Глава 13. Жизнь и смерть это Свет и Тьма

В Евангелии от Иоанна говорится о все сотворившем и животворящем Слове, которое «было у Бога, и… было Бог.… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:1-5). Об этом свете сначала будет слово пророка Божьего как обетование Его: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9:2). Через шестьсот лет, когда это пророчество сбудется, евангелист тогда напишет: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:14,16). И Сам пришедший в мир Господь скажет народу Своему: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12).

Жизнь и смерть это - Свет и Тьма. Разумеется во всеобъемлющем духовном сущностном смысле. Изначально в созданном Богом мире была только жизнь, и не было смерти. Выше уже говорилось, что впервые смерть возникла в том, кто сам «не устоял в истине, ибо нет в нем истины» и был низвергнут с неба на землю, как молния. Захваченный смертью, ставший ее носителем и повелителем сам лжец и отец лжи, имеющий державу смерти, «он был человекоубийца от начала…» (Ин.8:44). Еще не имевший власти смерти над людьми, он мечтал о ней и мог получить ее только через грех совершенный ими по его лукавому обманному обольщению. Мог получить власть смерти только над теми, кто соглашался с его ложью. Этот самый грех, согласившись с его ложью по угождению себе, совершили Ева и Адам, а самооправдание вместо покаяния утвердило «переход за грань дозволенного». Грех этот привел к отпадению человека от Бога, от живоносной Любви, от Света и пришла Тьма, то есть смерть. Само время прекращения иудеями земного служения Господа и взятия Его под стражу, Господь называет временем власти смерти «но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк.22:53). Конечно, ошибочно думать, что власть смерти над человеком находится  в необходимости его физической кончины.

Выше уже говорилось, что сама по себе кончина человека не есть смерть, но есть вынужденное следствие действия смерти, начавшей владеть людьми из-за первородного греха. Это вынужденная, для спасения человека по Промыслу Божьему, необходимость расставания души с временной земной формой ее бытия. Сам Господь, полагая ее не существенной, называл  сном. Так в случае с дочерью Иаира Господь сказал ему и домашним его: “Не плачьте; она не умерла, но спит!” (Лк.8:52; Мф.9:24; Мк.5:39). На этом случае поясняя суть кончины, говорит Иоанн Златоуст: «Если тогда Спаситель выслал скорбевших вон, то тем более ныне, поскольку тогда еще неизвестно было, что смерть есть сон, ныне же эта истина яснее самого солнца». Еще слова сказанные им о кончине: «Спит отроча твое, а не умерло; покоится, а не погибло» (Беседы на Евангелие от Матфея, Беседа 31). То же было в случае с Лазарем, когда Господь сказал ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин.11:11). Только лишь потому, что ученики поняли его буквально, Господь пояснил им, что Лазарь умер. Зная же, что настоящая смерть это совсем другое, Господь на сообщение Ему от сестер о болезни Лазаря сказал тогда: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин.11:3,4).

Когда Макарий Великий  (молитва 2-я), просит Господа: «не даждь ми уснути во греховней смерти», то очевидно, что боль его совсем не о земной кончине живота своего. Точнее сказать, он (святой!) молит не дать ему скончаться (уснуть) в греховном состоянии души, с нераскаянными и не побежденными страстями. Жизнь и смерть лежат далеко за пределами земного бытия, но определяются именно в нем! Именно на этом кратком отрезке земного бытия определяется дальнейшая, после кончины человека, судьба бесконечной его души, а значит и самого человека. Сам Господь Бог устами святого пророка Своего говорит: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33:11).

Выбор себе жизни или смерти зависит от самостоятельного личного решения человека. И поскольку «обращение дома Израилева» никак не спасло бы от физической кончины, очевидно, что не ее Господь называет смертью. Поэтому, человеку очень важно понимать, что жизнь и смерть это не наличие или прекращение биохимических и физиологических процессов его конечного тела, а духовное состояние его бесконечной души, на момент прекращения этих процессов и кончины его тела. Поэтому в Каноне покаянном к Господу нашему Иисусу Христу (песнь 4), говорится: «Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия». Сама кончина живота (сон) означает для человека только дальнейшую невозможность его покаяния Богу и изменения себя для Него. Давид псалмопевец говорит: «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?» (Пс.29). Об этом самом в смирении своем и молится Макарий Великий.

