Глава 14. Люди живые и мертвые
Выше уже говорилось о смертном человеке, природа которого поврежденная грехом никак не защищала его от воздействия смертоносных страстей. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4:1). Большинство людей, по своей привязанности к миру не захотело, не смогло услышать и не приняло Господа. Вожделяясь своими похотями продолжили они своевольно соблазняться ими и покоряться им. Но другие люди тоже смертные, ибо иных уже не существовало, услышали и приняли Господа, восприняли страх Божий и вняли голосу совести говорившему: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Они, сопротивляясь похотям своим, поступали так. Главный вопрос жизни и смерти: быть с Богом или без Него, те и другие, сознавая это или нет, решали самостоятельно на собственном (духовном и житейском) опыте. И по личному своему выбору эти люди становились живыми или мертвыми. Этот выбор совершенный ими до своей кончины оставался в силе и после нее. Поэтому основательно вполне мы можем говорить о двух состояниях живых и двух состояниях мертвых людей:
Живые в телах, - праведные пребывающие на земле с верою в Господа и жизнью в Нем, и раскаявшиеся успевшие до своей кончины обратиться к Нему от неверия и греха. О них вторых говорит Господь в притче о блудном сыне, об оживлении мертвого в теле пребывающего через его обращение к Богу: «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24). И «о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32). Таким же мертвым в теле был и Савл, который как «некий изверг… гнал церковь Божию» (1Кор.15:8,9), и ожил в явившемся ему Господе. Пока люди пребывают в теле, у них еще есть возможность ожить в призывающем их Господе. Это о них о мертвых, в теле пребывающих говорит Господь: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25). Ибо время настало уже, Он Сам пришел проповедать истину и они услышав оживут. И многие мертвые, в телах пребывавшие услышали слово Божие проповеданное Господом, а потом и апостолами Его ожили и составили целую всемирную историческую церковь Его. Все эти живые, до самой своей кончины верные Христу «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4). Царствование это продолжается и теперь, но это вовсе не обычное земное царствование.
Обличая заблуждение коринфян и их соблазн о сытом и благополучном мирском царствовании со Христом, апостол Павел говорит им: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии… Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор.4:8-10). Церковь на основании слов сказанных Господом саддукеям о праведниках что они: яко ангели Божiи на небесии суть (Мф.22:30), и слов апостола Павла что: несть Царство Божие брашно и питие (Рим.14:17), тысячу лет считает не за время какого-то обычного земного царствования. Но за время истинного царствования в Господе - за время проповеди Евангелия. И нет необходимости считать эту тысячу лет за точно определенное число, но, как сказано в Песни Песней: муж принесет в плоде его тысячу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его (Песн.8:11-12), где обозначается не число, а обилие и избыток урожая, так и здесь - совершенный плод веры. (Св. Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова, Глава 20).
Оживление в Господе всех ставших потом верными Ему и есть их первое воскресение от былого состояния смерти. Сам Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). Поэтому «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6).
Живые в гробах, - все скончавшиеся с верою в Господа и жизнью в Нем, и в гробах находящиеся. Но они верные Богу словом и делом живы, так как они Его, а «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38). С ними же и тот благоразумный разбойник, который во время крестных мучений, в самые последние минуты земного бытия искренне раскаявшись, уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю. (Лк.23:39-43). С ними же и прозревшие проповедью Господа, уверовавшие и в Нем ожившие «некогда непокорные». Они тоже были выведены Господом из ада вместе с верными Его. В аде, этом «общем вместилище» праведных и неправедных, живых и мертвых душ, были среди живых не только верные Его, но и некогда непокорные ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя. (1Пет.3:20). (Подробнее об этом в разделе, По вере нашей будет нам).
В телах и в гробах они будут царствовать с Господом, пока проповедуются Евангелия, то есть до конца этого мира. О них исполнились слова Господа: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Но, Господь не говорит, что все услышат. Останутся и мертвые, которые не услышат и не оживут, но скончаются мертвыми. Соответственно живым, есть два состояния мертвых людей:
Мертвые в телах, - все пребывающие на земле без веры в Господа и жизни в Нем, и с ними некогда имевшие, но утратившие эту веру и жизнь. Ненавидящие, презирающие, не хотящие и просто незнающие Господа, они существуют так до своего обращения к Нему или до самой своей кончины. Для этих мертвых ныне в теле пребывающих время настало уже тогда, когда было проповедано слово Господа, и оно продолжается по сей день, ибо Его слово неизменно проповедуется Церковью. Все же не хотящие Бога и потому не слышащие Его, скончавшись, пополняют число мертвых находящихся в гробах, оставшихся в аде. Пополняют число тех не услышавших глас Господа еще тогда, когда Он проповедовал им, не оживших и не выведенных Им из ада. Вот их время еще в отдаленном будущем.
