим триединство мироздания: корнями уходящее в нижний мир тёмных духов,кроной осеняющее средний мир людей,а  ветвями стремящееся в верхний мир,к светлым божествам.

По представлениям якутов душа человека также состоит из трёх частей: материнской ( от родителей),земляной или физической и воздушной.

Творец всего живого обитает на девятом небе ,где белая трава подобна лебяжьему крылу,иногда воплощаясь в орла.

Древний эпос Олонхо ныне является олицетворением эпического искусства северного народа
и повествует о благородстве мужей,о рыцарском духе проявляющемся в честности и щедрости.

Неторопливый, соответственно долгим периодам зимы,уклад жизни местного населения можно объяснить  недостатком кислорода во время морозов,замедляющим жизненную активность.Низкая температура препятствует длительным перемещениям на большие расстояние и  энергия соответственно в холода -убывает.

Айта родилась зимой,в месяц Одун Хаана- изобретателя, спускающегося на землю в феврале, чтобы обучать людей всему новому.Это божество является также одним из творцов судьбы.

В то время,когда снежный покров устилающий всё вокруг мерцает в ослепительных лучах белого солнца и сам небосвод окутан туманным облачным молоком,ночами,в этой стране можно наблюдать яркие неоновые всполохи полярного сияния,а летом абсолютно белые ночи.

Длительная зима способствовала развитию творческих способностей народа.Одежда и обувь расшитая волшебными узорами из «стекляруса»*,поражает красотой,так же как и замысловатые украшения из драгоценных металлов.
Якутянки предпочитают  серебро,золото по их представлению «тянет к земле»,в нижний мир духов тьмы потому возможно,в якутском языке нет названия для этого металла.
Напротив,серебро здесь считают - светлым и радостным.

 «Хорошую женщину сначала слышно,а потом видно»,-говорят о богато одаренной подарками жене.
Множество изящных украшений-оберегов покрывают грудь,руки и голову местных красавиц.
В зооморфном орнаменте присутствует и священный журавль стерх и лебедь, и олень.

Три коротких месяца жаркого лета позволяют  рыбакам и охотникам подготовить запасы на зиму .
Образ женщины,матери,хранительницы очага у якутов превосходит по силе и почитанию образ отца- охотника.

Айту,юную девушка с глазами сияющими подобно  алмазам и устами нежными как лепестки лилии,можно сравнить разве что с ослепительным весенним солнцем,кроме того
она искусная мастерица по вышиванию.
По характеру дева подобна задорной,веселой богине  Иэйиэхсит,которая нынче раньше обычного спустилась с восточного неба и принесла тепло и она такая же своенравная.

В этом году ранняя весна растопила снега и вот уже, шелестят зелёные шелка листвы и приближается лето.
Айта появилась на свет в то времена,когда двери в домах не запирали и нежданным гостям искренне радовались.

В детстве
бабушка учила её :
«У матери бери теплоту у отца советы,чистая одежда тепла грязная холодна»
Лето в этих краях чаще всего жаркое и сухое.Накануне праздника «Сардаана»- посвященного «цветку счастья», Айна отправилась с сестрой и  братом в лес.

Цветение даурской лилии чарующе прекрасно, появление в травах множества алых соцветий, напоминает ярко полыхающее огненное зарево.
По местным обычаям в лесу нельзя осквернять землю и траву дабы не прогневать тёмных духов и  громко разговаривать.

Прогуливаясь,по лесной тропинке, дети поспорили и Айта,не вытерпев, отправила брата и сестру домой.
Причиной тому была обида, она упустила время,уходя от обидчиков.
Следуя одна,в задумчивости,не заметила как стемнело.

Но вот,внезапно Айте почудилось,словно собственная тень пытается обогнать её.
При этом она напоминала высокий тёмный силуэт дерева.
Айта побежала,тень оказалась впереди,девушка  огляделась по сторонам и ей стало страшно
Ускоряя шаг она не заметила как оказалась у домика.

Там в это время в лесной избушке остановился на отдых молодой охотник Айсен.
Юноша попросил Айту подождать его до утра,оставив ей воду, вяленую рыбу и немного мяса.

Девушка отыскала в доме: кремень кресало и ягель и развела огонь,бросив в него вначале немного мяса,чтобы задобрить духов природы,затем сосновые шишки от докучливых насекомых.

Вот ведь,какая досада!Оказывается она оказалась далеко от знакомой с детства тропинки!Возвращаться одной ночью опасно:злые духи способны принимать облик умерших людей.

Айсен отправился поверить силки на лося,до соседнего домика.Вместе с не знакомым мужчиной девушке оставаться нельзя .
Утром он вернётся и поможет ей выбраться из леса.

Айна закрыла маленькое окно и дверь на засов.
Девушка постепенно  погружалась в сон,когда внезапный шум с наружи насторожил её.
В железной плошке с маслом догорал фитилёк.
Айта подлила масла и прислушалась.
«Почудилось,- решила она
Всё из-за братика Саяна,он первый начал разговор о том,что она в этом году она точно не выйдет замуж .
«Глупый мальчишка!
И Саргылана сестрёнка смеялась, а она между прочим младше на целых пять лет,ей и думать об этом рано».