Об этом же православная церковь молится ко Пресвятой Богородице: «Жизнодателя Бога родшая, умерщвлена мя страстьми оживи». Предание Церкви сохранило слова Христа – «В чем застану, в том и сужу». Об этом Сам Господь назидает учеников своих: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42). И Православная церковь молитвенно просит у Господа: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной…». Кончины, а не смерти (не дай Бог!) молитвенно просим мы у Господа. Еще у Соломона мы находим принципиально разное понимание смерти и кончины человека, только там вместо «кончины» употребляется сходное по смыслу слово «отшествие». О кончине праведников и невежестве считавших их умершими так говорится в книге Премудрости Соломоновой: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем.3:1-5).

Там же находим понимание смерти как именно духовного, а не физического состояния человека: «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15-16). Об этом же страшном духовном состоянии иудеев говорит пророк Исаия: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя» (Ис.28:15). Только в таком мертвом состоянии души, ради сохранения своих страстных вожделений и удовольствий, было возможно умыслить и совершить злодеяние, которое совершили начальники народа иудейского, эти - злые виноградари из притчи Господней. В ней грустное предсказание Господа о том что захваченные страстями люди сотворят с Его пророками и Им Самим.

Сотворят по своему безумному рабству князю мира сего. Это сам дьявол внутри них желал завладеть наследством Сына Божия: «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили». (Мф.21:33-46). Какой немыслимо страшный союз мертвых со смертью и договор с преисподнею, и это только ради сохранения любой ценой своей власти и удовольствий страстного земного бытия! По неверию своему и страстному порабощению ценностям мира иудеи не понимали (не могли и не хотели понимать) смысла настоящей смерти и ею считали обыкновенную кончину человека. Это было для них близко и вполне понятно, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Утрата этого сокровища, этих главных для них ценностей мира с их кончиной и означала для них смерть. Это безумное дьявольское порабощение миру вызывало в них злобу, ненависть, презрение к Господу и словам Его.

Сам Господь сказал им об этом: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сл;ва Моего. … Вы потому не слушаете, что вы не от Бога… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:43,47,44). Но возмущенные, раздраженные и даже готовые убить Его иудеи, возражая Ему заявляли: «Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек». И Господь сказал им: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:52,53,56). Ослепленные и порабощенные миру иудеи не понимают Господа и твердят Ему о своем понимании смерти живого Авраама, а не его кончине!

Таким образом, по кончине тела человека, (сне его) продолжается либо смерть, либо жизнь его души. Когда пришло время кончины Пресвятой Богородицы, Сам Господь Иисус Христос явился у Ее одра и принял Ее душу в Свои руки. Поэтому Православная Церковь называет кончину (а не смерть) Пресвятой Богородицы только – Успением. По кончине же тела человека, избравшего свой земной путь без веры в Господа и жизни в Нем (либо утратившего эту веру и жизнь), продолжается смерть в его душе. По кончине своей все эти люди неправедные и «нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа» (Прем.3:10).

Состояние смерти души скончавшегося человека будет длиться до Второго Пришествия Господа. И пока это длительное состояние души еще не превратилось в смерть вечную (погибель), можно условно раздельно говорить о смерти уже наступившей и той уже необратимой смерти вечной (погибели), которая может быть тогда назначена Творцом. Это о ней сказано в Откровении Иоанна: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). В уже известной нам Православной энциклопедии «Азбука веры» есть вот такое определение: «В христианском понимании смерть - это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть - это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь - единственный Податель жизни и Сама Жизнь». (Азбука веры, Смерть не тупик, смерть – это дверь). Единственная ошибка безупречного этого определения только в названии: Азбука веры, Кончина не тупик, кончина – это дверь. О таком же понимании смерти говорит и Блаженный Августин: «…твердо знайте и придерживайтесь того, что тело мертво без души, а душа мертва без Бога. Любой человек без Бога обладает мертвой душой. Ты скорбишь о мертвых, скорби лучше о грехах, скорби о нечестии, скорби о неверии» (Блаж. Августин, Проповеди). По смыслу, в последней фразе конечно - скорбь о скончавшихся. Хотя на самом деле скорбеть надо именно о мертвых к чему, и призывает Блаженный Августин, говоря: скорби лучше о грехах, скорби о нечестии, скорби о неверии. Итак, в сущности, нет двух разных жизней (на этом свете и на том), нет двух смертей, нет первой и второй отдельной смерти. Есть только продолжающаяся:  жизнь  и  смерть.


Рецензии