Мертвые в гробах, - все скончавшиеся без веры в Господа и жизни в Нем и в гробах находящиеся. Это о них мертвых (первых и вторых) разговор Господа с его учеником: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». (Мф.8:21,22). Он сердцеведец знал состояние душ усопшего и погребавших его. О мертвых находящихся в гробах говорит Господь: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» (Ин.5:28). Их время еще не настало, оно только грядет, наступает. Ибо еще только наступает время, когда они услышат глас Сына Божия, но Господь не говорит, что услышав, оживут. Не оживут, ибо им уже поздно. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение» (Откр.20:5).
Не получившие в Господе первого своего воскресения оживления от смерти и скончавшиеся мертвыми, они не воскреснут до конца этого мира. И уже тогда по слову Божьему «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:29). Зато мертвые, находящиеся в гробах, тогда услышат уже все без исключений и практически без надежды на жизнь. Им останется только отчаяние и упование на милость Божию. (Подробнее в разделе, По вере нашей будет нам). Совершенно очевидно, что здесь Господь говорит о времени Своего Второго Пришествия. Но, скоро ли оно будет? Почему Он, безусловно, указывает только на его будущность? И почему Он говорит, что: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32).
Но, «как Сыну, Который подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца?», - пишет Григорий Богослов и продолжает, - «для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек» (Свт. Григорий Богослов, Творения, ч.3, Второе слово о Боге Сыне, с. 76). Соглашается с этим мнением и блаженный Феофилакт, говоря: «Он (то есть Христос), как Бог, знает, а как Человек не знает времени Своего пришествия» (Блж. Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 24). Но если предположить, что Иисус знал день Своего Второго Пришествия, а сказал Апостолам, что не знает, то это будет равносильно признанию, что Он сказал неправду. Он, безгрешный и правдивый, не мог говорить неправду и мы знаем, что всякое слово Его истинно.
Гладков Б.И. пишет, что слова Господа о дне и часе Его Второго Пришествия нужно понимать в ином значении. Если предположить, что день и час кончины нашего земного мира, а следовательно и начала Страшного Суда, еще не назначены, а назначение их зависит от воли Отца Небесного, то тогда станет понятным, что о дне... том, или часе, никто не знает, ни Ангелы Небесные, ни Сын, но только Отец, от воли Которого зависит назначение их. День и час еще не назначены Отцом, а потому не знает их никто, даже Сын. (Гладков Б.И. «Толкование Евангелия», гл. 37, О дне и часе второго пришествия). Такое понимание представляется верным. Подтверждением этому является то, что на громкий вопль душ праведников убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели: «..доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?... даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9-11).
Как уже говорилось, великое дело спасения человека осуществляется Господом при самом непосредственном и заинтересованном участии самого человека. Поэтому вопрос правильного понимания жизни и смерти является для спасаемого человека самым главным. И это Господь терпеливо поясняет Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:47). «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). Истинная вечная жизнь зависит никак не от тела, но только от веры человека в Него и соблюдения им слова Его. Только так человек может иметь жизнь вечную и не увидеть смерти вовек. Поэтому, если под смертью понимать просто «кончину живота», то как тогда понимать слова Господа: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25), когда «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:26).
Простое ясное понятное всякому живущему и верующему в Него обещание Господа, что он «не умрет вовек» нужно как-то «приспосабливать» к тому, что все-таки «если и умрет, оживет». Совсем не о кончине живота здесь говорит Господь. Он говорит о грехе, ведущем к смерти, который даже верующий в Него и живущий Им (в конечном земном теле) человек может, оступившись совершить. Тогда, даже оступившийся и согрешивший человек, но раскаявшийся и «верующий в Меня, если и умрет, оживет», потому что: «Я есмь воскресение и жизнь», а поэтому «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25,26). Это и произошло с апостолом Петром, трижды отрекшимся от Господа, но затем раскаявшегося и трижды Господу засвидетельствовавшего свою любовь к Нему, и вновь ожившего в Нем.
Вот о чем были слова Бога к дому Израилеву: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?». Вот для уразумения чего попускал Своему народу отступнику, со многими великими страданиями Своими, Он всяческие скорби и испытания. Вот о чем Сам скорбел и на что надеялся Бог - Любовь: «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их». Вот о чем устами Своих пророков говорил Господь падшему человеку всю историю его земного бытия.