Айта вспоминала как приказала детям возвращаться домой:
«-Идите к маме,я вернусь позже,не хочу с вами разговаривать!»

В том месте лес только начинался и тропинка вела к дому, им и без её сопровождения добраться не сложно.
Но как она могла так быстро и далеко убежать?
Это было не понятно.Вероятнее всего от страха.

Айсен ей сразу понравился ,но она его совсем не знает,
скорее всего он живёт в соседнем селе.
И хорошо ещё,что дождя нет,сухо и тепло.
Айта поправила слабо мерцающий фитилёк в плошке и ей вновь пришла мысль что её тень пропала .
Между тем она заметила появившийся снаружи яркий свет,просочившийся сквозь щели старой шкуры оленя, прикывающей проём окна.

Здесь необходимо  пояснить,что у этого народа в
спектре зеленого-голубого-синего-фиолетового цветов в языке для обозначения названия всем перечисленным цветам, есть только 
одно общее-«куох»
Не смотря на это у многих якутов присутствует талант к рисованию .
Для различия лошадей ,например,множество оттенков от серого до коричневого имеют свои названия.
Это уже в наше время появилось слово «чэрэниилэ», заимствованное от русского чернила для обозначения  фиолетового цвета.

Айта осторожно приблизилась к лучам проникающим в стоянку и отодвинула шкуру.
Она обнаружила что поляна перед домом залита ярким синим светом. 
То что она увидела поразило воображение.

Перед ней сиял спустившийся с неба месяц,он находился прямо  на земле, из его света вышел прекрасный молодой человек.
Он  и сам весь светился и так ослепительно улыбался что Айта замерла зачарованная,не в силах отвести взгляд.
-Откроешь мне дверь?- поинтересовался  незнакомец.
Хотя юноша находился в отдалении,каждое слово было ясно озвучено в её сознании.
Видимо он как-то сумел разглядеть её за оленей шкурой.

В первый момент девушка даже обрадовалась,ей вспомнился смех сестры.
«Вот у неё точно никогда такого жениха не будет» - подумала Айта.

Юноша приближался,не  ступая по земле,казалось он плывёт по воздуху .
Это было настолько  удивительным что смущало её и девушка испугалась.

Айта вспомнила о маме.
—Как она там сейчас, переживает наверное...

Всему причина её обидчивый характер:
«Слово не скажи».
Нет,ночью открыть дверь даже блистательному месяцу она не готова.
В отчаянии девушка закричала :
 «Ни за что и никогда!»

 В тот же миг на пути у юноши-месяца появился огромный черный ворон,он закрыл крыльями проход к дому.
В ночной тишине раздался пронзительный зловещий крик птицы.
Айта закрыла окно,легла на узкий деревянный настил покрытый шкурами,  внутренне сжимаясь в комок ужаса и закрыла глаза.

Очнулась она от громкого  стука.
-Девушка,выходи!
Пора идти!
Айта открыла глаза.Светло.
Фителёк погас.
-Не бойся,это я,Айсен.

Она отодвинула шкуру.
Да,это он,ничего хотя бы немного напоминающего о присутствии сияющего незнакомца ею замечено не было.
Приснилось ли ей это или почудилось сложно сказать .
Но она никому никогда об этом не расскажет.Аедь это ее личная опрометчивость.

Уже приближаясь к тропе,при выходе из леса они встретили взволнованного отца Айты, отправившегося на поиски дочери.

Только войдя в дом Айта успокоилась,мама приготовила
«кёрчех» - блюдо из взбитой сметаны с ягодами.

Вечером Айта внимательно слушала рассказ матери о том почему
нельзя играть с тенью, являющейся душой человека, и почему опасно позволить нечестивым получить возможность завладеть местом тени ,оттого что они могут заполнить себя живыми душами.

Её заинтересовала история  об Улу Тайоне, покровителе воронов,который насылает болезни,но однажды,по воле Создателя,именно он принес людям огонь а также о том,что шаманы через воду общаются с теми кто живёт на небе среди звёзд «лебедя и оленя».
Эти огни видны на небе только ночью.

После этого печального случая Айта,натерпевшаяся страха,перестала так болезненно реагировать на слова родных.Сестра и брат «ещё малы и неразумны»— объяснила ей мама.

Вскоре Айсен подарил ей  великолепное нагрудное
украшение с сибирлитом( так называется якутский изумруд,камень шаманов),в качестве оберега,и уже в августе они справили богатую свадьбу.


Тенгрианство* - изначальная тюркская религия.
Стеклярус*-бисер

(Сборник
Сказки для взрослых)


На фото рисунок нейросети Кандински 2.1


Рецензии
Очень понравилась сказка!!! Познавательно и столько волшебства аж дух захватывает!

Николай Русаков   08.05.2024 14:56     Заявить о нарушении
Спасибо большое,Николай!
Добра и счастья!

Таис Никольская   10.05.2024 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.