Ненаписанный роман
эссе
Иван Сергеевич, снимал в Баден-Бадене на улице Шиллера у домовладельца – «печных дел мастера» Георга Анштетта садовый домик – двухэтажное здание напоминающее русскую дачу.
Здесь в тихой спокойной обстановке (этот уголок напоминал скорее сельскую местность) перед въездом «в летнюю столицу Европы» автор романа «Дым» переживал и другой роман – действие которого происходило не в среде русской колонии этого курортного городка, а в душе самого писателя.
И этот роман начался не вчера, не по приезду в Германию, а много раньше.
Тогда осенний театральный сезон в Санкт-Петербурге открылся гастролями итальянской оперы и её примы Полины Виардо-Гарсиа.
Необычайно одарённая певица решила покорить городскую публику пением в опере «Севильский цирюльник», добавив к ариям Розалины вставки из романса Алябьева «Соловей». Зрители были в восторге! Среди поклонников певицы оказался и Иван Тургенев. Голос Виардо так увлёк Тургенева, что сделал его, пожалуй, самым верным её поклонником. Получился странный «дуэт»: привлекательный коллежский асессор Тургенев и некрасивая, к тому же замужняя певица Виардо. Тургенев влюблен! Он встречается с певицей на музыкальных вечерах, балах и раутах, всюду, где это возможно.
Муж Полины отнюдь не ревновал свою благоверную к писателю, он просто привык к обилию поклонников. Более того, Тургенев стал лучшим другом для самого Луи – мужа Полины и разделил с ним страсть к охоте. Для Ивана Тургенева роман был действительно головокружительным. Полина Виардо стала любовью его жизни, душой и настоящей музой.
… В доме номер 15 по улице Шиллера Тургенев поселился после того, как русский царь, разгневанный его статьей о Гоголе, выслал писателя из Петербурга. В Баден-Бадене Иван Сергеевич создал своеобразный поэтический салон, устраивал званые вечера наподобие тех, какие имела обыкновение проводить Полина Виардо, ставшая уже его близким другом.
Именно здесь, в Бадене, в нескольких шагах от «русского» дерева, сидя за белым крашеным столиком в кофейне Вебера, Иван Сергеевич много думал о Полине:
«Мое чувство к ней является чем-то, чего мир никогда не знал, чем-то, что никогда не существовало и что никогда не сможет повториться. С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, – с той роковой минуты я принадлежал ей весь…. Я не мог отвести взора от черт её лица, не мог наслушаться её речей, налюбоваться каждым её движением; я, право, и дышал-то вслед за ней».
Так писатель выражал свою любовь к певице, а сама Полина больше позволяла любить себя. Наверное, в такую минуту, когда здесь в Бадене Тургенев писал роман «Дым» у него и родилась эта строчка: «Зачем вы избегаете меня?».
Вот и сейчас, за маленьким столиком в кофейне Вебера; разглядывая зелёные деревья и волнистые горы под лучами заходящего солнца, он будто слышал её голос: «Здравствуйте, Иван Сергеевич! Мы неслучайно встретились?! Темнеет, не пора ли домой!». Писатель вспоминал о Виардо: «Приятная женщина, вся такая гладкая, с пухлыми губами Полина, смотрит – будто взглядом ласкает его. Она смущается, но всё же очень откровенно смотрит, ласково». У Ивана Сергеевича заныло сердце, он вспомнил о матери и заволновался.
… Госпожа Тургенева сильно ревновала сына к певице и всячески пыталась отвлечь его от неподобающего романа с замужней иностранкой. Мать открыто говорила, что ненавидит «заезжую цыганку».
На какое-то время властной госпоже Тургеневой даже удаётся разлучить сына с «ненавистной цыганкой», после чего, правда, у Ивана Сергеевича состоялся серьезный разговор с родительницей. Семейная ссора закончилась разрывом с матерью, но позже писатель, всё же, наладил с ней отношения.
Жизнь показа, что прервать роман Тургенева с певицей смогла только смерть. Этот роман Ивана Сергеевича с Полиной Виардо не был написан пером, хотя, несомненно, он особым образом повлиял на творчество писателя.
Иван Тургенев всего на несколько месяцев пережил Луи Виардо, так и не успев назвать женой свою Полину.
Июль 2023 г.
Свидетельство о публикации №223101501152
Вячеслав Толстов 03.12.2024 15:53 Заявить о нарушении