Но как было помочь тяжело больному страстями и ничего не желавшему понимать человеку? Как вернуть ему веру в Бога, обратить от смерти к жизни и вновь искупить его Себе? И скорбящий страдающий за гибнущее Свое творение Он - Любовь для его спасения идет на Свой немыслимо страшный подвиг. Он Сам приходит к людям воплотившись в человека. Приходит со Своим учением как Свет во тьму, чтобы не только просветить их, но и прямо заявить им о Себе: «…вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира… и… вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин.8:23,24).
Призывая озлобленных, потерявшихся, умирающих от страстей и грехов людей, Господь знает, что они не услышат Его слов и не уверуют в Него сразу. Но это все-таки произойдет тогда, когда свершится страшный Его подвиг любви к ним. «Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин.8:28). Всегда самоотверженная ничего для себя не хотящая любовь ведет Его на это страшное и победное противостояние злу и этим, наконец, открывает путь спасению Его человека. Вера, которую Он принес людям Своим словом, тогда была еще слабой и сомнительной для них и только Его делом она обретет подлинную свою силу.
Все Его служение, бывшее в уничижении, смирении, терпении завершится великим подвигом рождения в Его людях истинной веры. И об этом Он заранее сказал народу: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я». Сама Его кончина сопровождалась страшными для народа знамениями описанными евангелистами: в самое светлое время дня (с полудня до пятнадцати часов) вдруг «сделалась тьма по всей земле… и померкло солнце». «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись». Тогда «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух».
И вот тут, в свидетелях этого великого и ужасного события, начинает наступать просветление и страх содеянного: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк.23:44-48; Мф.27:51-54). Это было только начало. Дальше будет спасительное Его Воскресение и явление Господа ученикам Своим, а потом и обещанное Им сошествие на учеников Святого Духа, Который развеяв все остатки сомнений и страха, уже окончательно утвердит их в Нем и полностью подготовит к апостольскому служению.
Слово и дело истинной любви, которые никогда не расходились между собой у бесстрастного и безгрешного Господа, стали для Его учеников не только самым верным оружием против всякой злобы и лжи, но и твердым основанием их веры, служения и спасения в Господе. Благодаря Ему ученики прочно усвоили, что истинная вера есть только по велению любви и всегда подтверждается делами, ибо «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Такую мертвую лицемерную веру евреев в Бога на словах, а не на деле, не по велению любви, а по исполнению предания старцев уже давно обличали Его пророки: «И сказал Господь: … этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис.29:13); «А грешнику сказал Бог: «Зачем ты возвещаешь о повелениях Моих и принимаешь завет Мой устами твоими? Ты же возненавидел наставления и вконец отверг слова Мои» (Пс.49:16-17).
Вместо любви - страсти в сердце, вот главная внутренняя проблема грешного человека. Идущие по ним неискренние, но внешне праведные слова и дела ничего кроме вреда не несут самому человеку. Это мертвое формальное бесполезное для души человеческой служение Богу, никакого доброго плода не приносящее отвергает Господь. Именно поэтому Он говорит народу: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Но говорил Он, прежде всего, - возлюби! Это главное внутреннее делание и есть основа истинной веры. Бог от человека ничего не хочет для Себя. Это служение Ему, нужно самому человеку для его спасения от смерти. Для обращения к Богу, познания Его, исправления себя для Него чтобы, наконец, и самому быть помилованным, оправданным и принятым Им. Ведь Царство Небесное - это конечная цель каждого христианина.
Но «не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Многие, но пустые слова и воззвания к имени Его и лицемерные дела не приведут людей в это Царствие, ибо Он ответит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23). Делающие беззаконие! Но это значит чувствующие, мыслящие, верующие беззаконно. Никакие правильные слова молитв и буквальные исполнения обрядов не могут свидетельствовать об истинности веры человека.
Уже говорилось, что слово и дело любви у Господа всегда пребывали в единстве, исходили из Его намерения творить волю Отца. Бесстрастный и безгрешный, Он всегда мог спросить: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8:46). Сделать это было невозможно, ибо неправды нисколько и никогда не было в Господе. Иное дело страстные и грешные люди, утверждавшие о своей вере в Бога. По лукавству своих мысленных намерений, часто слово и дело их расходились между собой. На эти внешние видимые свидетельства их неправды и обращает внимание апостол Иаков. Людям утверждающим, что и без дел имеют веру, он говорит: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».
Противопоставлять веру делам и говорить: "ты имеешь веру, а я имею дела" - бесполезно, ибо только сами дела человека могут показать и подтвердить его веру. «Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою». И тогда сразу становится видна самая вопиющая неправда, как в случае с «верующими» не оказавшими никакой милости нуждающимся. Приводя пример «сыноположения» Авраамом Исаака, как свидетельство праведности и истинности веры его Богу, апостол говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?».
Засвидетельствованная делами его, истинная вера Авраама Богу вменилась ему в праведность, и он нарекся другом Божиим. «Видите ли, - завершает апостол, - что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак.2:14-24). И все-таки именно истинность веры стоит во главу угла! Потому что хотя вера человека как бы и подтверждается делами, но не проверяется ими. Истинное намерение человека, невидимо скрывающееся под его разными добрыми и злыми делами, может быть противоположным самой видимости этих дел. Сами дела человека могут быть добрыми и богоугодными, но по намерению исходить не от истинной веры, а лукавства страстей (подробнее в Заключительных главах).
Истинность веры всегда составляет личную тайну между человеком и Богом, и проверяется только делами Бога! Только милостивой благодатью Его, которая всегда «по вере вашей да будет вам». Именно так была удостоверена вера приступивших к Господу и моливших Его о своем прозрении слепых. И стало так им по вере их! (Мф.9:28-30). Так была засвидетельствована истинность веры самого Авраама не его делом, а делом Божиим! Не положением Исаака на жертвенник и готовностью принести его в жертву Богу, а ягненком посланным Богом, узнавшим истинное намерение Авраама (Быт.22:12,13). Это очень важный момент! Уже зная Авраама как праведника Божия, мы не усматриваем огромной разницы в двух этих событиях. Но, история знает много внешне похожих своей трагичностью ситуаций, когда человек доказывая свою верность Богу, жертвовал детьми и близкими. Однако истинное его намерение известное только Богу не было праведным и угодным Богу, и отнюдь не свидетельствовало об истинности его веры. Простой пример - Свидетели Иеговы известные по всему миру своим отказом от переливания крови даже под угрозой кончины своих тяжко болящих и страдающих близких.
О решающем значении на грядущем Страшном Суде не слов, а дел по которым узнает Бог об истинности веры и верности Ему человека, говорит Сам Господь. Сидя на престоле славы Своей, в собравшихся пред Ним всех народах, Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. И скажет Царь тем, которые стоят по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», ибо вы исполняли дела любви, милосердия и сострадания нуждающимся в них. И «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тем же, которые стоят по левую сторону скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», ибо вы не исполняли дела любви, милосердия и сострадания нуждающимся в них. И «так как вы не сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то не сделали Мне».
Он - Любовь не нашел Себя в их душах. И души их не найдут, не смогут найти себя в Его всепрощающей любви. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25:31-46). Ко всем же сказал Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). В этих словах Господа истинное призвание людей по вере в Него творить дела любви в их повседневном мирском обиходе и апостольском служении. И это же является вразумлением им, не считать себя последователями Ему просто ходя за Ним. Уподобиться Господу, отказаться от себялюбия и самоугождения, словом и делом возлюбить Бога и ближнего своего. По вере в Господа, уповая на милость Его, супротивиться страстям своим, смирением и терпением распиная их на кресте своем до самой своей кончины.
Это хорошо видно из события когда «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть и, … Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:21-23). Будь милостив к Себе! Этот чисто человеческий протест так сильно любящего Его ученика совершенно понятен, но не для этого пришел Господь в мир. И незамедлительная резкая отповедь Господа, конечно, была не любящему Петру, а его коварному соблазнителю. Исключительно велико значение доброго служения и добрых дел наших в глазах Господа.
Однако следует помнить, что формальное «арифметическое» к ним отношение и понимание их влияния на нашу последующую участь может совершенно ничего доброго не дать нам. Иногда приходится читать и слышать в проповедях некоторых священников о том, что людям еще «при жизни» нужно «запасаться» добрыми делами и милосердным отношением к ближним, так как это очень потребуется всем нам в тот самый день Страшного Суда Господня. Приходится признать, что действительная польза нам от этого только в умягчении сердец наших и навыке доброго делания.
Премудрость Божия не дает человеку «накопления заслуг» для жизни, как и не лишает его надежды на спасение, через веру в Него и покаяние Ему. Сам Господь говорит об этом: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:24). И еще: «праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность» (Иез.33:11-20).
Спасение человека не в создании себе «запаса прочности» из добрых дел и праведного поведения, а в нелицемерной вере в Господа и в случае падения (преступления заповедей Его помыслом или самим делом), его немедленном восстании (искреннем душевном раскаянии и покаянии Ему). Именно этого и не нашлось у согрешивших преслушанием Богу Евы и Адама (хотя до этого они имели исключительно один «запас прочности»), но зато нашлись губительные смертоносные оправдания. Сам Господь говорит об этом людям: «разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер.8:4) и «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш» (Иер.3:22). И вот тогда обязательно «молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15). И только тогда обратившийся «беззаконник, … к жизни возвратит душу свою» (Иез.18:27). Главное человеку стать живущим в Нем и верующим в Него, приобрести и потом никогда не утратить эту веру, от которой жизнь есть! Собственно для осознания и достижения этого: поверить в Бога, познать Его, покаяться Ему и изменить себя (и дела свои) для Него и нужно человеку это временное тело и недолгий земной путь.
Именно поэтому, говоря о малом значении (самого по себе) этого конечного тела, Господь наставляет своих учеников: «И не бойтесь убивающих тело, души; же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Здесь синодальный перевод, вставив отсутствующие местоимения с заглавными буквами, дает недвусмысленные указания на «Того, Кто может и душу и тело погубить». Но Бог - Любовь не может губить, Он может только спасать! Вот перевод церковнославянский: «И не убойтеся от убивающихъ тело, души же не могущихъ убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубиити въ геенне». То есть, с верой в Господа и жизнью души вашей в Нем не бойтесь никакой дьявольской злобы терзающей тело ваше потому, что не может она овладеть душей вашей в которой Бог и погубить ее. Но бойтесь несчастья остаться без Бога в душе вашей и веры в Него. Ибо, вот тут дьявол сможет захватить душу вашу, и тогда уже «могущаго и душу и тело погубити въ геенне». Вот этого, - убойтеся же, - говорит Господь.
Свято место пусто не бывает! И если в душе человека места Богу не находится - это место обязательно занимает дьявол. Соблазняя и привлекая сердце человека «сокровищем мира сего» он бестелесный дух захватывает душу человека, себялюбием и самоугождением возбуждая все имеющиеся в ней страсти и пробуждая новые. Некоторые из них: лень, чревоугодие, блуд, мшелоимство и т.п., не требуют выставления себя. Они вполне «самодостаточны» и губят человека непосредственно. Другие же страсти: тщеславие, гордыня, превозношение, самомнение и т.п., требуют своего удовлетворения явно, через выставление себя напоказ. Соблазн человека на греховные похоти и вожделения по таким страстям исполняется дьяволом опосредованно через соревнование другого уже своего человека, безбожного раба страстей и носителя смерти. Но, сути это не меняет.
Всякое тайное или явное предательство своей веры в Бога по злобе, корысти или малодушию неизбежно погибельно для человека и об этом предупреждает Сам Господь, говоря: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк.9:24). Поэтому все святые Божии так мало внимания уделяли этому конечному телу (ибо для них оно было уже не значимо) и без сожаления расставались с ним, принимая кончину (очень часто мученическую) в защиту этой веры и жизнь с Богом вечную: «На Бога уповаю, не убоюсь: что сотворит мне человек?» (Пс.55:12). Но, если же был на то промысел Божий, тело верных Богу людей тихо, мирно (без протестов) расставалось с душей живой, в назначенное время уходящей к Господу.
Здесь уместно вспомнить о чудесах временного воскрешения усопших, сотворенных Господом непосредственно и через святых Своих апостолов. Этих случаев временного восстановления (от сна) конечного тела, сотворенных в разных городах и странах, известно достаточно много: от отдельных людей до целой группы восстановленной единовременно. Так житие апостола Андрея Первозванного повествует о воскрешении им в городе Патры сначала одного утопленника плывшего из Македонии в Патры (с целью ознакомиться с новым учением). Потом, по просьбе его и целой окружавшей толпы людей, воскрешения еще тридцати девяти человек его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших. По милости Божией и провидению Его это временное восстановление скончавшихся людей давало им еще время для покаяния и обращения от смерти к жизни.
Главное, что по Промыслу Его воскрешения усопших всегда осуществлялись во славу Божию, по вере и для укрепления веры в Него всех просящих Господа об этой милости. Поэтому и сказал Он одному из них: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк.8:50). Для этого в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве святого апостола Андрея Первозванного воскрес скончавшийся человек, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение. Святой Пантелеймон, принял Святое Крещение после воскрешения Господом мертвого ребенка укушенного ехидной по его тогда еще не христианскому прошению. В свидетельство настоящего Победного Воскресения Господа и укрепления ради веры в Него, произошло и событие подобное изложенным, когда: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф.27:52,53).
Свидетельство о публикации №223101501086